К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»
К универсальным категориям культуры, с нашей точки зрения, относятся «человек», «общество», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т. п.
Цель нашего исследования заключается в выявлении концептов как фрагментов общей картины мира, с тем чтобы построить концептосферу (культурный концепт несет в себе культурную информацию, которая закреплена в символической форме, то есть имеет лингвокультурологическую маркированность). Нужно определить, какое место они занимают в духовной сфере человеческой жизнедеятельности, раскрыть, как эти два концепта связаны между собой и могут ли они влиять друг на друга.
Научная новизна работы предполагает введение в нишу лингвокультурологического пласта ранее не исследованного раздела духовных ценностей.
В существующих научных трудах недостаточное внимание уделено исследованию диалектов, региональной культуры и истории, демографических процессов, повседневному быту города и села. Целью для это¬го послужит объяснение многих социальных и языковых процессов. Центральные компоненты духовной культуры, такие как ментальность, самобытность, этические отношения, социальная среда (семья, рабочий коллектив, дружественные связи) являются национальным достоянием.
[adsense]
Вопросы о природе души, духовности сегодня исследуются в работах по философии, психологии, теологии, изучаются теми науками, которые рассматривают быт, материальную среду в онтологическом аспекте, занимаются решением вопросов аксиологии.
Итак, необходимо выявить, как в речи выражается субъективное отношение к действительности в бытовой или социальной среде.
Материалом исследования послужили речевые единицы разговорного языка, тексты, представленные в картотеке кафедры общего и исторического языкознания, а также данные письменного опроса. Материал для анализа исследования извлечен и из лексикографических источников — словарей и справочной литературы.
Добро и Зло в духовном мире в некоторых случаях субъективны, то есть люди по-разному смотрят на вещи. Со временем появляются новые изменения в укладе быта и социума, и это на ком-то отражается положительно, а кому-то жить становится сложнее: Сейчас легче людям жить. Но не всем. Отсюда исходят проблемы суждений о ценностях.
Доброе для нас — это возможность, способность и желание трудиться:
Что нарастили, то варили сами, стряпали. Русские печки были: всё запихаем — истушится — любо кушать. Раньше таких супов не было. Носили мы, что сошьем. Пряли, ткали лен;
С войны пришел, стал маленько пахать. И конюхом был, и бригадиром, и председателем. Так и жили;
Были здесь богачи, у них пятьдесят коров доилось. Мы работали — нам платили;
Свёкор хороший был работяга. Шибко крутой был, и я от него не отставала.
Злое, напротив, — отсутствие возможности или стремления к труду — ведет к бедности:
Во время войны голод был. Ходили и попрошайничали, чтобы кто-нибудь нам хоть одну картошку дал;
Тогда, в тридцатые годы, очень тяжело было жить. Работать палкой гнали;
Занимались хозяйством: была лошадь, корова. Жили мы бедно.
Подобным делением на добро-зло, хорошо-худо выделялись также категории здоровье и недуг, старое доброе и новое чужое, веселье и несвобода, нравственность и безнравственность, любовь и коллектив. Добро — то, что вызывает радость, Зло — то, что вызывает слезы.
Радость у меня вызывают: шутки, доброе ко мне отношение знакомых и незнакомых людей, радуга, сладости, цветы. Слезы — грустные песни, мысли об ушедших людях, ссоры с близкими, оскорбления в мой адрес;
Радость — это когда я узнала, что Иринка родила Ольгу. Слезы — видела умирающее животное и не могла помочь ему;
Радость — рождение новой жизни. Слезы — смерть…
Радость вызывают те моменты, когда человеку удается создать произведение искусства. Слезы вызывают те моменты, когда угадываешь в каком-то случае или поступке человеческое непонимание и разобщенность;
Недавно моя подруга вышла замуж. Я стояла в церкви, смотрела на нее, красивую, в белоснежном платье, с короной на голове, и не было ничего прекрасней этого мига. Я была очень за нее рада. Так рада, что не могла сдержать слез. От радости очень даже можно плакать.
Для русского сознания доминирующим является рассмотрение человека как члена определенной социальной группы. Концепт «семья» в языковой системе региона занимает одно из важных мест, так как семья, по мнению старожилов, — основополагающая категория человеческого существования, простейший социальный организм, участвующий в процессах формирования, хранения и передачи традиций крестьянства.
Семейные традиции, рождение ребёнка, взаимопонимание в кругу близких людей — все это носит сакральный характер добра.
Семь детей было — сыновья и дочери;
Внучка ребёночка родила;
Отец наш Иван был дружливый мужик;
И где ты в доме поместишься: пятнадцать душ было, и все вместе жили.
Категория коллектив не имеет в нашей классификации антипода — индивидуальность, так как для старожилов она вовсе неприемлема. Но говорят они о разобщенности с осуждением и сожалением.
Случись у одного что-нибудь, то соседи приходили и помогали. А тут уже поселок большой, и все мы чужие: тот, один, с одного поселка, а тот, другой, с другого. Так что дружба уже терялась.
Так называемая разобщенность стала развиваться с приходом «нового времени», новых социальных порядков. Городские жители уже отдаляются от деревенских моральных норм, становятся независимыми и даже одинокими.
Сын зовет меня к себе, да живут «у черта на рогах», на четвертом этаже;
С родственниками сейчас не общаемся. Всё некогда. Мы сейчас уже почти никуда не ходим;
В коллективе, в компании всегда веселее, дружнее, надежнее. Одному плохо.
В новый год мы ходили поздравлять; кто-то нам один карандаш давал, кто-то нам один пряник давал. Кто побогаче был. Кто картошку в мундирах давал. Мы и этому рады были.
[adsense]
На втором этапе мы исследуем данные опроса, в котором участвовало молодое поколение, и оно представляет духовную культуру городского быта. Мы ознакомились с результатами опроса: добрый человек тот, кто не знает зла. Когда по отношению к нему ведут себя несправедливо, он тоже заражается этим, и вместо того, чтобы воля помогала реализоваться его «я», она его замещает.
В социолингвистическом опросе на вопрос «Как вы считаете, что такое добро и зло? Какие образы у вас возникают? Приведите яркие примеры из жизни» опрошенные нами жители Алтайского края (а 90% из них — это студенты в возрасте 17-25 лет) отвечали в письменной форме, и мы зафиксировали их ответы — примеры, образы, ассоциации, основанные на их личном знании и опыте.
Это единство и в то же время борьба. Добро и Зло находятся в противоборстве и взаимодействии одновременно. Добро — светлое, Зло — темное. Добро — над, Зло — под и т. д. Инь/Ян, День/Ночь, небо/земля. .. Для меня эти понятия неразрывны;
На долю добра размером со слона зла должно приходиться с фалангу мизинца;
Зло — это тени между деревьями, а добро — солнце, которое светит на них;
«Добро всегда побеждает, значит, кто победил, тот и добрый» и «Добро победит зло, поставит на колени и жестоко убьет»;
Добро — это: Абсолютная Истина = Благо = Свет (в общем, то, что мы называем словом Бог) «Я есть путь, истина и жизнь», ну а зло соответственно его противоположность: Хаос = Иллюзия = Тьма = Ложь;
Я думаю, Добро — это Иисус Христос и все те, кто берет свой крест и идет за Ним. Зло — это те, кто пребывает в самодовольной безопасности, благополучии, спасенности; те, у кого притуплен всякий ужас перед бездной небытия. То есть добро — это царствование Духа, зло — слепота, пленение Духа бытием, мировой данностью;
Добро — это когда зла не сделал. Зло — это когда сделал добро и что-то не так.
Однако духовная культура являет собой не только и не столько верования человека, сколько его внутренний мир и впоследствии — круг объектов, создаваемых идеями и эмоциями этого мира. Это значит, что не культура влияет на человека, а он сам посредством общества создает и формирует вокруг себя традиции, нормы, связи и отношения. Духовность человека гораздо шире культуры.
К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»