Западносибирские татары

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

К народам Саяно-Алтая были близки в прошлом тюркоязычные народы бассейна Средней Оби и Иртыша. После прихода русских они оказались отделены географически от своих прежних южных соседей. Часть их вообще утратила национальную самобытность, ассимилировавшись с русскими. Другие живут отдельными островками, окруженные русским населением. Большинство этих народов объединяется общим названием «западносибирские татары».

Татары Среднего и Нижнего Иртыша — остаток коренного населения «Сибирского юрта» XV—XVI вв., разгромленного казаками Ермака. Это было когда-то многочисленное население, и позднее, вплоть до XVIII в., они составляли обособленную компактную группу, сохранявшую свои национальные самобытные черты. Но с начала XIX в. положение для них изменилось к худшему: под влиянием колониального гнета, торгово-ростовщической эксплуатации и в силу других причин наметилось общее обеднение татар и упадок их культуры. В 1880-х гг. Н. М. Ядринцев, побывавший у западносибирских татар, писал о них, что еще в XVIII в. татары были «богатым сословием Сибири, они были оседлы, имели земли и угодья, купленные и жалованные, занимались торговлей и обладали капиталами. Быт их в настоящее же время (1882 г.) совершенно нищенский, они лишились земель, представляют полудикое несчастное население, почти сплошной пролетариат» 1. В связи с этим шел и медленный, но неуклонный процесс ассимиляции с русскими, следствием чего было численное сокращение татарского населения.

Западносибирские татары (около 70 тыс.) делятся на географические группы: тобольские (в том числе так называемые «Заболотные»), тюменские, томские, барабинские. Наиболее многочисленны тобольские татары. Язык их близок к казанско-татарскому, отличаясь своеобразным «цоканьем», и распадается на диалекты. В прошлом у них были племенные подразделения (тогус, курдак, яскалбы, иштек,, туралы и др.), сейчас они забыты.

В Барабинской степи, по р. Оми, правому притоку Иртыша, живут барабинские татары (около 7,5 тыс.), которые в настоящее время почти ассимилировались с пришлыми казанскими татарами.

В материальной культуре татар сохранилось мало самобытных черт. Прежние бревенчатые юрты сменились русскими избами и домами, однако в них встречается вместо русской печи чувал, а хлебная печь устраивается снаружи; обстановка тоже иногда на восточный лад: нары («урын»),покрытые коврами и подушками. Национальный костюм почти не сохранился; прежде мужчины носили рубаху «кюйляк» ярких цветов, короткий «камзул» и длинный «бишмет», тюбетейку, зимой овчинную шубу; у женщин — широкая рубаха, камзул, широкие шаровары, халат, суконная или бархатная шапка.

По религии татары мусульмане: ислам принесен к ним в XVI в. при Кучуме. Но есть и следы домусульманских верований и обрядов: раньше почитали священные деревья, приносили жертвы небу и духам — «хозяевам». Описан женский праздник «каргатуй» (прилет ворон).

Особую этнографическую группу сибирских татар представляют «сибирские бухарцы» (свыше 12 тыс. по переписи 1926 г.). Это сравнительно недавние поселенцы, вышедшие из Бухары и осевшие в Западной Сибири в эпоху Кучумова царства. Позднее, в эпоху развития торговли Сибири с Бухарой, в XVIII в., количество бухарцев увеличилось. Помимо торговли, многие из них занимались извозом. Они, однако, не сливались с татарами, и сознание своего особого происхождения сохранилось у них до настоящего времени.

Группа западносибирских («заболотных») татар: рыбаки-ударники колхоза

К этому коренному, старому татарскому населению присоединились так называемые пришлые татары, выходцы из районов Поволжья, которые к концу XIX в. составляли группу около 20 тыс. Впрочем, довольно трудно разграничить этих пришлых татар от коренного татарского населения, тем более что по языку и культуре обе эти группы и раньше были близки. Однако в антропологическом типе сибирских татар более заметны монголоидные черты, чем у пришлых.

Notes:

  1. Н. М. Ядринцев. Сибирь как колония. СПб., 1882, стр. 97.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1935 Родился Евгений Николаевич Черных — российский археолог, историк металла, член-корреспондент РАН.
  • Дни смерти
  • 2008 Умерла Людмила Семёновна Розанова — советский и российский археолог, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, один из ведущих специалистов в области истории древнего кузнечного ремесла.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 12.11.2019 — 20:40

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014