Чтобы уловить механизм становления этноса и проследить его эволюцию вплоть до полного исчезновения или перехода в стабильные реликтовые формы, нужно обратиться к истории, например, к этногенезу римского народа, византийцев, древних тюрок. Следует отметить, что и у других народов закономерность процесса этногенеза была принципиально такой же, разумеется, с учетом локальных особенностей.
Согласно преданию, Рим был основан в 754 г. до н. э. группой беглецов из различных племен, объединившихся для совместной жизни на семи холмах. Первый период (до 510 г. до н. э.) это поселение находилось, по-видимому, под верховной властью этрусских царей, а после составляло самостоятельную республику. Поэтому целесообразно принимать за исходную дату этногенеза именно 510 г. до н. э., когда новый этнос впервые заявил о своем самостоятельном существовании и самоопределился. Этот период можно назвать фазой исторического становления.
Следующий период ознаменовался завоеваниями, продолжающимися до середины II в. до н. э., когда Рим сокрушил своих соперников: Карфаген, Македонское и греческие государства. Этот период можно назвать начальной фазой исторического существования. Эта система, несмотря на ряд кризисных моментов, на короткое время прерывавших спокойное течение жизни, сохранилась до смерти Марка Аврелия (180 г. н. э.). Это конечная фаза исторического существования.
[adsense]
Дальнейшим периодом развития римского этноса следует считать его ослабление и растворение среди завоеванных народов («провинциалов»). Однако это не было концом римского этноса, который продолжал существовать, ассимилировав через распространение языка и культуры населения провинции (романизация). Стереотип поведения и структура оставались прежними — римскими. Так постепенно римский этнос превратился в романскую суперэтническую целостность. Римляне стали сливаться с провинциалами. Это, по существу, фаза исторического упадка этноса. Умирание шло как путем физического вырождения основных носителей изначальных традиций, так и путем их поглощения христианскими общинами, закончившегося к концу IV в. при императоре Феодосии. Часть населения, оставшаяся после исчезновения римской этнической традиции, вошла в зародившуюся перед этим и находившуюся на подъеме новую этническую традицию, которую стали называть «византийской».
Фаза этнического становления «византийцев» приходится на III в. Несмотря на жесткие гонения, христианская община разрослась до пределов Римской империи. Однако этнические особенности народов, ставших христианами, настолько разнились друг от друга, что уже к VII в. можно говорить о византийской суперэтнической культуре, но не о едином этносе, каковым оставалось население Малой Азии и южной части Балканского полуострова.
После фазы исторического существования, к концу XI в., сила и энергия византийского этноса ослабели. Византийская империя потеряла Малую Азию, Сербию и подверглась нападениям норманнов, разоривших Эпир и Македонию. В конце XII в. возник конфликт между греками и «франками» (т. е. западноевропейцами), захватившими в 1204 г. Константинополь, Македонию и Грецию. Живые силы византийского этноса сохранились только на окраинах империи — в Малой Азии и Эпире. Они и положили начало последней византийской династии — Палеологов. По существу, время правления Палеологов (1251 — 1453) было медленной агонией византийского государства и этноса, т. е. фазой исторического упадка. После падения Константинополя (1453) остатки византийцев, как исторический реликт, влачили свое существование несколько столетий под властью турецких султанов.
Теперь об этногенезе древних тюрков, который интересен тем, что был оборван посторонним вмешательством. В 439 г. небольшая группа монголоязычных кочевников Ашина была вытеснена из предгорий Алашаня и Наньшаня на север — в Монгольский Алтай. Там она смешалась с местным тюркоязычным населением, в результате чего создался небольшой народ, называвший себя «тюрк» или «тюркют». В середине VI в. тюрки захватили почти всю евразийскую степь от Черного моря до Желтого и Среднюю Азию до Амударьи. Это была фаза их исторического становления. Однако соседство с могущественным, богатым и агрессивным Китаем вызвало ряд конфликтов, закончившихся в 630 г. разгромом Восточнотюркского каганата и подчинением тюрок китайскому императору. Западный каганат сохранил самостоятельность до 658 г., когда его восточная половина была также оккупирована китайскими войсками, а западная составила самостоятельный Хазарский каганат. В 680 г. восточные тюрки восстали против Китая и до 745 г. отстаивали независимость. Поражение, нанесенное им коалицией, составленной из Китая и других народов, прекратило фазу исторического существования древнетюркского этноса, т. к. те тюрки, которые не были убиты в степи, растворились среди конгломерата народов Центральной Азии.
Следует отметить, что относительная длительность разных фаз этногенеза может быть весьма различной. Фаза исторического становления непродолжительна; процесс идет весьма интенсивно. Фаза исторического существования у большинства этносов длиннее предыдущей, ибо именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Фаза исторического упадка может особенно сильно варьировать по своей протяженности, т. к. она зависит как от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, так и от исторической судьбы, определяемой степенью развития материального базиса, накопленного за предшествовавший период, физико-географическими условиями ареала и состоянием смежных этносов. Наконец, фаза исторических реликтов уже целиком зависит от историко-географических особенностей данной территории.