Кричевский Е.Ю. Мезолит и неолит Европы

К содержанию 4-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

При работе над первым томом „Всемирной истории» с большой остротой встал вопрос об исторической периодизации неолита. Как известно, такой периодизации доныне не существует. В этом отношении разработка истории неолитического периода значительно отстает от изученности палеолита. Палеолит уже давно получил свою периодизацию, до сих пор сохраняющую важное значение. Мортилье удалось выработать эту периодизацию только потому, что он стоял на позициях прогрессивного эволюционизма, в его время господствовавшего в науке. Но неолит тогда еще почти не был изучен. Можно сказать, что неолит „опоздал родиться», ибо когда неолит стал лучше известен, западно-европейская археология уже полностью порвала с традициями прогрессивного эволюционизма и перешла всецело на позиции так наз. „учения о культурных кругах». Неолит Европы (без Средиземноморья) был разбит на четыре культурных круга, независимых друг от друга и постоянных в сочетании составляющих их элементов: 1) северный, 2) западный, 3) дунайский („ленточной керамики») и 4) восточноевропейский („гребенчатой керамики»). Все историческое развитие было сведено к различным скрещениям и передвижениям этих четырех культурных кругов. Такое построение несовместимо с требованиями подлинно-исторического исследования, поэтому нами и сделана попытка по-иному подойти к истории неолитической Европы (без Средиземноморья).

[adsense]

1. В эпоху неолита в новых ландшафтно-климатических условиях на территории Европы прослеживается дальнейшее закономерное развитие первобытного общества. Значительная серия культурных комплексов, так наз. „свидерских» на востоке, „азильских» на западе и „лингби» на севере, выражает собой постепенный переход от позднего палеолита к „тарденуазской» стадии. В это время на значительной территории Европы первобытная культура имела довольно однообразный характер. По берегам рек, озер и морей жили бродячие племена, занимавшиеся охотой, рыболовством и усложненным собирательством. Характер их постоянных передвижений связан был с посезонным распределением этих основных производств.

На основе этого хозяйства впервые начинается освоение северных частей Европы.

Тарденуазское время на территории Европы отвечает высшей ступени дикости. В пределах этой стадии постепенно вырабатываются предпосылки для перехода на следующий этап исторического развития.

2. Этот переход связан с неуклонным укреплением рыболовческого хозяйства. При этом меняется сезонное распределение труда и развивается, особенно на севере, подледное зимнее рыболовство, устанавливается оседлость и появляются новые орудия производства и вместе с этим посуда из обожженной глины.

Рис. 1. Неолитическая Европа за 3000-2500 лет до н.э. I. Охотничье-рыболовческие племена: 1 —„культура стоянок"; 2 — племена Петербору; 3 — граница распространения „культуры ямочно-гребелчатой керамики"; 4 — неолитические племена степей. II. земледельческие племена: 5 — „культура ленточной керамики"; 6 — юго-восточный вариант „культуры ленточной керамики” (Винча I — Тордос — Бонин — Триполье А); 7 — югозападный вариант „культуры ленточной керамики” („культура пещер").

Рис. 1. Неолитическая Европа за 3000-2500 лет до н.э. I. Охотничье-рыболовческие племена: 1 —„культура стоянок»; 2 — племена Петербору; 3 — граница распространения „культуры ямочно-гребелчатой керамики»; 4 — неолитические племена степей. II. земледельческие племена: 5 — „культура ленточной керамики»; 6 — юго-восточный вариант „культуры ленточной керамики” (Винча I — Тордос — Бонин — Триполье А); 7 — югозападный
вариант „культуры ленточной керамики” („культура пещер»).

Ранненеолитический материал Европы дает возможность проследить шаг за шагом переход от дикости к варварству. Ранненеолитическое оседлое хозяйство с рыболовством, как ведущей отраслью производства, в дальнейшем развивается по двум различным путям. Эти два основных варианта перехода от раннего к развитому неолиту связаны с освоением различных частей европейского ландшафта.

Одни ранненеолитические племена еще теснее связываются с реками, озерами и морями, их поселения располагаются на нижних береговых террасах, на дюнах и даже спускаются в самую пойменную низину. Рыболовство в этих случаях продолжает быть ведущей отраслью производства.

Другие ранненеолитические племена, наоборот, порывают с прежними условиями обитания и поднимаются на плато, выбирая места наиболее плодородных почв. У этих племен уже в ранненеолитическое время развивается примитивное земледелие (огородничество). Противоположность двух основных путей возникновения варварской культуры в ранненеолитическое время выступает, например, при сопоставлении так наз. „кьеккенмеддингов» с известным поселением у Кампиньи (Северная Франция). В эпоху развитого неолита продолжает существовать и углубляться эта противоположность двух основных типов неолитических культур, причем охотничье-рыболовческие племена занимают преимущественно лесную или степную, северную и восточную, а земледельческие — южную и западную, лесостепную половину Европы.

На территории Британии и Северной Германии, б. Польского государства и Украины эти племена вступают в непосредственное соприкосновение друг с другом и частично сосуществуют на одной и той же территории.

Так осуществляется первое крупное разделение еще недавно однородного населения неолитической Европы. За 3000 лет до н. э. этот процесс заканчивается, и дальнейшая история будет развиваться по-разному в „охотничье-рыболовческой“ и в „земледельческой» областях (рис. 1).

За. На громадной территории, покрытой мощными лесными массивами, Северной и Восточной Европы дальше развивается охотничье-рыболовческая культура. На территории Британии она представлена поселениями типа Петербору. Здесь, как и во многих других местах, эта культура существует и в более позднее время, вплоть до эпохи бронзы. В Дании и Скандинавии культура охотничье-рыболовческих племен известна в археологии под именем „культуры стоянок». Она является непосредственным результатом дальнейшего развития культуры кьеккенмеддингов. Она безраздельно господствует здесь и в эпоху развитого неолита, в то время, когда племена Южной, Западной и Центральной Европы уже переходят к земледелию и к сравнительно развитому скотоводству. В наиболее северных частях Скандинавии она сохраняется вплоть до раннего средневековья. В эпоху развитого неолита близкая охотничье-рыболовческая культура складывается у племен, населяющих огромные пространства лесной полосы Европейской части нашего Союза. Она представлена здесь поселениями с так наз. „ямочно-гребенчатой» керамикой. Присваивающее хозяйство сохраняется и у неолитического поселения Причерноморских степей. На территории Левобережной Украины создается несколько особый вариант охотничье-рыболовческого неолита, своеобразие которого связано прежде всего с тем, что, в противоположность всем вышеупомянутым культурам, он складывается в условиях не леса, а степи.

3а. Даже на основе оседлого охотничье-рыболовческого хозяйства постепенно развивается скотоводство. Еще шире распространяется приручение животных у земледельческих племен, занимающих юго-западную половину Европы. И в том и в другом случае приручению подвергаются представители местной дикой европейской фауны. Сложнее стоит вопрос о возникновении и распространении земледелия в связи с центрами происхождения культурных растений. Во всяком случае ясно, что уже в эпоху раннего неолита на огромной территории Западной, Южной и Средней Европы примерно одновременно происходит переход от собирательства к земледелию. При этом осваиваются свободные от непроходимых лесных зарослей лессово-черноземные плато и складывается новая и своеобразная культура, в археологии известная под именем дунайской, или „культуры ленточной керамики». В настоящее время поселения этого типа изучены уже на значительной территории Западной и Средней Европы от побережья Атлантического океана до Днепра. Эта культура лежит в основе всего дальнейшего развития на всей обширной территории, включая современную Францию, Бельгию, Англию и Швейцарию, бассейны Верхнего и Среднего Рейна, Верхней и Средней Эльбы, Одера, Вислы, Днестра, Среднего Днепра и Дуная.

[adsense]

На наиболее восточной части этой территории (современные Югославия, Румыния и Правобережная Украина) из этого основного и довольно однородного субстрата выделяются племена со своеобразней и несколько более развитой культурой.

Здесь раньше, чем в других местах, появляются наземные прямоугольные постройки, первые предметы из меди и относительно совершенная керамика. Возможно, что это следует связывать с влиянием со стороны более культурного Восточного Средиземноморья.

На юго-западной части всей этой громадной территории, в южных департаментах современной Франции, на той же основе складывается несколько особая культура. Здесь, в частности, еще продолжается палеолитическая традиция жизни в пещерах.

На всей же остальной территории распространения этой культуры примитивно-земледельческие племена живут в больших родовых и многосемейных домах, частично углубленных в землю. Примитивное земледелие является ведущей отраслью производства и определяет как характер самих поселений, так и своеобразное сочетание орудий производства. Для социальных отношений этих племен характерен развитой матриархат.

4а. Дальнейшее развитие примитивно-земледельческих племен на обширной территории Западной и Средней Европы и Днепро-Дунайского бассейна обнаруживает ряд общих черт и следует некоторым общим закономерностям. В области хозяйства развивается относительно сложное сочетание мотыжного земледелия и скотоводства. Наиболее яркий пример такого хозяйства дает так наз. „культура свайных построек» Швейцарии. Стратиграфические исследования Вуга и Фохта по-новому осветили хронологические соотношения различных неолитических поселений на территории Швейцарии и опровергли устарелые схемы Гейерли-Ишера.

Они показали, что поселения, ранее считавшиеся наиболее древними, на самом деле относятся к сравнительно уже позднему времени. Они установили, что на территории Восточной и Западной Швейцарии в основе всего дальнейшего развития лежат различные варианты так наз. „дунайской» культуры.

На рассматриваемой стадии развития повсеместно меняются формы домостроительства. Многокамерные и многоочажные родовые дома, рассчитанные на несколько или много парных семей, сменяются прямоугольными постройками с новым принципом внутреннего деления помещения. Специально выделяется очажно-кухонное, „женское» помещение и особая „мужская» половина. Появляется дом типа мегарона. По-новому также располагаются жилища в пределах поселений. Поселения теперь или образуются несколькими отдельными „дворами», или постройки располагаются рядами по сторонам нескольких „улиц», или небольшие жилища группируются вокруг большого „мужского дома». „Ирокезский» тип жилища и поселения сменяется „меланезийским». Эти важнейшие изменения прослеживаются у всех новых племенных групп, формирующихся в процессе дальнейшего развития примитивно-земледельческого населения с так. наз. „культурой ленточной керамики».

Рис. 2. Неолитическая Европа за 2500—2000—1800 лет до н. э.  I. Охотничье рыболовческие племена на новом этапе развития; 1 — „культура стоянок"; 2 — племена Петербору; 3 — граница распространения „культуры ямочно-гребенчатой керамики"; 4 — неолитические племена степей. II. Земледельческие племена: 5 — граница распространения „культуры шаровидных амфор"; 6 — юго-восточный вариант „культуры ленточной керамики" (Гульменитце — Ерёжд— Триполье В); 7  —племена Ленгиеля, Иордансмюля и Носсвитца; 8 — Валотерниенбург - берибургскне племена; 9 — племена Бутмира и Винчи, II; 10 — племена Мнхельсбергских городищ; 11 — пленена городищ Шассей и больших мегалитических сооружений; 12 — племена городищ Уиндмил-Хил и больших мегалитических сооружений; 13 — племена мегалитических сооружений Севера; 14 — племена западношвейцарских свайных построек.

Рис. 2. Неолитическая Европа за 2500—2000—1800 лет до н. э.
I. Охотничье рыболовческие племена на новом этапе развития; 1 — „культура стоянок»; 2 — племена Петербору; 3 — граница распространения „культуры ямочно-гребенчатой керамики»; 4 — неолитические племена степей.
II. Земледельческие племена: 5 — граница распространения „культуры шаровидных амфор»; 6 — юго-восточный вариант „культуры ленточной керамики» (Гульменитце — Ерёжд— Триполье В); 7 —племена Ленгиеля, Иордансмюля и Носсвитца; 8 — Валотерниенбург — берибургскне племена; 9 — племена Бутмира и Винчи, II; 10 — племена Мнхельсбергских городищ; 11 — пленена городищ Шассей и больших мегалитических сооружений; 12 — племена городищ Уиндмил-Хил и больших мегалитических сооружений; 13 — племена мегалитических сооружений Севера; 14 — племена западношвейцарских свайных построек.

Поселения позднего Триполья, Ерёжда и Гульменитце выражают эту стадию, в области Днепра, Днестра и Нижнего Дуная.

Эта область распространения так наз. „культуры расписной керамики» представляет наиболее восточное культурно-племенное образование, выделившееся на основе „дунайского» населения. С запада к ней с одной стороны, в области Савы и Моравы, примыкает сравнительно небольшая группа племен, представленная поселениями Бутмиры и средних слоев Винчи. С другой стороны, в области Среднего и Верхнего Дуная, Верхнего Рейна и Восточной Швейцарии, Верхней и Средней Эльбы, Одера и Вислы выступает новое культурно-племенное образование, обладающее всеми признаками рассматриваемой стадии. Оно представлено поселениями иордансмюльско-носсвицтерского типа. С севера, в области Средней Эльбы, к нему примыкает небольшая группа племен, оставивших после себя могильники и поселения Вальтерниенбурга и Бернбурга. У всех этих племен развивается на ряду с земледелием молочное, продуктивное скотоводство и появляются жилища типа мегарона.

В области междуплеменных взаимоотношений для рассматриваемой стадии развития становятся характерными значительное усиление первобытных войн и распространение укрепленных поселений и убежищ — так наз. городищ.

В это время на всей громадной территории от Украины до Атлантического побережья появляются первые городища — укрепленные поселения с искусственными рвами и валами. Группы таких укрепленных поселений и убежищ в области Рейна известны под именем Михельсбергских, во Франции — Шассей, в Англии — Уиндмил-Хил. Они отвечают той же стадии развития, и культура, ими представленная, в конечном счете восходит к культуре примитивноземледельческого населения, выделывавшего так наз. „ленточную керамику».

В нижних слоях городищ Шассей встречаются фрагменты сосудов, очень напоминающие „ленточную керамику», выше распространяется глиняная посуда, так , наз. „михельсбергского типа». Еще недавно михельсбергскую керамику относили к раннему неолиту и на этом основании выделяли особый „западный круг».

На рассматриваемой стадии развития в недрах матриархально-родовых обществ накапливаются предпосылки для перехода на следующий этап в развитии первобытного общества.

В области религиозных представлений в это время становится характерным распространение новых могильных памятников — больших мегалитических сооружений. Мегалитические сооружения воспроизводят формы жилищ, еще существующих или существовавших в прошлом. Первобытные племена Южной Франции еще в эпоху неолита продолжали жить в пещерах и в пещерах же хоронили умерших. Племена Сены, Марны и Уазы для погребения умерших изготовляли специальные „искусственные пещеры». Если на данной стадии развития уже исчезают большие родовые жилища, то могильные мегалитические сооружения („крытые галлереи“, „могилы с ходами“) Сены, Марны, Уазы, Бретани, Британских островов, Западной и Средней Германии и области Средней Вислы еще продолжают воспроизводить большие многосемейные дома.

На этой стадии на основе дальнейшего развития однородного примитивного земледельческого поселения складывались различные культурно-племенные образования, и этнографическая карта Европы в то время представляла довольно сложную картину.

На рис. 2 показано географическое распределение основных культурно-племенных образований, сформировавшихся на территории Западной и Центральной Европы и Дунайско-Днепровского бассейна за 2500— 2000—1800 лет до н. э.

4б. Дальнейшее развитие охотничье-рыболовческих племен происходит в это время в северо-восточной половине Европы. На территории Прибалтики, Финляндии и лесной части нашего Союза устанавливается новый этап в развитии так наз. „культуры ямочно-гребенчатой керамики». Сохраняется охотничье-рыболовческое хозяйство и у неолитических племен, населяющих степи Левобережной Украины. В это же время рыболовческие племена Южной Скандинавии, Дании и Северо-западной Германии постепенно и, возможно, не без влияния с юга переходят к мотыжному земледелию, тогда как на севере Скандинавии еще долгое время сохраняются примитивные, ранненеолитические формы хозяйства. Для понимания подлинной закономерности развития южноскандинавского неолита необходимо отказаться от многих положений типологической классификации Монтелиуса и в особенности от произвольного деления неолитического населения Южной Скандинавии на два „народа» — земледельческий, „мегалитический», и охотничье-рыболовческий, „субмегалитический». В действительности те же самые охотничье-рыболовческие племена переходят к земледелию, более развитому скотоводству и к сооружению мегалитических могил. Чем дальше на север, тем позднее появляется земледелие и распространяются более поздние типы мегалитических сооружений (кисты). Как известно, Монтелиус и его последователи считали каменные могилы в виде так наз. „дольмен» более ранними типами мегалитических сооружений, чем „могилы с ходами», и „культуру дольмен» более ранней, чем „культуру могил с ходами». Крайне важно установить неправильность этого предположения.

Сопоставление различных стоянок на территории Дании и Южной Швеции отчетливо показывает, как в результате дальнейшего развития охотничье-рыболовческих племен, в свою очередь восходящих к „культуре кьеккенмеддингов», выделяются, с одной стороны, „племена дольмен», а с другой стороны, племена „могил с ходами». В одних случаях керамика охотничье-рыболовческих поселений по мере ее постепенного усовершенствования приближается к керамике „могил с ходами», а овальные и острообушные топоры кьеккенмеддингов дополняются толстообушными топорами. В других же, напротив, вырабатывается своеобразная керамика дольмен или появляются тонкообушные топоры. Своеобразная культура дольмен имеет очень ограниченное распространение, она представлена только в Восточной Ютландии и на Датских островах. Даже последователи Монтелиуса не решаются отнести к раннему времени дольмены Южной Швеции или Северной Германии, а тем более Западной Европы. Дольмены севера относятся к более поздней эпохе, чем это думал Монтелиус. Они хронологически совпадают с эпохой довольно широкого распро¬странения меди и в основном одновременны „могилам с ходами». Дольмены и „могилы с ходами» принадлежат двум различным, но одновременным культурно-племенным образованиям, имеющим общее происхождение. В дальнейшем отличия между ними снова стираются, и на территории Дании и Южной Скандинавии устанавливается единая культура.

Рис. 3. Неолитическая Европа за 1800—1500 лет до н. э. I. Выделение скотоводческих племен: 1 — центральноевропейская группа выделяющихся скотоводческих племен („культура шнуровой керамики"); 2 — западноевропейская группа выделяющихся скотоводческих племен („культура керамики колоколовидных кубков"). II. Восточноевропейском группа выделяющихся скотоводческих племен: 3 - лесная подгруппа („фатьяновская культура"); 4 — степная подгруппа (ямно-катакомбовая культура").

Рис. 3. Неолитическая Европа за 1800—1500 лет до н. э.
I. Выделение скотоводческих племен: 1 — центральноевропейская группа выделяющихся скотоводческих племен („культура шнуровой керамики»); 2 — западноевропейская группа выделяющихся скотоводческих племен („культура керамики колоколовидных кубков»).
II. Восточноевропейском группа выделяющихся скотоводческих племен: 3 — лесная подгруппа („фатьяновская культура»); 4 — степная подгруппа (ямно-катакомбовая культура»).

Аналогичные процессы имеют место и на территории Центральной Европы. Здесь в это же время складываются два основных культурно-племенных образования. Одно из них нам уже известно, это иордансмюльско-носсвицтерская культура, во многом сближающаяся с культурой „могил с ходами». На ряду с ней и почти на той же самой территории выделяется другая группа племен, керамика которых по одному характерному сосуду названа „керамикой шаровидных амфор». Эта культура складывается и в Днестро-Днепровской области на основе позднетрипольских племенных образований. „Культура керамики шаровидных амфор» многими чертами напоминает „культуру дольмен». Племена иордансмюльско-носсвицтерские и позднетрипольские, с одной стороны, и племена с этой характерной „керамикой шаровидных амфор», с другой, выделяются из однородного земледельческого населения Средней Европы а Днестро-Днепровского бассейна, точно так же, как выделяются две основные группы „мегалитических» племен Южной Скандинавии из однородного охотничье-рыболовческого населения Севера.

5. Переход от низшей к средней ступени варварства на территории Европы означал определенный перелом в истории ее древнего населения. Менялась не только экономическая структура, но и вся система междуплеменных взаимоотношений, создавались новые культурно-племенные единства (рис. 3), и этнографическая карта Европы получала новый характер. В основе всего этого лежал процесс постепенного формирования скотоводческих племен, начавшееся выделение их из основной массы варваров. При этом расширялись культурно-торговые связи между племенами, что выражалось в широком распространении первых металлов, янтаря и т. п. Различные местные передвижения и скрещивания формирующихся скотоводческих племен также имели важное значение. В результате вся культура первобытной Европы принимает значительно более единообразный характер, не только по системе хозяйства или социальных отношений, но и по ряду более мелких этнографических признаков (формы и орнаментация керамики, украшения, амулеты, погребальные обряды, боевые топоры и секиры). На основе всех предшествующих культурных образований складываются теперь четыре основные группы формирующихся скотоводческих племен, четыре новые культурные единства. Одну из них мы назовем „западноевропейской». Она образуется на основе дальнейшего развития племен Шассей, Уиндмил-Хил, частично михельсбергских на территории современной Франции, Британии, Запад¬ной Германии и Голландии. Наиболее показательны исчезновение на всей этой территории крупных мегалитических сооружений и распространение небольших могильных каменных ящиков (кист) и курганов. По одному типичному сосуду керамика этой группы племен названа в археологии „керамикой колоколовидных кубков», а культура — „культурой керамики колоколовидных кубков». Вторая группа выделяющихся скотоводческих племен может быть названа „центральноевропейской». Она складывается на обширной территории, ограниченной Рейном с запада, Днепром и Двиной на востоке, захватывающей бассейн Дуная на юге и Южную Скандинавию на севере. Многие различные племенные образования (позднетрипольские, ленгиельско-носсвицтерские, „свайных построек», вальтерниенбургские, „керамики шаровидных амфор», „мегалитические») объединяются в этом новом культурном единстве. В археологии оно известно под именем „культуры шнуровой керамики». Постоянные земле¬дельческие поселения перемежаются с временными становищами ското¬водов. Невысокие курганы, скрывающие одиночные ямные могилы, или небольшие каменные кисты становятся основными формами погребений. Боевые топоры и кинжалы, стрелы и копья, пластинки для защиты рук при стрельбе из лука и выпрямители стрел, кривые ножи для свежевания туш и обработки кожи, амулеты из просверленных зубов хищных зверей, различные костяные, янтарные и медные украшения — типичный инвентарь воина-скотовода и охотника — сопровождают эти могилы.

В это культурное единство включаются затем многие племена, у которых еще недавно господствовало охотничье-рыболовческое хозяйство. Минуя ряд промежуточных этапов, они переходят к довольно развитым формам производящего хозяйства и из их среды также формируются скотоводческие племена. Это происходит на территории Западной Ютландии, Восточной Норвегии, Центральной и Восточной Швеции, Западной Финляндии и Юго-восточной Прибалтики. Курганы с боевыми секирами и шнуровой керамикой представляют скотоводческие племена, выделяющиеся из основного охотничье-рыболовческого населения этих территорий. Из этого следует, что скотоводческие племена формировались на основе как примитивно земледельческого, так и охотничье- рыболовческого населения Европы, а следовательно, не только в ее лесостепной юго-западной, но и в лесной и степной северо-восточной и восточной частях. Так складывается восточноевропейская группа выделяющихся скотоводческих племен, в свою очередь распадающаяся на два основные культурно-племенные образования.
Одно из них формируется в лесной полосе Восточной Европы: на основе дальнейшего развития охотничье-рыболовческих племен с „ямочно-гребенчатой керамикой». В археологии оно известно под именем фатьяновской культуры. В этих условиях вполне естественно некоторое ее сходство с культурой „центральноевропейской группы». Это относится и к культуре скотоводческих племен, выделяющихся в степной полосе Восточной Европы в результате дальнейшего развития неолитических охотничье-рыболовческих обществ Причерноморских степей. Культура курганов со скорченными костяками, ямными и особенно катакомбными погребениями представляет четвертое культурное единство энеолитической Европы.

К содержанию 4-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:

Дни смерти
1929 Умер Франц Студничка — германский историк искусства, археолог и преподаватель австро-венгерского происхождения.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014