Похоронные обычаи

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Похоронные обычаи содержат в себе очень характерные остатки, с одной стороны, древнего погребального культа, с другой — более позднего семейно-родового культа предков. Эти обычаи в основе своей сходны у всех восточных славян.

В них можно выделить несколько групп: во-первых, магические действия для облегчения и ускорения смерти; во-вторых, обряды, связанные с боязнью мертвеца и исходящей от него «нечистоты»; в-третьих, стремление обеспечить покойника всем необходимым для него на том свете; наконец, испрашивание покровительства умершего для его семьи и потомков. Обряды делятся на собственно погребальные и последующие поминальные.

Действия, облегчающие, по народным поверьям, смерть, частью навеяны христианскими представлениями, частью восходят к более древней эпохе. Умирающего клали на солому (белорусы и украинцы — на овчину), в руки ему давали свечу «громничку» (белорусы и украинцы). В случае долгой агонии ломали «конек» (гребень крыши), проделывали отверстие в стене и пр. Если смерть долго не наступала и умирающий долго мучился, это означало, по старым поверьям, что человек при жизни знался с нечистой силой; он должен был перед смертью передать кому-нибудь «колдовство».

Очень многочисленны были обряды и запреты, вытекающие из боязни магического вреда и «нечистоты» покойника. Все, что было в соприкосновении с трупом, во возможности выбрасывалось, в особенности принадлежности обмывания тела. Самый дом, где умер человек, считался как бы нечистым. Воду, которая в это время была в доме, нельзя пить, ее надо вылить. Постель и одежду умершего выносили в курятник. При вынесении умершего из дома и перевозке его на кладбище принимались меры, которые должны были как бы помешать умершему вернуться. Выносили его ногами вперед (это делается и теперь), иногда через заднюю дверь или через окно, за ним выметали пол и лили воду, на кладбище перепрягали лошадей; у украинцев был обычай «печатать могилу»: священник делал лопатой знак креста над могилой и крестообразно насыпал на гроб землю. Все эти и многие другие обычаи представляют «собой остатки чрезвычайно древних обрядов магического обезвреживания покойника.

В связи с такой же древней верой в загробную жизнь покойника снабжали всем необходимым, клали ему в гроб хлеб, соль и другую пищу, иногда водку, немного денег, трубку с табаком, орудия и пр. После погребения всегда устраивались «поминки», и они повторялись на 9-й, 40-й день и через год. При этом обычно ели «кутью» (канун, коливо) из разваренных зерен с медом. Предполагалось, что умерший участвует в трапезе. Во время весенних и осенних поминальных дней («радуница», «родительская суббота» и др.) родственники навещали могилы умерших, клали там яйца, хлеб, водку. Помимо кормления умерших, для них в эти дни топили баню (у северных великорусов).

В поминальных обычаях проявлялось, помимо идеи кормления покойников, также и стремление получить их покровительство семье и потомкам.

Особенно заметно это было в белорусских поминках, так называемых «дзядах». «Дзяды» — это замечательно сохранившийся до недавнего времени семейный культ предков. Их приглашали принять участие в специально приготовляемой обильной трапезе, оставляли для них еду на столах, на кладбище и т. п., просили «дзядов» оказать покровительство семье. «Дзяды» устраивались 3—4 раза в год, но самые торжественные происходили осенью, в конце октября, в субботу.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 03.01.2019 — 15:24

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014