Лавров Л.И. Башня Адиюх в Черкесии

К содержанию 7-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Территория Черкесской автономной области остается одним из наименее обследованных в археологическом отношении районов Кавказа — ни первые розыски древних христианских памятников, ни разведочные работы подготовительного комитета Тифлисского археологического съезда, ни многолетние раскопки Археологической комиссии на Кубани не затронули территории Черкесии, и ранняя история ее еще почти не имеет материалов.

[adsense]

Однако нет оснований полагать, что почва черкесских предгорий беднее археологическими памятниками, чем территория хотя бы соседнего Карачая, также изученная совершенно недостаточно, но в известной мере археологически разведанная. Много больших и малых курганов можно видеть в районах сел. Еркен-юрта, Икон-халка, Псыжа и др. Около сел. Дружба находят бронзовые пряжки, украшения и наконечники стрел. Возле станицы Исправной сохраняются теперь уже редкие в других местностях каменные бабы (по-абазински: „арпыс“ — парень); около с. Кубина — развалины, известные в абазинской среде под именем „лошадиные головы» («а-чка“); остатки каменных строений близ станицы Сторожевой; рвы и валы на левом берегу Кубани севернее с. Псыжа, которые по словам местных жителей являются остатками неизвестного укрепления, и пр.

Рис. 29. Башня Адиюх (схематический рисунок).

Рис. 29. Башня Адиюх (схематический рисунок).

Темой настоящей заметки является один из примечательных памятников Черкесии — башня Адиюх (или Адъюх — у кабардинцев и бесленевцев, Кайдух — у абазин, Акбилек — у ногайцев).

В противоположность центральному Кавказу, в западной части Предкавказья каменные башни очень редки, более или менее известны только две — в с. Верхний Чегем (Балкария) и у с. Хурзук (Карачай); любопытно, что, по существующим здесь преданиям, обе они не местной постройки. Таким образом, башня („бев“ — по-кабардински, „кала» — по-абазински) Адиюх, стоящая на высоком правом берегу р. Малый Зеленчук, в 2 км южнее с. Инджичукун (рис. 29), является третьей и самой западной из пока известных. 1 С трех сторон ее окружают совершенно отвесные каменные обрывы, оставляя подступ к ней лишь с одной восточной стороны.

В Черкесии по настоящий день почти каждый абазин, бесленевец или кабардинец знает нартовское сказание о славной красавице Адиюх и ее башне: „Из камней сооруженный дом Адиюх стоял в недоступном месте, на высокой горе, в верховьях Инжиг-реки [М. Зеленчук]. В самую темную ночь Адиюх протягивает из окна свои руки — и все кругом озаряется светом, более ярким, чем солнечный. Оттого и звалась она „Адиюх-светлорукой“. 2

Анализ интереснейшего образа Адиюх, параллельного Изольде-Белоручке, не может входить в задачи данной информационной заметки, ограниченной описанием башни Адиюх как памятника материальной культуры. 3

В настоящее время башня Адиюх представляет собой сооружение из грубо отесанных камней песчаника (при размерах отдельных камней 35—55 см на 20—30 см), на известковом растворе, без следов штукатурки. Пропорции башни заметно отличают ее от многочисленных боевых и сторожевых башен горного и центрального Кавказа, как правило, квадратных или близких к квадрату в плане. Ширина основания башни Адиюх с севера на юг равна 13 м, а с востока на запад 8 м, при высоте 9—10 м; внутренняя площадь ок. 50 кв. м. Массивность стен с западной стороны достигает 2 м, с южной — несколько меньше. По гнездам от сгнивших бревен междуэтажных перекрытий (по шесть гнезд в западной и восточной стенах) можно определить членение на пять этажей.

[adsense]

Первый этаж, высотой ок. 1.70 м, глухой без проемов, имел вход только через второй этаж (в настоящее время доступен через пролом в юго-западном углу). Земляной со щебнем пол местами дает оседание, местами при простукивании выказывает пустое пространство ниже уровня почвы.

Второй этаж с западной, самой недоступной, обращенной к обрыву стороны имеет во всю высоту этажа входное отверстие, шириной до 1 м. Верхняя перекладина сильно скошена углом. В двух углах северной стены заметны обильные следы копоти, которая покрывает стены от пола второго этажа до самого верха башни.

Третий этаж отличается от всех других наличием окон и бойниц. Оконный проем, высотой ок. 50 см и шириной ок. 25 см, обращен к югу, также в сторону обрыва, а две бойницы — к востоку, в сторону открытого подступа. Бойницы с наружной поверхности стены имеют вид узких прямоугольных щелей, сильно расширяясь в толще стены откосами и по внутренней поверхности принимая почти квадратные очертания (около 40 X 40 см).

Четвертый этаж не имеет ни окон, ни бойниц и мог освещаться лишь отверстием в потолке через верхний этаж.

Пятый этаж самый низкий (около 1.5 м) с такими же глухими стенами, повидимому, не имел на потолке перекрытия и представлял, по всем признакам, открытую площадку, обнесенную глухим парапетом стены.

Вблизи башни имеются старые могилы, а в ближайших окрестностях, по рассказам, есть еще какие-то остатки сооружений. Указание вышеприведенного предания на то, что „с утеса, на котором стоял дом, на другой берег, тоже высокий, был переброшен полотняный мост длиной в версту“, входит в устойчивую традицию кавказских сказаний, обычно связывающих башни (в том числе уже упоминавшиеся Чегемскую и Хурзукскую) с некогда бывшими мостами.

Конструктивно и типологически башня Адиюх, как уже указывалось, является вполне своеобразной (вытянуто-прямоугольный план при сравнительно незначительной, несмотря на многоэтажность, высоте) и, по-видимому, должна быть трактована как переходная форма от укрепленного родового дома к специализированной защитной башне (недаром и в преданиях она называется всегда не башней, а домом).

В подтверждение этого можно было бы сослаться на единственную постройку подобного типа в верхней Свании (с. Чажаш Ушгулского общества), 4 имеющую три этажа и сванские традиции в приемах строительства.

Функциональная характеристика дома-башни Адиюх более или менее ясна. Проникнуть внутрь башни можно было только через второй этаж со стороны западного обрыва при помощи приставной лестницы, или, вернее, бревна с зарубками. Такие же бревна служат обычным средством сообщения между этажами через люки в перекрытиях. Первый глухой этаж вместе с подземельем служил для хранения воды и пищи при осаде и, нередко, для содержания пленников или заложников.

Остатки двух очагов у северной стены второго этажа говорят о бытовом его назначении. Третий этаж с бойницами, обращенными в сторону единственного подступа, служил боевым целям. В четвертом, также глухом, этаже, вероятно, укрывались небоеспособные члены семьи в минуты острой опасности. Пятый, открытый, этаж обыкновенно служил для дозорных целей, а также для отражения прорвавшегося к основанию башни врага при помощи сбрасывания камней, обливания кипятком и т. п.

Более или менее точная датировка башни Адиюх затруднительна в силу полной неизученности кавказской горской архитектуры, исследование которой начато лишь в советские годы.

Пока можно высказать предположение, что этот интересный памятник сооружен еще в домонгольский период, так как с XIII в. н. э. территория Черкесской автономной области была заселена кабардинцами, ногайцами, абазинцами, не практиковавшими каменного жилищного строительства. 5

Об относительно ранней датировке говорят и архаический переходный тип дома-башни и, наконец, особый архаизм сказания о белорукой Адиюх, объединяющей в себе образ обеих — Белокурой и Белорукой Изольды.

К содержанию 7-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Notes:

  1. По непроверенным данным, имеются еще развалины башен на р. Джегуте нус. Эльджурту.
  2. Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт культуры. Кабардинский фольклор, иэд. Academia, М.—Л., 1936, стр. 21. Как видно из вышесказанного, примечание редакции о том, что „очевидно, уже во времена Ш. Ногмова (сто лет назад) по Зеленчуку сохранялось только имя Адиюх, а предание о ней не было известно, переместившись вместе с кабардинцами на юго-восток» (стр. 578), нуждается в коррективе.
  3. В литературе нет описания 5-этажной постройки Адиюх, стоящей у дороги, по которой многие археологи ездили в Карачай. Лишь в „Истории адыхейского народа» Ш. Ногмова (Тифлис, 1861) читаем, что „между Кубанью и Зеленчуком на высотах стоят кирпичные здания, называемые Адиюх, в переводе «дела предков» (? А. Л.). Там, по преданию, жили священнослужители» (стр. 25). А. Фиркович, описывая развалины Рим-горы у Кисловодска, ссылается на предание, по которому „Рим-гора принадлежала какой-то владетельной княгине Ак-билек («белоручка»), переселившейся сюда с верховьев Зеленчука, где и доныне находится ее дом и церковь с надписями» (А. Фиркович. Археологические разведки на Кавказе. Труды Вост. отд. Арх. общ., ч. III, СПб., 1858, стр. 110). Столь же глухое упоминание: А. Федоровский. Археологические заметки о Кубанской области. ИАК, 47, стр. 156. Краткие сообщения о башне см.: Л. И. Лавров. Абазины. Газ. „Красная Черкессия», 1940, № 190 и Л. И. Лавров. Абазква ристория ■ахъазла». Газ. „Черкес къашц», 1940, № 103.
  4. Г. И. Лежава и М. Н. Джандиери. Архитектура Сванетии. Изд. Всесоюзн. Акад. архитектуры, М., 1938, стр. 6, рис. 17, 64—67 и 18—20. Сванские аналогии башни Адиюх придают большую значимость преданию о постройке сванскими строителями и Чегемской башни, выдержанной в более повдних сванских архитектурных формах.
  5. Свидетельство доминиканского миссионера Юлиана о том, что аланские князья и в предмонгольские годы не строили каменных укреплений (Зап. Одесск. общ. ист. и древн., т. V, Одесса, 1883, стр. 1000), касается чисто степной Алании и может не отражать обстановки в предгорьях современной Черкесии. Однако при любых условиях башня Адиюх представляет не массовый, а один из единичных памятников, тем самым приобретающий особый научный интерес.

В этот день:

Дни смерти
1935 Умер Джеймс Брэстед — американский археолог и специалист по цивилизациям Древнего Ближнего Востока, ввел термин «Плодородный полумесяц».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Все, без исключения каменные башни, склепы-могильники, крепостные стены, циклопические постройки, каменные замки такого типа, что на Кавказе, Закавказье, МАлой Азии, Урарту, Нохчи-Ване, Арцах Бешмаш(Черногорские Сады, они же Кара бахче они же Карабах), В ШУМЕРО-АККАДЕ(ШЕМА-АРЕ-РАВНИНА ШЕМА), ЗИККУРАТЫ С ВОРОТАМИ ПИЛОНАМИ-СЛОНОВЫМИ ВОРОТАМИ(ПИЛ-СЛОН НА НАШЕМ ЯЗЫКЕ), АХЕЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ-АККЕЙСКАЯ-АККИНСКАЯ-НАШ ТАЙП И ТУКХУМ(РОД И ФРАТРИЯ) в Китае, Тибете, в Таджкистане, Азербайджане,на Шарденах(Сардиния-нураги) дольмены, Италии (Кианти -ин Радда, Кианти-Кастелино, и Кианти Гайоле- основали выходцы из нашего тайпа Чаьнти, Шотландии, Ирландии, Баварии, ушедшие из своих родовых башен Чаьнти 3 тысячи лет назад, Этрурии (самоназвание РСЕНОЙ- у нас есть тайп-род ЭРСЕНОЙ(АРСЕНОЙ) т.е. все башни и склепы на Восточном полушарии нашей матушки Земли, в том числе и Андский канделябр в Латинской Америке в Андах, точно такой же держит в руке наш древний Нохчи (Чеченский) БОГ Халди-(Х1ал-ди мух ду-Дела(здоровье, положение, статус твои каковы(как)?-отсюда английское -Хау ду ю ду?-Как твои дела)из Урарту, Ура, Урука, Халдеи и Вавилона (кстати, слово УР-на нашем Нохчи мот, Чеченском языке, означает фаллос)) построены нашими НОХЧИ (Чеченцев) древними предками, ПРЯМЫМИ ПОТОМКАМИ Пророка Нох1а (Ноя—от кого наше самоназвание Нохчи, в Таджикистане, Китае и Тибете их строили те наши соплеменники, которые были угнаны в плен сначала монголами в 1237-1230 г.г. после разгрома Аланского государства и 2-х его столиц Магас(на территории современного Грозного, з сражением с Карпинского кургана, позже названного в его честь, наблюдал Папский легат из Ватикана, Плано Карпини, и вторая столица Куларынские рвы(город находился на стыке современных Чеченских селений Кулары и Чеченская Алхан-Кала, его окружали два рва 6 и 9 метров глубины). Так что Кабардинские башни, Черкесские башни, вообще Адыгские башни, Осетинские Даргавс, Дзиргавс и др, Дагестанские города -развалины, Грузинские -Сванские, Пшавские , Колхидские, Тушинские, Кахетинские , ГЛигнвинские, Двалские, Колхидские, Аджарские , все короче, ЧТО НИ ЕСТЬ,ЭТО НАШИ БАШНИ И СКЛЕПЫ И КРЕПОСТИ-ЭТО НАШ НАСТОЯЩИЙ НОХЧИ-ЧЕЧЕНСКИЙ СЛЕД !!!!

  2. ГОДА ПЛЕНЕНИЯ МОНГОЛАМИ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ 1237-1240, НАВЕРХУ ОПЕЧАТКА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014