Мартынов А.И. Скифо-сибирский мир — степная скотоводческая цивилизация V-II вв. до н.э. // Проблемы археологии скифо-сибирского мира (социальная структура и общественные отношения): тезисы всесоюзной археолог.конф. Ч. I. Кемеровский гос. ун-т. — Кемерово : КемГУ, 1989. С. 5-12.
1. Накопленный археологический материал по скифо-сибирскому миру позволяет сейчас на новом уровне изучать отдельные его части — археологические культуры и рассматривать скифо-сибирский мир степной и горнодолинной зоны Евразии как вполне определенную историческую макросистему, начавшую складываться с распространением и развитием в степях производящих форм хозяйства и достигшую своего первого расцвета в скифскую эпоху. Наметился в связи с этим и новый методологический подход к степному миру Евразии как своеобразной цивилизации.
Вопрос о наличии или отсутствии цивилизации в данном случае важен как обобщающая оценочная историческая категория применительно к тому или иному географическому району истории человечества в определенную эпоху, Была цивилизация в степях Евразии в I тыс. до н.э. или нет, это вопрос прежде всего уровня исторического развития древнего населения этой зоны.
2. В разработке проблем цивилизации, как известно, много сделали А. Дж. Томби, Дж. Стюарт, Г. Даниель, Г. Чайлд. С конца 60-х гг. значительно оживился интерес советской науки к проблемам цивилизации как с общих историко-философских позиций, так и относительно конкретных вопросов. В этой связи необходимо указать на работы И.М. Дьяконова, В.М. Массона, Ю.В. Павланко и др. При этом были разработаны общие закономерности цивилизации и конкретные формы ее проявления: 1) основанные на ирригационном земледелии; 2) основанные на подсечно-огневом тропическом земледелии; 3) цивилизация среднеземноморского типа. Был сформирован и набор основных исторических (археологических) признаков, характеризующих цивилизацию. Прежде всего цивилизация соответствует классовому обществу, а у некоторых исследователей тип цивилизации соответствует той или иной государственной структуре. Появление цивилизации предполагает относительно высокий уровень развития производительных сил и регулярное получение прибавочного продукта. С цивилизацией связано увеличение плотности населения, выделение правящей социальной прослойки, этническое сплочение, политическая консолидация и самосознание крупных объединений. В более конкретной форме — это: 1) наличие городских центров; 2) появление стратов или классов, оторванных от производства пищевых продуктов (ремесленников, жрецов, чиновников); 3) наличие общественного прибавочного продукта; 4) монументальное строительство; 5) обособление правящего класса; 6) появление письменности; 7) возникновение изысканного художественного стиля; 8) торговля на дальние расстояния; 9) рост численности и плотности населения; 10) государство.
Историография вопроса свидетельствует о том, что цивилизация как историческая категория всегда рассматривалась в мировой и отечественной науке исключительно на примерах оседло-земледельческих обществ разного порядка и, следовательно, присуща только им. При этом совершенно не учитывалось, что в базисной основе цивилизации лежат способы получения прибавочного продукта при наличии производящих форм хозяйства, а последние никак нельзя в истории человечества ограничивать только земледелием и игнорировать факт наличия двух изначальных путей рационального развития производящих форм хозяйства: оседло-земледельческого (по преимуществу) и скотоводческого степного и горнодолинного (по преимуществу). Игнорируя этот факт цивилизация как исторически оценочная категория уровня развития всегда рассматривалась на примере земледельческого направления хозяйства. Можно ли считать в связи с этим исчерпанной проблему цивилизации? Думаю, что нет. Такой подход узок как в методологическом, так и в конкретно-историческом аспектах, а на практике он приводит к исключению из цивилизации как уровня исторического развития целых регионов мировой истории. Так, например, получилось с зоной скифо-сибирского мира, которая, несмотря на очевидные исторические факты, никогда не рассматривалась как зона своеобразной, неземледельческой цивилизации. А следуя известной эволюционной схеме Моргана — Энгельса: дикость — варварство — цивилизация, скотоводческий мир, что бы он ни создавал, какие бы достижения в мировой истории но имел, — заведомо обречен на вечное пребывание на стадии варварства.
3. Касаясь этого вопроса, необходимо учитывать укоренившиеся и десятилетиями существовавшие в советской науке методико-методологические взгляды на степную Евразию скифской эпохи, которые давно стали своеобразными научными штампами. Основные среди них, на мой взгляд, следующие: 1) исторические связи, контакты, взаимоотношения земледельцев и скотоводов традиционно рассматривались, в основном, с точки зрения влияния земледельческой культуры на мир скотоводов; 2) скифскую эпоху традиционно представляли как «эпоху ранних кочевников», совершенно игнорируя существование различных типов хозяйства, основанных на рациональном использовании конкретных природных условий евразийской степной и горнодолинной макрозоны; 3) в формировании культур скифской эпохи преобладающая роль отводилась внешним цивилизаторским факторам, поискам центра: восток, запад или лежащий за пределами скифо-сибирского степного мира; 4) скифское искусство, его происхождение традиционно рассматривалось как отражение переднеазиатского искусства, принижалась его самостоятельная роль как явления местного и характерного для культуры скифо-сибирского мира. А в изучении этого исторического феномена до последнего времени преобладал искусствоведческий подход; 5) скифская археология сложилась и развивалась как курганная; выделенные археологические культуры степной зоны — это курганные культуры. Положение начало меняться только в последнее время, когда стали проявлять научный интерес к поселениям, поминальникам, святилищам, петроглифам, памятникам горнорудного дела, каналам и другим археологическим объектам; 6) начиная с середины 30-х годов, почти не рассматривались общие культурно-исторические явления, закономерности в развитии степного мира Евразии в скифскую эпоху, а сама эта зона исторического развития с 20-х годов вообще не рассматривалась в целом как единая зона исторического развития. Все внимание было сосредоточено на исследовании отдельных ее частей — археологических культур. Методологическим господствующим был и остается до сих пор культурологический подход в накоплении, интерпретации археологических материалов, препятствующий выявлению многих исторических явлений, характерных в целом для скифо-сибирского мира; 7) вопросы социальной структуры скифо-сибирского мира разрабатывались только применительно к отдельным его окраинным частям: скифам и хунну; 8) слабо разработанными остаются вопросы экономики: сложившиеся типы хозяйства, уровень взаимоотношений коллективов и природных микроусловий, исторические оценки уровня развития ремесла, тенденции развития типов скотоводческого хозяйства, земледелия, уровня развития основных и вспомогательных ремесленных производств, строительного дела.
Эти особенности накопления и интерпретации археологических материалов по скифо-сибирскому миру привели к явному занижению роли этой зоны в отечественной и мировой истории.
4. Определенную отрицательную роль сыграли также неразработанность общей методологической концепции цивилизации, господствовавший долгое время в советской исторической науке прямолинейно-эволюционный взгляд на последовательность процесса исторического развития, отсутствие представления о застоях и регрессах в нашей истории и характерное для нашей науки механическое перенесение философских категорий на исторический процесс. Только этим можно объяснить, что мы не обращали должного внимания на исторические процессы в степной и горнодолинной вонах Евразии в древности. Отрицательно сказалась и неразработанность методики извлечения социальной информации из археологических материалов, забвение интересов к изучению общих закономерностей исторического развития вообще и в степном евразийском регионе в частности и отсутствие специального исследовательского подхода к этой макрозоне как части мировой истории.
5. Вместе с тем можно отметить, что за последние годы получил развитие новый методологический подход к процессам происхождения археологических культур скифо-сибирского мира и объяснение причин культурно-исторического единства. На новой основе, иной, чем в начале века, было сформулировано представление о скифо-сибирском мире как об определенной исторической структуре, его экономической, этнической, социальной и идеологической основах и факторах, как исторических, так и неисторических, способствовавших сложению этого единства.
6. В степях Евразии с их специфическим, исконно скотоводческим в своей основе хозяйством уже в начале I тыс. до н.э., а может быть, и раньше, судя по последним открытиям Г.Б. Здановича (комплексы Аркаим, Большого Синташтинского кургана), складываются локальные цивилизации, зафиксированные погребальными комплексами Келермес, Аржан, распространением на всей территории от Дуная до Центральной Азии отдельных крупных курганов, каменных изваняий, сложением комплекса предметов «скифского» облика. Выделенные М.П. Грязновым отдельные центры культуры скифского облика: Причерноморье, Северный Кавказ, Приаралье (Тагисент, Уйгарак), Центральный Казахстан (Тасмола). Минусинская котловина, Тува (Аржан), Монголия и Ордос были не чем иным, как началом сложения локальных скотоводческих цивилизаций.
Уже в то время складываются первые признаки цивилизаций: монументальная архитектура погребальных сооружений, монументальное искусство каменных изваяний, пышные и общественно значимые погребения вождей племенных союзов, социально значимое искусство. Есть основания полагать, что к VIII-VII вв. до н.э. относится обожествление личности вождя, крупные общественные работы по строительству погребальных сооружений. В то время усиливаются связи вдоль степей, формируются общие проявления материальной и духовной культуры не огромном пространстве степей, отмеченные еще в начале нашего века как скифская триада.
Примерно два столетия в степной зоне ушло на сложение региональной цивилизации степной Евразии, выразившейся в скифо-сибирском культурно-историческом единстве с особенностями, характерными для цивилизации: I) территориальная близость областей, составляющих одну природную зону — степную Евразию; 2) близость социально-экономического уклада; 3) регулярные торговые, культурные и политические связи вдоль степей; 4) культово-мировоззренческая общность.
7. Сложению и функционированию степной скотоводческой цивилизации способствовали следующие факторы: территориально-географический (зона степей и горных долин Евразии); экономический базис-фактор, основанный на рациональном использовании степной зоны и накопленного опыта хозяйственного освоения степей в эпоху бронзы; этнический, идеологический, социальный факторы, которые свидетельствуют об одинаковом уровне развития отдельных составных частей степной цивилизации. И, наконец, внешнеполитический фактор, связанный с тем, что степная Евразия была зоной, противостоящей миру Древней Греции, Ахеменидской Персии, Китая. Степная Евразия была принципиально иной зоной по своей хозяйственной и историко-культурной направленности развития.
В скифо-сибирском мире существовало, как сейчас выяснено, несколько укладов экономики, основанных на рациональном использовании конкретных природных условий. Сейчас можно определенно говорить об отделении горнорудного и металлургического производства, высокой степени специализации художественного ремесла, высокой степени развития строительной деятельности, что нашло отражение в сооружении курганов, заготовке и транспортировке леса, камня, дерна, сооружении каналов. Все это требовало массы организованной рабочей силы и управления ею. Подсчеты объемов затраченных строительных материалов при сооружении степных курганов скифского времени свидетельствуют о том, что около 10% сооружений имели насыпи более 10 тыс. кубических метров, примерно треть курганов была объемом более 1000 кубических метров, а отдельные сооружения имеют объем 50 и более тысяч кубических метров строительного материала. Значительного коллективного труда требовало сооружение оросительных каналов в зоне тагарской культуры протяженностью от 500 м до 40 км и более.
8. Вопросы социальной структуры, общественных отношений и государственности рассматривались в основном только по отношению к окраинным обществам рассматриваемой общности — скифам и хунну. В то же время материалы пазырыкских курганов в Горном, комплексы Салбык и Аржан в Сибири, Иссык и другие в Казахстане и Киргизии, выделение категорий населения по обряду и погребальным сооружениям в Горном Алтае, Туве, Минусинской котловине, у скифов и саков свидетельствуют о сложной стратово-социалъной структуре обществ — наличии основной производительной массы — общинников. Вершиной стратово-социальной структуры в каждом государстве скифо-сибирского мира была персона царя, функции которого хорошо исследованы на примере кургана Иссык К. Акишевым.
Степная цивилизация создала свою идеологию, основанную на культе солнца, представлениях о растительных силах, связи о культом природы и животных и круговороте природы, свою знаково-коммуникабельную систему. Все это нашло отражение в неповторимом, присущем только этому миру так называемом искусстве звериного стиля, которое меньше всего было искусством, а было социально-знаковой идеологической символикой.
9. Таким образом, общества скифо-сибирского мира отвечают основным требованиям цивилизации, изложенным еще Г. Спенсором и его последователями как единство трех систем: 1) обеспечивающей производство необходимых продуктов; 2) распределительной на основе разделения труда; 3) регулятивной, обеспечивающей внутреннюю целостность структуры.
Можно предложить основные характеризующие признаки степной скотоводческой цивилизации: 1) развитие рациональных экстенсивных форм скотоводства (основной источник) и пойменного, орошаемого земледелия, дающих стабильный общественный прибавочный продукт и обеспечивающих рост производительности труда; 2) развитие специализированных форм ремесленной деятельности: горнорудной, металлургической, ювелирно-художественной, строительной; 3) наличие монументальных погребальных и культовых сооружений; 4) высокоразвитое искусство звериного стиля как выражение социальной идеологии со знаково-коммуникабельными функциями; 5) наличие стратово-классовой системы у скифов, саков, горноалтайцев и тагарцев и обособление правящего класса (Царские курганы у скифов, саков, Горный Алтай, Аржан, Салбык); 6) существование устойчивых транспортных и обменных контактов вдоль степной зоны; 7) рост численности и плотности населения в степях, концентрация его в определенных территориях зоны как признак, присущий всем цивилизациям; 8) существование в V-II вв. до н.э. ранних государств скифов, саков, в Горном Алтае, верховьях Енисея и Ордоса с определенной сложившейся экономической базой, социальной структурой и идеологией.
Сильными отличительными качествами степной цивилизации по сравнению с земледельческой были: 1) более обширная зона распространения и отсутствие естественно-регламентированной зависимости территориальной ограниченности по сравнению с цивилизациями раннего земледелия; 2) относительно легкая по сравнению с земледелием возможность получения прибавочного продукта скотоводческого труда на единицу затрачиваемого труда; 3) почти неограниченные возможности расширения экстенсивного скотоводчества, кризисные явления в развитии которого начали проявляться только на стадии номадизма, когда были исчерпаны возможности экстенсивного скотоводства и новые возможности возникли только с обратным процессом оседания кочевников; 4) необходимо учитывать, что степная и горнодолинная цивилизация обладала значительными источниками металла в Евразии; 5) она выработала сумму культурно-исторических ценностей в развитии животноводства,освоении лошади как транспортного средства,колесном и вьючном транспорте, домостроительстве, горнорудном деле, металлургии, продуктах питания (мясомолочных), устройстве жилищ, рациональных форм одежды, мировоззрении, которые стали достоянием мировой культуры. Возникшие на рубеже VI-V вв. до н.э. государственные образования скифо-сибирского мира были ведущей и определяющей силой. Их влияние распространялось на соседние племена и народы, не достигшие еще уровня государственности. Степная Евразия, таким образом, была зоной цивилизации, состоящей из саморегулирующихся общественно-экономических систем одинакового уровня развития. Возникнув в основном на рубеже VI и V вв. до н.э. и в V в. до н.э., государства скифов, саков, в Горном Алтае, зоне распространения таГарской культуры и в Ордосе просуществовали не более 300-350 лет заложенной в них общественной и государственной системе не суждено было развиться до уровня расцвета. На рубеже нашей эры наблюдается прерывность в историческом развитии в степях и горных долинах Евразии, меняется характер культуры, складываются основы новой эпохи. Определяющей силой исторического развития на рубеже III-II вв. до н.э.явились гунны на востоке, усуни на юге, сарматы (прохоровцы) на западе. Под их влиянием меняется облик культур в Южной Сибири, Казахстане, горных, долинах Средней Азии и на западе.