Наскальная живопись как источник информации о жизнеобеспечении

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

Наскальная живопись является важнейшим источником информации о видах экономической деятельности. На стенах пещер эпохи верхнего палеолита на юго-западе Франции изображены десятки млекопитающих, возможно представляющие больших мясных животных, которые были экономически и символически ценны (Бан и Фертут — Bahn and Vertut, 1988).

Более подробная информация исходит из Южной Африки. Почти полвека назад африканский археолог Дж. Десмонд Кларк (J. Desmond Clark, 1959) опубликовал отчет об охоте и собирательстве на юге Африки в каменном веке, в котором он особо выделил наскальную живопись Зимбабве и Южной Африки, где изображаются преследование животных, оружие, собирательство, жизнь на стоянках.

[adsense]

Наскальные изображения из Наталя, Южная Африка, дают удивительную информацию о рыбной ловле и лодках, связанных с ней. Патриция Виннекомб (1960) зарегистрировала знаменитую сцену рыбной ловли из скального укрытия Цолайк Ривер, Лесото, Южная Африка (рис. 13.13). Судя по всему, рыбаки, находящиеся в лодках и вооруженные длинными копьями, обходят движущийся в замешательстве косяк рыбы. У некоторых лодок снизу изображены веревки, возможно, это якоря. Рыбу с уверенностью идентифицировать нельзя, но можно предположить, что это пресноводная зубатка или горбыль. Такие сцены доисторической охоты добавляют данные к информации, полученной при изучении остатков пищи в пещерах и укрытиях, но настоящая интерпретация предметов искусства сопряжена со многими сложными переменными, среди них символическое значений изображений (см. Льюис-Уильямс — Lewis-Williams, 1981, 1995).

 Рис. 13.13. Образец наскальной живописи, где изображена сцена рыбной ловли. Лесото, Южная Африка


Рис. 13.13. Образец наскальной живописи, где изображена сцена рыбной ловли. Лесото, Южная Африка

Не только наскальная живопись, но и керамика может пролить свет на доисторическое жизнеобеспечение. Культура мимбрэс, развившаяся на юго-западе штата Нью-Мексико в конце 1-го тысячелетия, известна своей черно-белой разрисованной керамикой, производимой в период между 950 и 1150 годами н. э. приблизительно в двадцати селениях вдоль реки Мимбрэс. На керамике изображены люди, животные, птицы, рептилии, рыбы, насекомые и мифические создания. Около 11 % изображений составляют рыбы, многие из них можно идентифицировать как обитающие в Калифорнийском заливе, находящемся в 724 километрах от этой местности. Распределение как современных видов рыб, так и морских моллюсков, найденных в селениях мимбрэс, заставляет предположить, что эти люди бывали на океане, возможно, для сбора морских раковин для изготовления бус (рис. 13.14) (Джетт и Мойль — Jett and Moyle, 1986).

Рис. 13.14. Раскрашенная керамическая тарелка культуры мимбрэс, на ней изображен человек, поражающий копьем большую рыбу, иногда ее рассматривают как кита

Рис. 13.14. Раскрашенная керамическая тарелка культуры мимбрэс, на ней изображен человек, поражающий копьем большую рыбу, иногда ее рассматривают как кита

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 21.12.2014 — 10:18

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014