Семейно-родовые верования

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Пережитки семейно-родового культа у восточных славян были связаны с некоторыми мифологическими образами. Таким являлся образ домового. Это — домашний дух, покровитель семьи и хозяйства, который, однако, если почему-либо рассердится на хозяев, может сильно повредить. Он чаще имеет антропоморфный образ — в виде маленького волосатого старичка, иногда принимает вид настоящего хозяина дома или умершего, иногда представляется в виде животного. Названий у него много: домовой, дедушка, хозяин, запечный и пр. Иногда от домового отдифференцированы другие образы: дворовой, банник, гуменник, хлевник, конюшник, овинник и пр. — с более узкими функциями. Домовой обычно живет за печкой, под печкой, в подполье, на чердаке и пр. Едва ли можно сомневаться в том, что домовой представляет собой олицетворение домашнего очага, духа-покровителя семьи, но неясно, связан ли этот образ с представлением о предке. Он, кстати, является до сих пор одним из наиболее устойчивых образов народных верований.

Интересно, что в украинских верованиях образ домового (домовик, хованец, вихованок, скарбник и пр.) далеко не играл такой роли, как у великорусов. Может быть, это связано с более ранним разложением родового строя у предков украинцев.

Слабым остатком древнего культа предков можно считать некоторые слова нашего языка: чур, щур; первое сохранило значение неприкосновенного рубежа, предела (в детской игре, в выражениях «чур меня», «чересчур»), второе — разновидность того же корня — в слове «пращур» (предок). Вопреки скептическому мнению некоторых филологов, вполне возможно, что Чур или Щур был в старых верованиях предком-хранителем рода, стерегшим его владения.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 03.01.2019 — 15:31

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014