Предмет и метод этнографии как науки

В научной литературе разных стран было немало споров о том, что такое этнография, каков ее предмет, ее задачи. Большинство зарубежных ученых слишком узко понимает предмет этнографической науки. Ее понимают либо как науку о «первобытных» народах, либо как изучение элементарных форм культуры, либо как исследование пережитков первобытных явлений у современных народов, либо как изучение крестьянской культуры европейских народов и т. д.

В этом сужении задач этнографии, в сведении их к изучению только «примитивных» народов и «первобытных» форм общественной жизни сказался великодержавно-империалистический и отчасти расистский взгляд на отсталые и угнетенные народы колоний как на «низшие» народы, которые будто бы должны изучаться особой наукой. Историческая наука имеет дело якобы только с «высшими», «культурными» народами Европы и Америки, а для изучения «низших» народов должна существовать будто бы особая наука, как бы наука второго сорта, — этнография. К «примитивным» народам приравнивалось в этом смысле крестьянство и вообще угнетенные классы капиталистических стран.

Споры об объеме и предмете этнографической науки были и среди советских ученых, и эти споры принесли больше вреда, чем пользы, потому что они долгое время отвлекали внимание этнографов от задач положительной исследовательской работы в сторону абстрактных рассуждений и игры в дефиниции.

В настоящее время среди советских ученых укрепилось широкое понимание задач этнографической науки. Этнография — по точному смыслу этого термина (греч. ifbo;- народ, ^px^sTv— писать, описывать) — это наука, описывающая, или изучающая, народы. В область этнографического исследования входят все без исключения народы, как отсталые, так и наиболее передовые. Этнограф изучает не только ранние или пережиточные формы жизни народов, но и развитые и современные; не только их прошлое, но и настоящее. С другой стороны, этнограф интересуется не только ныне существующими народами, но и народами прошлого, в том числе исчезнувшими (историческая этнография как особое ответвление науки).

Исчезнувшие народы и их культура изучаются, как известно, также археологической наукой, которая при этом пользуется преимущественно методом раскопок и исследования вещественных памятников. Принципиально никакой грани между археологией и этнографией в этом отношении нет. Но практически установилось, что археолог имеет дело не с самими народами, а лишь с остатками Их культуры, добытыми при раскопках или иными способами, этнограф же изучает народы и их культуру непосредственно.

В буржуазной науке делались и делаются попытки разграничить две науки: «этнографию» как чисто описательную будто бы науку и «этнологию» как науку обобщающую, изучающую закономерности жизни народов. Советские ученые решительно отвергают такое деление. С точки зрения марксизма-ленинизма, не может быть чисто описательной науки отдельно от науки о закономерностях. Описание неотделимо от анализа, объяснения, обобщения. Поэтому для нас «этнография» и «этнология» — два разных названия для одной и той же науки; но в советской литературе принято первое название, ибо термин «этнология» является искусственным и ведет к неясности и двусмысленности.

Прежде в русской литературе употреблялся также термин «народоведение» — точный русский перевод слова «этнография». Сейчас он почти не применяется.

В советской этнографической науке не принято также существующее среди немецких ученых различение Volkskunde (изучение своего народа) и Volkerkunde (изучение народов других стран).

С точки зрения советских этнографов, изучение любого народа — все равно своего ли или какого-либо иного — основывается на одних и тех же методах и принципах, ставит одни и те же задачи. Советские ученые и в этом вопросе проводят принцип полного равноправия народов.

Однако, разумеется, далеко не все в жизни народов попадает непосредственно в сферу этнографического изучения. Отдельные стороны жизни народов — особенно современных, высококультурных народов — изучаются другими науками. Современная техника — область особых специализированных наук. Отдельные стороны духовной культуры народов — искусство; литература и пр. — тоже составляют предмет специальных дисциплин. Этнограф не вмешивается в сферу деятельности этих наук, но он считается с их положениями и выводами и в известной мере обязан их знать.

Вместе с другими общественными науками этнография составляет часть исторической науки в широком смысле этого термина. Энгельс говорил, что вообще существует только одна наука — история, и она делится на две главные ветви — историю природы и историю людей. Этнография — одна из чисто исторических наук. Даже если она изучает самую живую современность, она изучает ее строго исторически. Основной принцип этнографической науки в понимании советских ученых, как и основной принцип всего марксистского мировоззрения, исторического материализма, — это принцип историзма.

Составляя часть истории, этнография соприкасается и порой тесно связывается с целым рядом других дисциплин и не только общественных, но и естественных: с географией, антропологией, археологией, языкознанием, искусствознанием (история музыки, изобразительного искусства и др.), с историей религии, с политической экономией, с историей техники и т. д. По целому ряду вопросов этнограф должен быть в курсе достижений этих дисциплин. Одна из особенностей советской этнографии (и вообще советской науки) в том как раз и состоит, что она покончила со взаимной разобщенностью наук, какая до сих пор существует в зарубежных странах.

Из сказанного ясно, насколько обширны границы этнографии, насколько разнообразно её содержание. Пространственно — она охватывает все страны, все народы земли. По времени — все этапы истории человечества от наиболее примитивных форм (история первобытного общества изучается в значительной мере на этнографическом материале) до явлений современной жизни (вопросы национальной политики, социалистическое переустройство быта у народов СССР, в странах народной демократии). Тематически в задачи этнографии входит изучение всех разнообразных сторон жизни народов,
Так как охватить всю эту огромную область знания одному человеку почти невозможно, то естественно, что она распадается на целый ряд более узких специальностей. Наиболее обычна в этнографии специализация по странам (изучение народов Австралии, Африки, Европы, Средней Азии, Сибири и пр.); либо, в отдельных случаях, по языковым группам (изучение славянских, германских, тунгусо-маньчжурских и других народов). Есть специализация и по группам проблем: имеются специалисты по истории хозяйства и техники, по народной архитектуре, по одежде, по народной музыке, изобразительному искусству, по истории семьи или ранних форм общественной жизни и т. д.

Основной метод, который положен в основу советской этнографической науки,— это метод марксизма-ленинизма, тот же, который лежит в основе и всех других наук.

Для того чтобы ближе подойти к специфическим задачам этнографии как науки, целесообразно здесь же, в начале курса, выделить из множества проблем этой науки несколько важнейших. Внимание советских этнографов в последнее время сосредоточивается главным образом вокруг следующих узловых проблем, причем каждая из них представляет не только чисто научный или теоретический, но в большей или меньшей степени и практический интерес.

1. Проблема изучения этнического и национального состава населения отдельных стран. Во многих случаях эта проблема довольно сложна; в буржуазных странах она приобретает иногда большую остроту в связи со спорами за пограничные территории, когда дело идет о том, чтобы установить национальный состав их населения; за этими спорами фактически скрывается борьба империалистических интересов.

2. Проблема этногенеза и исторических связей между народами. Изучение вопросов происхождения народов развернулось в нашей стране особенно широко в последние годы. При разработке этих вопросов используются наряду с этнографическими материалы археологии, антропологии, языкознания, истории и других наук, но сама проблема относится преимущественно к области этнографии. Ведь выяснить происхождение народа как такового — значит прежде всего понять, как, когда, из каких источников сложился этнический облик данного народа со всеми особенностями его культурно-бытового уклада, как постепенно в ходе исторического развития менялся этот этнический облик, как он мало-помалу принял свой современный вид.

3. Проблема этнического и национального развития в современную эпоху. Процесс национальной консолидации (формирование более крупных национальностей путем взаимного сближения, слияния, ассимиляции более мелких этнических групп) наблюдается сейчас во многих республиках СССР в связи с развитием экономики и общим ростом культуры. Национальная консолидация — одно из условий расцвета национальных культур в эпоху социализма, и в то же время — один из побочных результатов этого расцвета. Изучение этого процесса — важная задача этнографа. В совершенно иных условиях протекает национальная консолидация в колониальных и бывших колониальных странах, где народы сплачиваются, сближаются между собой в ходе общей борьбы против империализма.

4. Изучение национально-бытовых особенностей отдельных народов. Эти особенности, сохранившиеся от прошлого, играют иногда крупную (положительную или отрицательную) роль в современной жизни. Особенно важно здесь изучение пережитков капитализма и докапиталистических отношений среди народов СССР, пережитков, которые тормозят социалистическое развитие и с которыми поэтому должна вестись борьба. Не менее важно изучать и те этнические особенности, народные традиции — как в области материальной культуры, так и в быту, — которые могут оказаться в той или иной мере полезными для современной жизни.

5. Изучение тех же пережиточных форм, остатков ранних стадий развития человечества (в области хозяйства, общественной жизни, культуры) как у народов СССР в прошлом, так и у зарубежных, особенно среди отсталого населения колоний, имеет большое научное значение и в другом отношении, а именно для разработки общих исторических проблем: для исследования истории первобытно-общинного строя, истории хозяйства, семьи, культуры и пр., Эта сторона этнографии имеет особенно большое, широко познавательное значение. Ведь почти все, что мы знаем о первобытно-общинном строе — сами понятия рода, племени, матриархата, группового брака и других ранних форм общественной жизни, — равно как и то, что мы знаем о ранних формах развития культуры, — взято из данных этнографии.

6. Не только старые формы народного быта, но и их перестройка, проходящая в наши дни, представляет серьезный интерес для этнографа. В отличие от прежней этнографии, интересовавшейся главным образом лишь старым бытом, для советского ученого важно изучение и самого процесса переустройства быта народа, и новых социалистических, прежде никогда и нигде не существовавших форм быта. Правда, в этой области серьезная работа началась лишь в последние годы, и достигнутые результаты пока еще не велики.

7. Изучение народного творчества — изобразительного искусства, музыки, танца, драматического искусства, фольклора — чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. В культуре каждого народа, даже самого малого, самого отсталого, есть нечто ценное, и чаще всего это связано с творчеством трудящихся масс. Многое в этой области еще недостаточно изучено, и здесь — одна из важных задач современной этнографической науки. При этом необходимо подчеркнуть, что, изучая народное творчество, этнограф нередко и практически помогает его возрождению и дальнейшему развитию.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.09.2018 — 22:20

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014