К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)
При доследовании в 1956 г, общественного здания в Нимфее — предполагаемого святилища Афродиты — под полом его второго помещения (в котором в предшествующие годы было обнаружено много интересных предметов, относящихся к культу Афродиты 1) был найден великолепный обломок терракотовой статуэтки 2. Фрагмент представляет собою изображение верхней части женской фигуры, стоящей фронтально, в торжественной позе, одетой в нарядный пурпуровый пеплос и в накинутый на голову плащ, сохранивший слабые следы синей раскраски и белой облицовки. Левая рука женщины, скрытая под плащом, упирается в бок; правая была поднята вверх и, очевидно, придерживала над головой край покрывала (рис. 1, а—в).
Мотив статуэтки легко восстанавливается при сравнении нимфейского фрагмента с тремя статуэтками Эрмитажа, происходящими из Северного Причерноморья (рис. 2, 1—3) 3. Они являются повторениями одного и того же типа женской фигуры в плаще, нижний конец которого падает углом на выступающий живот. Женщина обута в башмаки.
Этот тип известен в немногочисленных экземплярах по находкам в Греции 4 и в Киренаике 5.
Экземпляр из Нимфея воспроизводит тот же мотив стоящей женщины, приподнимающей над головой плащ. Однако фрагмент из Нимфея нельзя назвать репликой этого типа. Тонкостью исполнения он превосходит все остальные; обе стороны терракоты исполнены тщательно. Различны прически. Волосы женщины на фрагменте из Нимфея зачесаны назад, обрамляя лицо ровным валиком; строгая трактовка прядей напоминает прически старух 6. На других статуэтках длинные волосы падают вдоль щек на плечи и грудь, а надо лбом собраны в узел, напоминая парик театральной маски. Это и послужило, очевидно, поводом для утверждения, что на лице женщин имеется маска 7, причем указывалось, что это — маска старухи, улыбка которой переходит в гримасу. Однако экземпляры в Эрмитаже воспроизводят тип молодой женщины, а не старухи. Тип молодой улыбающейся женщины, не имеющей маски на лице, воспроизводит и фрагмент из Нимфея. Тонко исполненное лицо отличается четким овалом, менее растянутым ртом, более спокойной трактовкой глаз.
Отсутствие маски особенно чувствуется при сравнении фрагмента из Нимфея с третьей разновидностью типа молодой женщины — статуэткой, найденной близ Керчи, в одной из женских гробниц некрополя по дороге в дер. Партизанское (быв. Аджи-Мушкай 8). Она превышает по размерам все упомянутые варианты и отличается такой же хорошей, как и нимфейский экземпляр, сохранностью и исполнением (рис. 2, 4). Поза фигуры менее свободна: правая нога не отставлена назад, а выдвинута вперед и покоится всей ступней на земле; правая же рука поднята до уровня плеча. Иначе задрапирован и плащ. Вариантами этого нового типа являются статуэтки в Гейдельберге 9 и в Нью-Йорке 10.
Вся эта группа статуэток, исследованная А. Кёрте 11, была поставлена в связь с аттической древней комедией и объяснена как изображения актеров. Основанием для такого определения послужили «гротескный» характер изображений, наличие маски на лице и большого живота, воспроизводящего якобы прогастридион актера древней комедии.
А. Кёрте датировал большинство из собранных статуэток «актеров» древней комедии, ссылаясь на находки в Крыму и в Фиванском Кабирионе, IV в. до н. э. 12. В то же время он указал, что по стилистическим признакам некоторую часть можно отнести к V в. Следует, однако, отметить, что дата разрушения Кабириона — 335 г. до н. э. — дает для датировки памятников лишь terminus ante quem. То же следует сказать и относительно находок в Олинфе, подвергшемся разрушению в 348 г. до н. э. 13.
Определение А. Кёрте получило на долгое время всеобщее признание 14.
Новая гипотеза — о близости этой группы терракот к аттической средней комедии — была предложена М. Бибер, датировавшей 14 терракот, хранящихся в Нью-Йорке и найденных в одной из могил близ Афин, временем между 380 и 330 гг. до н. э. 15. Не отрицая того, что статуэтки воспроизводят костюмы и атрибуты актеров древней комедии и что многие из них восходят к типам поздних комедий Аристофана, она тем не менее утверждает, что ярко выраженная в них индивидуализация образов и характеров соответствует произведениям времени создания средней комедии. Еще более позднюю датировку — 300 г. до н. э.— предлагает К. Шефольд 16.
Как объяснить, однако, то противоречие, что статуэтки, выполненные в стиле произведений V в., снабженные типичными атрибутами актеров древней комедии, должны были изображать актеров средней комедии? А. Кёрте и М. Бибер объясняли это живучестью типов актеров древней комедии, пользовавшихся громадной популярностью в позднейшие времена. Но почему же в таком случае отсутствуют соответствующие находки в комплексах V в.? Почему мы не встречаем в аттической вазовой живописи изображений сцен из древней комедии, в то время как сатирическая драма нашла в ней свое яркое отражение 17?
По стилистическим признакам статуэтку из Нимфея можно датировать второй половиной V в. до н. э. За это говорит простота композиции фигуры, сохраняющей, несмотря на свои миниатюрные размеры, величавый характер монументального стиля времени Фидия, четкость ее контуров, расчлененность отдельных форм, строгость в трактовке одежды с ярко выраженной склонностью к подчеркиванию параллельных линий в распределении складок и тщательность в выполнении всех деталей. Симметрия и архитектоника — главные принципы в построении классической фигуры — нигде не нарушены. Мотив свернутого жгутом края плаща, расположенного под грудью, встречается неоднократно на восточных плитах панафинейского фриза Парфенона 18.
Все эти особенности создают впечатление, что коропласт работал в стиле классического искусства, имея перед глазами какой-то известный образец монументальной статуи 19.
Созданные во второй половине или в конце V в. женские статуэтки подобного типа могли существовать и позже, т. е. в начале IV в., как о том свидетельствуют, например, находки в кургане Большая Близница.
Статуэтка из Нимфея была найдена в святилище Афродиты, разрушенном в первой четверти IV в. до н. э. Возникло оно в VI в., а около середины V в. было перестроено. Фрагмент был найден ниже уровня двух его полов, сохранившихся около стен и разрушенных в центре помещения. Надо полагать, что разбитая и поврежденная статуэтка в последние два десятилетня существования святилища уже не использовалась.
Остается ответить еще на один вопрос: действительно ли все статуэтки подобного рода были изображениями актеров комедии? Мои попытки разобраться в содержании комплекса терракот из кургана Большая Близница убеждают меня в том, что все без исключения статуэтки этого погребального комплекса были связаны с ритуальными действиями и обрядами земледельческой религии 20. Мне удается установить связь этих статуэток с эпизодами, описываемыми в гомеровском гимне к Деметре 21, положенными в основу священных драм-мистерий Деметры в Елевсине. Если это так, то тогда мы имеем дело не с изображениями актеров древней или средней комедии, а с изображениями лиц, активно участвующих в священных драмах. Такими лицами были, прежде всего, жрецы и жрицы того или иного культа, а также другие лица жреческой иерархии.
Этим можно объяснить и живучесть типов изображений, созданных еще в V в. продолжавших существовать и использоваться в погребальном ритуале IV в. в связи с развитием и распространением именно в это время мистериальных учений и культов в различных частях античного ми¬ра, в том числе и в античных городах Северного Причерноморья.
Поскольку нимфейская статуэтка была найдена в святилище Афродиты, то она должна быть связана с культом именно этой богини, являясь, вероятно, изображением жрицы-«актера» священной драмы в мистериях или культе Афродиты.
К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)
Notes:
- М. М. Xудяк. Раскопки Нимфея 1952—1954 гг. СГЭ, VIII, 1955, стр. 44. ↩
- Нф. 56.256. Высота 6,3 см; глина аттическая. ↩
- Одна статуэтка найдена в Керчи в земляной гробнице у Долгой Скалы (П. 1874, 34. Высота 9 см\ ОАК за 1875 г., табл. II, 31\ F. Winter. Die Typen der figiirlichen Terrakotten. т. II, Berlin, 1903, стр. 421, № 9c), другая —в Ольвии (Ол. 2923. Высота 7,8 см; ОАК за 1909—1910 гг., стр. 84, рис. 101—102), третья, вероятно, также в Керчи (Г. 1164. Высота 7,7 см). ↩
- F. Winter. Ук. соч., т. II, стр. 421, № 9; A. Dumont, J. Chaplain. Les ceramiques de la Grece ргорге, т. II. Paris, 1890, табл. 24, 3 и стр. 239; D. M. Robin¬son. Terracottas, Lamps and Coins Found in 1934 and 1938. Excavations at Olvnthus. 4. XIV, Baltimore, 1952, табл. 78, № ‘244. ↩
- L. Heuzey. Les figurines antiques de terre cuite du Musee du Louvre. Paris, 1883. табл. 51, 1. ↩
- Ср.. например, статуэтку сидящей на цисте старухи, хранящуюся в Эрмитаже (журн. «Искусство», 1936, вып. 1, стр. 58 с рис.), а также старух из кургана Большая Близница (ОАК за 1869 г., табл. III, 9—10). ↩
- L. Heuzey. Ук. соч.; A. D и пт о п t, J. Chaplain. Ук. соч. ↩
- Эрмитаж, П. 1841. 75. Высота 11,2 см. Журн. «Искусство», 19.36, вып. 1, стр. 168 с рис.; ДБК, табл. LXIX, 7; F. Winter. Ук. соч., т. II, стр. 462, № 7. ↩
- Н. Luschey. Komodienmasken. Ganymed. Heidelberg, 1949, стр. 72 сл., рис. 2 и 3. ↩
- М. Вiеbеr. The History of Greek and Roman Theater. Princeton, 1939, стр. 89, рис. 129. ↩
- A. Korte. Archaologische Studien zur alten Komodie. JDAI, VIII, 1893, стр. 84. ↩
- A. Korte. Ук. соч., стр. 70 сл. ↩
- D. М. Robinson. The Terracottas of Olynthus Found in 1928. Excavations at Olyntnus, 4. IV, Baltimore, 1931, табл. 38, Ms 364, стр. 70 и табл. 46, Ms 404, стр. 86 сл.; его же. The Terracottas of.Olynthus Found in 1931. Excavations at Olynthus, ч. VII, Baltimore, 1933, табл. 37, № 297, стр. 78 сл., табл. 38, № 308, стр. 81 (датируется Робинсоном V в. до н. э.); его же. Terracottas, Lamps and Coins Found in 1934 and 1938, табл. 78, № 244, стр. 186 (начало IV в. до н. э.); табл. 113, Ms 378; табл. 114, MsMs 379 и 380, стр. 275. ↩
- Ср. Н. Oeri. Der Тур der komischen Alten in der griechischen Komodie, seine Nachwirkungen und seine Herkunft. Basel, 1948. ↩
- М. Вiebeг. Ук. соч., стр. 85 и сл., рис. 122—135. ↩
- J. Bohlau und К. Sсhеfоld. Die Kleinfunde. Larisa am Hermos, т. III. Berlin, 1942, стр. 47. ↩
- Е. Вusсhог. Satyrtanze und friihes Drama. Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, ч. 5, Miinchen, 1943; F. Вгошшег. Satyrspiele. Bilder griechischer Vasen. Berlin, 1944. ↩
- M. Collignon. Le Parthenon. Paris, 1912, табл. 121, 123—125, 18, 48 и 52. ↩
- Ср., например, два типа закутанных в плащи женщин из так называемой серии «актеров», найденных в кургане Большая Близница (см. ОАК за 1865 г., табл. VI, 6; ОАК за 1869 г., табл. III, 11), выполненных под влиянием скульптора, создавшего мраморную статуэтку танцующей девушки, хранящуюся в Копенгагене (см. P. Arndt La Glyptotheque Ny Carlsberg. Munich, 1896, табл. 65). ↩
- См. А. А. Передольская. О сюжетах трех статуэток, найденных в кургане Большая Близница. СА, XIII, 1950, стр. 255 сл.; ее же. К вопросу о терракотах из кургана Большая Близница. СА, XXIV, 1955, стр. 54 сл. ↩
- А. А. Передольская. К вопросу о художественно-историческом значении терракот из кургана Большая Близница. КСИА, вып. 7, 1957, стр. 69 сл. ↩