К содержанию 4-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
12 декабря 1939 г. после непродолжительной болезни на 78-м году жизни скончался один из крупнейших историков искусства в нашей стране, член-корреспондент Академии Наук СССР, профессор Дмитрий Власильевич Айналов.
Имя Д. В. Айналова широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Крупнейший специалист по истории византийского, древнерусского и западноевропейского искусства, автор огромного количества блестящих исследований в этих областях истории искусства, Д. В. Айналов являлся одновременно и одним из крупнейших профессоров; с самых первых лет своей научной деятельности он отдавал огромную долю своей энергии педагогической работе в высшей школе.
Д. В. Айналов родился в г. Мариуполе 8 февраля 1862 г. Окончив в 1888 г. Новороссийский университет, Д. В. уже в следующем году печатает свое первое крупное исследование, посвященное мозаикам и фрескам Киевской Софии. Многие из читавших это исследование, полное глубоких мыслей и интереснейших выводов, даже и не подозревают, что исследование это было написано Д. В. еще в годы его студенческой работы в Новороссийском университете. Это раннее исследование определило одну из основных линий всей научной деятельности Д. В. — его работы в области древнерусского искусства.
В 1891 г. Д. В. был назначен приват-доцентом Казанского университета по кафедре истории и теории искусства. С этого года и вплоть до самых последних лет жизни Д. В. не прекращал своей педагогической деятельности, отдав ей почти полвека напряженной работы. В 1903 г Д. В. был избран ординарным профессором Петербургского университета, работу в котором с небольшими перерывами продолжал почти до последних лет своей жизни. Курсы, которые читал Д. В. до организации специального отделения, возникшего лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, слушали все студенты Историко-филологического факультета. Среди слушателей Д. В. было много лиц, ставших потом крупнейшими специалистами в разнообразных отраслях гуманитарных наук. Особое внимание Д. В. уделял работе с теми, кто специализировался в области византийского или древнерусского искусства. На ряду с работой в университете Д. В. преподавал с 1904 г. на Высших женских курсах, в 1905—1906 гг. по приглашению В. М. Бехтерева в Психоневрологическом институте и с 1904 по 1925 г. в Институте истории искусств. В 1914 г. Д. В. был избран членом-корреспондентом Академии Наук, а с 1919 по 1929 г. состоял действительным членом Гос. Академии истории материальной культуры, руководя разрядом западноевропейского и византийского искусства.
Уже первое исследование, посвященное вопросам древнейшего периода русского искусства, т. е. периода, глубокое понимание которого невозможно без знания искусства Византии, определило научные интересы Д. В. не только как историка древнерусского искусства, но и как историка византийского искусства. Не будет ошибкой сказать, что в первые годы своей деятельности Д. В. и к вопросам древнерусского искусства подходил более как византинист. Не случайно именно древнейший период русского искусства привлекал Д. В. больше всего.
Вслед за исследованием мозаик и фресок Киевской Софии, появляются многочисленные мелкие работы Д. В., посвященные различным памятникам византийского и раннехристианского искусства.
В 1895 г. Д. В. защитил магистерскую диссертацию на тему „Мозаики IV и V вв.“, а через пять лет, в 1900 г., докторскую диссертацию „Эллинистические основы византийского искусства». Обе эти диссертации, особенно вторая, определили Д. В. как одного из крупнейших историков византийского искусства не только в России, но и в Западной Европе. Если более ранние работы Д. В. были высоко оценены византинистами всех стран, то выход в свет его труда „Эллинистические основы византийского искусства» дает Д. В. имя европейского ученого, труды которого заставляли византинистов всех стран, по их собственному признанию, изучать русский язык. Нет ни одного общего обзора истории византийского искусства, где бы не были упомянуты имя Д. В. и его основные труды. Но широкое признание научных заслуг отнюдь не снижало энергии и темпов напряженного труда Д. В. Несмотря на большую непрекращавшуюся педагогическую работу, Д. В. из года в год продолжал печатать все новые и, новые исследования, не только вводившие в науку новые памятники византийского искусства и живую их трактовку, но и свидетельствовавшие о расширении научного кругозора исследователя. Начиная с первого десятилетия нового века, Д. В., на ряду с продолжением византийских штудий, все чаще и чаще обращается к вопросам искусства древней Руси. В отличие от господствовавшей до тех пор церковно-археологической точки зрения на памятники искусства древней Руси, Д. В. трактует эти памятники как историк искусства, рассматривая их на широкой сравнительно-исторической основе.
Большая эрудиция в вопросах истории древнерусской литературы позволяет Д. В. многие вопросы истории древнерусского искусства ставить и решать в связи с вопросами истории древнерусской литературы. Нельзя в этом отношении не отметить блестящих комментариев, которые Д. В. сделал к тексту „Слова о Полку Игореве», выступая в ряде очерков, посвященных этому величайшему памятнику русской культуры, и как историк литературы, и как историк искусства, и как археолог.
Большой интерес представляет также исследование древнерусской летописи, в качестве источника для изучения древнейшего, языческого искусства древней Руси. Несколько раз издавались курсы по истории древнерусского искусства, читанные Д. В. в Петроградском университете, но эти издания обычно не охватывали всего исторического развития древнерусского искусства. Только в последние годы своей жизни Д. В. опубликовал (на немецком языке) двухтомную „Историю древнерусского искусства», труд, в котором очень сжато и просто изложил свою концепцию истории искусства древней Руси.
Исключительное значение для изучения древнерусского и византийского искусства имеет исследование „Византийская живопись XIV в.“, опубликованное Д. В. в 1917 г.
На ряду с исследованиями в области византийского и древнерусского искусства Д. В. большое внимание уделял вопросам искусства Возрождения. Еще в 1908 г. он опубликовал „Этюды по истории искусства Возрождения», посвященные истории мозаик церкви S. Maria Maggiore в Риме и живописи Джотто. В последние годы Д. В. много работал над художественным наследием Леонардо да-Винчи. Этюды „Vinciana», опубликованные им в 1927 г., были только началом большого труда, работу над которым Д. В. вел до последних дней своей жизни.
Дожив до глубокой старости, Д. В., несмотря на болезнь, сохранял до последних дней не только свою огромную трудоспособность, но и живой интерес к тому новому, что принесла в науку об искусстве наша великая эпоха, значение которой он искренне понял и на служение которой готов был отдать свои огромные знания.
М. К. Каргер
К содержанию 4-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры