Коми (зыряне и пермяки)

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

В отличие от лопарей, коми, обитающие в восточной части Европейского Севера, во многих отношениях, и по своему историческому прошлому, и по современному хозяйственно-культурному облику, походят на карел.

Коми — это самоназвание двух, хотя и близко родственных, но самостоятельных народов, которых прежде называли зырянами и пермяками. Эти два народа принадлежат — вместе с удмуртами — к так называемой пермской ветви угро-финской семьи языков.

Коми-зыряне живут в бассейнах рек, текущих в Ледовитый океан. Основная область их расселения — река Вычегда с важнейшими ее притоками — Сысолой с юга и Вымью с севера. Кроме этого, коми-зыряне живут по р. Мезени и притоку ее Башке. Сравнительно недавно — с XVI в. — зыряне появились также на Печоре и Ижме, а с конца XVIII в. стали селиться там значительными группами. На Ижме сложилась обособленная и своеобразная по культурно-бытовому укладу группа зырян-ижемцев.

Коми-пермяки отделены географически от коми-зырян и живут в бассейне Верхней Камы, точнее, по ее притокам Иньве, Косе и некоторым другим, внутри четырехугольника, образованного верхним течением Камы, а также на самой Верхней Каме и к западу от нее (так называемые, зюздинские коми-пермяки — Зюздинский район, Кировской области). Наиболее обособленную группу коми-пермяков составляют «язьвинские» пермяки к северо-востоку от основной массы этого народа, по р. Язьве, Красновишерского района, Пермской области.

За исключением этой географической разобщенности можно указать мало черт, которые отделяли бы эти два народа один от другого. Наименование у них одно — коми. Язык один, который делится на говоры, или диалекты: южно- и северокамский (пермяки), сысольский, вычегодский, ижемский, удорский. По культуре обе эти народности очень сходны.

Численность обоих народов коми составляет по переписи 1939 г. 408,7 тыс. Из них зыряне составляют около 60%.

Исторические данные и вопрос об этногенезе

Ранние исторические данные о коми-зырянах и коми-пермяках несколько неопределенны. В Начальной летописи и в позднейших источниках упоминаются племена пермь и печера. Последняя обитала, видимо, на р. Печоре. Название же «пермь» относилось в то время к жителям бассейна р. Вычегды; на область Верхней Камы оно было перенесено гораздо позже — с конца XIV в.

Есть предположение, что именно к тогдаш¬ним «пермянам», предкам коми, относятся легендарные известия скандинавских саг о севернорусском государстве Биармии с многолюдным и богатым населением, упоминаемом в связи с походами викингов IX—XI вв., и сообщения Отера (IX в.) о биармийцах. Биармия — само имя это напоминает Пермь. Но значение слова «Биармия» удовлетворительно не разъяснено; не доказано, что оно имеет отношение к Перми. Кстати, происхождение имени «Пермь» тоже остается неясным. Это не самоназвание. Его производят от финского «пере-маа» — лесистая страна, окраина. Н. И. Шишкин считал этот этноним скрещенным из пер-ем, что совершенно неправдоподобно. Но важен не этот вопрос, а другой: где находилась Биармия и имеют ли древние биариийцы отношение к современным коми (пермякам или зырянам)? На этот счет мнения разных авторов сильно расходятся. Одни (Савельев, Кастрен, М. А. Полевой, И. Н. Смирнов, Тиандер, Соболевский) помещали Биармию на берега Сев. Двины; другие (С.К. Кузнецов, Тальгрен) искали ее западней, на Кольском полуострове или в Карелии. Если верно второе мнение, то биармийцы, очевидно, не имеют с современными коми ничего общего; если же Биармия была в бассейне Двины, то возможно, что предки коми (по крайней мере зырян), жившие, быть может, тогда западнее, чем теперь, входили в состав ее населения.

Последние работы советских исследователей (особенно М. В. Талицкого, Н. Н. Чебоксарова, О. Н. Бадера) проливают свет на вопрос о происхождении народов коми. По свидетельствам археологических и письменных источников, а также по антропологическим данным, было два главных очага формирования этих народов: один — северо-западный, в бассейне Мезени—Башки и Вычегды—Выми; другой — юго-восточный, на Верхней Каме — это «Родановская» культура Х—XIV вв. и ее предшественники. Они существовали обособленно один от другого еще в 1-м тысячелетии н. э., а частью и позже. Следы антропологических различий между населением этих двух областей сохранились до сих пор: среди северо-западных коми преобладает чисто европеоидный «северный» расовый тип (в его беломорском варианте), а среди юго-восточных, камских— промежуточный между европеоидным и лапоноидным, так называемый сублапоноидный тип. Исторические известия до XVI в. называют население северо-запад¬ной области «пермянами», «пермью», — название, позже перешедшее на юго-восточную группу; эта последняя, может быть (по мнению Талицкого, Бадера), совпадала с народом «вису», о котором сообщают арабские известия 1. Связь между обеими областями начала устанавливаться лишь на рубеже I и II тысячелетий и еще более усилилась позже, когда происходили крупные передвижения масс населения с северо-запада, из бассейна Северной Двины, в Прикамье. Причинами передвижения был частью напор славянских колонистов, а позже — налоговый гнет и разные поборы Московского правительства. Бассейн р. Сысолы играл роль посредника в этих этнических связях, и население его до сих пор занимает, и по физическому типу, и по языку, и по культуре, промежуточное положение между камскими коми-пермяками и северными коми-зырянами.

Этнографические материалы о народе коми имеются у путешественников XVIII в., особенно у И. И. Лепехина (1770-е гг.). Из русских исследователей XIX в., писавших о коми, надо отметить известного Н. И. Надеждина, который в бытность свою в ссылке в Усть-Сысольске впервые обратил внимание на народное творчество зырян («Народные поэты у зырян», 1839), С. В. Максимова, Шегрена, Клавдия Попова и др. Яркие картины быта коми-пермяков дал русский писатель-демократ Ф. И. Решетников («Подлиповцы»).

Из среды самого народа коми (зырян) еще с середины XIX в. начали выходить исследователи—любители родной старины и народного творчества. Такими были зырянский поэт-демократ И. А. Куратов, купец В. Н. Латкин, историк Г. С. Лыткин. В советское время литература об истории, быте, народном творчестве коми еще более выросла (А.С. Сидоров, В. М. Подоров, Н. Н. Чебоксаров, В. Н. Белицер и др.).

Хозяйство

Современная культура коми-зырян и пермяков отражает старинную культурную общность с севернорусским населением. Основу хозяйства как южных зырян, так и пермяков составляет земледелие в его типичной лесной разновидности. Сравнительно недавно здесь существовало подсечное огневое хозяйство; в XIX в. развилось трехполье. Весь самобытный земледельческий инвентарь сходен с севернорусским. Сеяли и сеют главным образом ячмень, рожь, овес. Теперь в колхозах, конечно, внедряется передовая агротехника, сеется пшеница, кормовые культуры, лен и пр. Это повело к значительному росту урожайности. Развивается огородничество, которым раньше занимались мало.

Если для пермяков и южных зырян (к югу от Вычегды) земледелие составляет основу их существования, то у коми-зырян, живущих к северу от Вычегды, преобладают лесные промыслы. В зырянском охотничьем хозяйстве, как и у других таежных народов, выступает, с одной стороны, ружейная охота, с другой — широкое применение всяких ловушек, силков, кляпцев и т. д. Коми — очень искусные охотники и их опыт заимствуется сейчас в других районах Севера, особенно — полезный обычай устраивать на месте промысла охотничьи избушки («бани», «вбркерки»), где охотник отдыхает, греется, спит, хранит запасы. В лесу охотники коми всегда пользуются компасом («матка»). Охотничьи собаки — порода зырянской лайки — очень хороши. У коми-ижемцев развито оленеводство. Рыболовство занимает видное место как у пермяков, так и у зырян, особенно северных. Скотоводство играло подчиненную роль: держали главным образом рогатый скот или, точнее, безрогий (комолой породы). Теперь разводится породистый молочный скот, поголовье которого сильно выросло. Скот разводят даже далеко на Севере — на Мезени и на Печоре. Еще быстрее растет поголовье мелкого скота, которого прежде было очень мало. У пермяков имеется пчеловодство, до недавнего времени бортное, теперь пасечное.

Кустарно-ремесленных производств в развитом виде у коми нет, особенно у пермяков. Было домашнее женское прядение и тканье, вязание из шерсти, примитивное ручное гончарство «налепом». Зато развиты отхожие промысла. Сейчас выросла крупная социалистическая промышленность — лесная, каменноугольная (Воркута), нефтяная (Ухта).

Материальная культура

Характер расселения и типы жилищ коми-зырян и коми-пермяков те же, как у русских. Живут они главным образом по берегам рек. Если по-смотреть на карту расселения, то можно видеть, что поселения коми тянутся по берегам рек Вычегды, Выми, Сысолы и других. Но пермяцкие селения, обычно небольшие, располагаются и на водоразделах. Деревни чаще вытянуты в одну линию вдоль течения реки, на высоком берегу ее, хотя встречаются и поселения разбросанного плана.

"Керка" - типичный дом коми.

«Керка» — типичный дом коми.

Городов прежде в крае почти не было. Но теперь они появились и быстро растут. Помимо столицы республики Коми — Сыктывкара, ставшего большим благоустроенным городом, выросли совсем новые промышленные города: Воркута, Печора, Ухта.

Тип жилищ мало отличается от типа севернорусских построек. Большие, на р. Ижме даже двухэтажные дома, так называемые керки, в основном трехкамерного плана; встречаются, как местная особенность постройки из двух-трех неплотно прилегающих друг к другу срубов. До недавнего времени сохранялись такие архаические черты, как топка по-черному и волоковые окна. Старинной особенностью можно считать также пологие односкатные крыши.

В одежде тоже мало такого, что отличало бы коми от севернорусского населения. Сохранились следы древнего туникообразного покроя женской рубахи, но теперь преобладает северновеликорусская рубаха с прямыми поликами. Женские сарафаны (шушун) и кокошники, мужские холщовые штаны, армяки, как у русских. Характерна мужская верхняя глухая одежда — холщовый «шабур», но и она встречается и у русских. Есть только одна вполне самобытная принадлежность мужского костюма коми: это верхняя охотничья одежда, так называемый «лаз» (у северных пермяков «лузан», у южных нет этой одежды). Он представляет собой продолговатый прямоугольный кусок холста или сукна, обшитый по краям мягкой кожей, с проделанным посередине отверстием для головы. Лаз закрывает спину и грудь до пояса, к которому привязываются углы этой одежды. Характерны также чулки, вязанные из цветной шерсти с геометрическим орнаментом. В них заправляют штаны. Наконец, своеобразная мужская обувь — кожаные туфли — «коты», высокие охотничьи кожаные сапоги—«бахилы», а также валяные—«катанки».

Замужняя женщина коми в национальном костюме

Замужняя женщина коми в национальном костюме

Охотник-коми (колхоз "Вепр", Сысольского района, Коми АССР)

Охотник-коми (колхоз «Вепр», Сысольского района, Коми АССР)

Северные коми, соседи ненцев, заимствовали у них их арктическую меховую одежду, малицу и совик; совик есть и у северных коми-пермяков.

Культурная общность коми с русскими объясняется прежде всего глубоким прогрессивным влиянием русской культуры: ведь новгородская колонизация Пермского края началась еще с XI в., а с XV в. приняла широкие размеры.

Исторические особенности общественного быта

В общественном быту коми было мало отличий от русских. Сохранялась до недавнего времени большая семья, свойственная и северному русскому населению. В недавнем прошлом бытовали своеобразные патронимии: это группы родственных семей-однофамильцев («котыр», у коми-пермяков «увтыр»), именовавшихся по родоначальнику, имевших свои охотничьи угодья и даже соблюдавшие обычай экзогамии.

В эпоху формирования Русского государства зыряне и пермяки, как и русское население северных лесов, попали в положение эксплуатируемых крестьян. Собственных феодалов ни у той, ни у другой из групп народа коми не было, а если и были, то они слились с русским служилым сословием. Помещичье землевладение у зырян отсутствовало. Зыряне принадлежали к числу государственных крестьян. Что касается пермяков, то значительная часть их с половины XVI в. оказалась крепостными фамилии Строгановых, которым правительство Ивана Грозного пожаловало земли по Верхней Каме. За графами Строгановыми пермяки, по крайней мере Иньвенские, и числились до самой крестьянской реформы.

Зато развитие торговых отношений внесло значительную дифференциацию в экономику коми, в особенности коми-зырян. Развитие торговли, отхожих промыслов, связанных с торговлей, благоприятствовало появлению сильной зырянской буржуазии. Последняя проявляла необычайную энергию по эксплуатации и ограблению не только своих малоимущих земляков, но и окружающего русского населения, а еще больше ненецкого и далее за Урал — остяцкого и вогульского населения. Именно, из этой зырянской буржуазии и состояли в значительной мере те группы новых поселенцев на берегах Печоры и Ижмы, которые появились там в XVIII в. Среди ижемцев было много кулаков, которые занимались хищническим оленеводческим хозяйством, а также и торговлей. В коми-пермяцкой деревне тоже выделялось кулачество.

Мотоховский список древнепермской азбуки

Мотоховский список древнепермской азбуки

Религиозные пережитки

В области религиозных верований сказывалась исконная общность с севернорусским населением. Как коми-зыряне, так и коми-пермяки были рано обращены в христианство: зыряне при Стефане Пермском (последние десятилетия XIV в.), пермяки — в XV в.

Однако под официальным православием у коми-зырян и коми-пермяков и до наших дней сохранялись довольно сильные пережитки веры в разных духов, леших (ворса), водяных (васа, куль), домовых, «суседок» и т. д. Но образы этих духов, а иногда даже их имена почти те же, что и у русского населения. Можно назвать только один мифологический образ, который является чисто зырянским — это Орт, личный дух-покровитель, который имеется у каждого человека; появление Орта предвещает смерть человека. Самое название и культ этого духа характерны для коми.

Помимо этого, была сильно развита вера в колдовство, в особенности в охотничью магию. Верили также в так называемую «шева», которую представляли себе в виде материального предмета, попадающего в тело человека и вызывающего, в частности, кликушество. Колдуны нередко становились во главе охотничьих артелей. Между последними тогда устраивались своеобразные магические состязания: сбить соперников с пути и не дать им добычи.

Фольклор и народное искусство

Культурная близость коми к русским особенно бросается в глаза в области фольклора. Он у коми довольно богат; в нем есть и сказания о древнем, вымершем «чудском» народе, жившем в землянках; и сказания (у коми-пермяков) о богатырях Пере, Пеле и других, видимо, исторических личностях. Но особенно богат и разнообразен сказочный фольклор, — и как раз сюжеты сказок очень близки к русским. Больше всего сказок о животных; много волшебных сказок — о колдунах, о леших, водяных и пр., о бабе-яге (йома); много и бытовых сказок-новелл, где высмеиваются и осуждаются богачи, цари, попы. Однако даже сюжеты и мотивы, явно заимствованные от русских, по-своему творчески переработаны.

В изобразительном искусстве коми обращают на себя внимание традиции старинной деревянной резьбы и пластики. Они отразились в своеобразном стиле церковной скульптуры Пермского края, где видны следы совсем не христианского искусства. Об этой скульптуре писал А. В. Луначарский 2. Интересно отметить, что крупнейший русский архитектор А. Н. Воронихин (1760—1814 гг.), строитель Казанского собора в Ленинграде, был родом из Пермского края и по матери пермяк. Своеобразно также узорное тканье с орнаментом геометрического стиля.

Пионером нового развития коми-пермяцкого искусства — уже, в советскую эпоху — был национальный художник-искусствовед П. И. Субботин-Пермяк (1886—1923). Он много сделал для возрождения и развития народного изобразительного искусства.

Давнее общение с русским дало народу коми своеобразную письменность. Стефан Пермский составил для зырян особый алфавит, который долгое время — до XVII в. — был в употреблении; интересно, что этой «пермской» письменностью пользовались иногда и в Москве. На старинных иконах встречаются надписи этим алфавитом. Теперь коми пользуются русской графикой. При Советской власти у них развивается своя литература.

Культурное развитие народа коми вообще сделало огромные успехи. В Республике Коми работают два института, 13 техникумов и 678 школ. Создан филиал Академии наук СССР (с 1949 г.), где многие из научных сотрудников принадлежат к местному национальному населению.

Notes:

  1. Однако другие исследователи (А. П. Смирнов) склонны считать, что народ «вису» жил гораздо западнее, и отождествляют его с весью (вепсами).
  2. А. В. Луначарский. Пермские боги, «Искусство», № 5, 1928.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1938 Родился Виктор Петрович Глазов, выдающийся владимирский археолог.
  • Дни смерти
  • 1873 Умер Евстафий Тышкевич, археолог, историк, этнограф, краевед, коллекционер, создатель Виленской археологической комиссии и Музея древностей в Вильне, один из основателей белорусской научной археологии.
  • 1942 Погиб Михаил Васильевич Талицкий — специалист по археологии Приуралья, первооткрыватель стоянки имени Талицкого (Островская палеолитическая стоянка).
  • 1976 Умер Михаил Константинович Каргер — советский историк архитектуры, археолог. Доктор исторических наук, профессор, лауреат Сталинской премии.
  • 1979 Умер Альберто Рус Луилье — мексиканский археолог, специалист по цивилизации майя. Наиболее известен открытием в 1952 году захоронения правителя майя Пакаля.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.04.2019 — 16:07

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014