К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу
Знаменитая, но скверно раскопанная стоянка в Шассе (Сона и Луара) в Центральном массиве, несомненно, позволяет нам познакомиться с одним из путей распространения культуры западного неолита. Это — укрепленное городище на вершине холма; здесь было найдено много предметов, характерных для культуры Кортайо —
конусообразные втулки из оленьего рога для топоров, неорнаментированные лощеные сосуды и выемчатые подвески в виде зубцов. Но когда эти находки были собраны, они не были отделены от образцов, характерных для среднего или верхнего неолита альпийской зоны и первого периода халколита Южной Франции, — втулок, подобных изображенной на рис. 135, В, проушных каменных топоров, шаровидных булав, с одной стороны, черешковых наконечников стрел, дощечек для керамики с орнаментом в виде тонких углубленных узоров — с другой. Сосуды последнего типа на месте этого поселения так многочисленны, что их обычно называют керамикой Шассе. Характерна подставка для сосудов (рис. 138). Черепки с орнаментом в этом стиле были найдены в Михельсберге; однако он относится к более поздней стадии западной культуры, чем стадия Кортайо, и, возможно отражает свежее влияние Средиземноморского побережья.
Перейдя Центральный массив, неолитические племена достигли богатых кремнем и, по-видимому, уже заселенных охотниками лесной культуры долин Северной Франции. Судя по древнейшим неолитическим поселениям, обнаруженным здесь до настоящего времени, западные племена, по-видимому, приняли значительную часть инвентаря собирателей, а именно топоры-мотыги и топоры-резаки, подобные изделиям из Эртебёлле, и наконечники стрел с поперечно срезанным лезвием. Наиболее яркую картину дает Фор Арруар (Эра и Луар) — городище в форме мыса, занимающее площадь около 7 га, где Филипп различил два неолитических слоя.
Население занималось выращиванием злаков (каких именно — определить не удалось) и разведением скота главным образом рогатого; разводили также свиней и коз и в очень небольшом количестве овец; охота и рыбная ловля играли весьма скромную роль. Люди жили в овальных хижинах неправильной формы, частично врытых в землю, и одевались в ткани, используя для прядения пряслица и глиняные грузики для ткацких станков. Плотники пользовались полированными топорами иногда из импортных пород камня, но главным образом мезолитическими кремневыми топориками и «кирками», а также реже встречающимися топорами из оленьего рога. Наряду с наконечниками стрел с поперечно срезанным лезвием лучники пользовались иногда треугольными наконечниками. В конце этого периода начал ввозиться кремень из Гран Прессиньи, а также янтарные бусы и подвески в форме дужек из сланца.
Сосуды, обжигавшиеся в самом поселении в небольших печах, — типично западные, но, кроме того, встречаются простые формы с кожевидной поверхностью, противни, как в михельсбергском комплексе, сосуды с несколькими ушками в виде трубочек с вертикльными отверстиями и горизонтальные трубочки, расширяющиеся к краю наподобие рогатых ушков Трои I, а также подставки для сосудов и другие сосуды, орнаментированные в стиле Шассе. Несмотря на то, что в долине имеется мегалитическая гробница, которую видно из городища, жителей поселения хоронили (в вытянутом и, в одном случае, в скорченном положении) в самом-поселении. Были распространены глиняные женские статуэтки. Эта форма культа стояла совершенно особняком в западном цикле.
Судя по керамике, другие поселения Северной Франции, в том числе знаменитая укрепленная стоянка в Ле Кампиньи (Нижняя Сена), которую принято считать типичной стоянкой культуры мезолита, и Катенуа (Уаза), были заселены в период Фор Арруар I. На этой стоянке второй неолитический слой дает указания на развитие более древней культуры. Господствующую роль играло скотоводство. Крупную породу (Bos brachyceros) разводили одновременно с более древней мелкой породой рогатого скота. Козы вымерли, но кости дичи составляют до 8% общего количества костей. С побережья ввозились устрицы и другие моллюски. В результате обмена получали и готовые орудия, как, например, кинжалы и наконечники копий из кремня, добываемого в Гран Прессиньи. Но сохранились и прежние типы орудий, в том числе мезолитические топоры-мотыги и топоры-резаки. Стиль сосудов представляет собой дальнейшее развитие стиля Шассе с более крупными углублениями; встречаются сосуды и с искусственно неровной поверхностью.
То обстоятельство, что поздний стиль Шассе оказал влияние на орнамент «чаш для благовоний» в начале среднего бронзового века в Южной Англии, указывает, что Фор Арруар II совпадает по-крайней мере с периодом распространения культуры колоколообразных кубков на Западе; возможно, что он продолжался и дольше, поскольку, как на швейцарских озерах, последующие слои содержат лишь археологический материал, относящийся к поселению позднего бронзового века Фор Арруар III. Мы можем лишь сказать, что пастушеские общины Северной Франции сохранили свою неолитическую экономику и свой инвентарь, не испытав в бронзовом веке влияния культуры мегалитов, колоколообразных кубков и последующего развития дунайской и британско-ирландской торговых систем.
[adsense]
Неолитические скотоводы в домегалитическую эпоху достигали, возможно, даже Бретани, объединившись с жителями побережья — потомками носителей культуры Тевье. В самом деле, огороженные каменными стенами городища Кро Колле и Лизо содержат керамику с распространенным в мегалитических гробницах полуострова каннелироованным орнаментом и орнаментом в позднем стиле Шассе. Встречаются, однако, и группы небольших погребений в каменных ящиках; в ряде этих погребений были найдены неорнаментированные западные сосуды, обнаруживающие замечательное сходство с керамикой культуры Кортайо, другие сосуды типа Шассе и сосуды с ушками в виде рожек. Иногда, например в Манио, эти каменные ящики покрыты продолговатым холмом из земли и камня, план которого представляет ближайшую аналогию на континенте длинным холмам Британии.
К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу