Бьярмаланд, Кюльфингерланд, Гардар

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

Beormas, бьярмы — собирательное, достаточно неопределенное и в то же время определенно относящееся к крайнему Северо-Востоку Европы название народа, которое впервые в европейскую литературу Альфред Великий ввел со слов норвежского хавдинга Оттара (Матузова 1979:20,24,31-33). Обогнув Норкап, Оттар по правому борту имел почти необитаемую землю терфиннов (саамов). Следуя береговой линии под северным ветром, он вошел в устье большой реки, отделявшей густо населенную землю бьярмов — Бьярмаланд.

С конца IX в., времен Оттара и Альфреда, и до исландских географических сочинений XIV в. представление о положении, протяженности и границах «страны бьярмов» становилось все более обширным и неопределенным. В XX столетии исследователи по-прежнему искали эту terra incognita от Кандалакши до Перми и от прибрежья Ледовитого океана до Волго-Окского междуречья (Рабинович 2000:305-365). Несомненны, во-первых, принадлежность Бьярмии финским народам (восточнофинским, пермским языкам принадлежит и наиболее прозрачная этимология beormasl пермь), во-вторых, северо-восточное по отношению ко всем остальным известным в Скандобалтике «финнам» географическое положение; в-третьих, безусловная включенность в процессы и связи Скандобалтики
эпохи викингов, притом, что археологические данные на сей день далеко не соответствуют разрозненным, но разнообразным показаниям письменных источников (Мель¬никова 1986:197-200).

Если рассматривать «полярный рейд» Оттара как одну из первых попыток проложить пути на дальний северо-восток Евразии «к северу от этого необитаемого пространства» и принять во внимание, что эстафету норвежских викингов (проникавших в «Бьярмию» достаточно регулярно в X-XIII вв.) переняли сначала, по-видимому, ладожане (если «Железные ворота», цель похода Улеба, сына Рагнвальда, в 1030-х гг., локализовать на северо-востоке), а вместе и вслед за ними — новгородцы, соратники Улеба и позднейшие «ушкуйники»; если рассматривать это движение «в Бьярмаланд» с последовательно смещающихся «исходных точек»: Тромсё (родина Оттара) — Ладога — Устюг (новгородская колония и родина Семена Ивановича Дежнёва [1605-1673], в 1648 г. обогнувшего крайний северо-восточный мыс Евро-Азиатского материка), то, может быть, в исследованиях последних лет обнаружатся некоторые ключи к пониманию «загадки Бьярмии».

[adsense]

Во всяком случае, представляет несомненный интерес выявленная в последние годы картина развития «предгосударственных отношений» у финно-угорских (угорских) народов Западной Сибири, ограничивающих на крайнем северо-востоке таинственный Бьярмаланд. Византийское серебро в сокровищницах югорских князей, укрепления дофеодальной» знати, ополчения и дружины вогулов (манси) в XIV-XVI вв. развивают, по существу, модели тех же отношений, что тремя-пятью столетиями раньше реализовывались в пространстве Скандобалтики и на ее северо-восточных окраинах, от Трёндалага до Бьярмаланда (Федорова 2002:7-9; Зыков, Ковшаров 2002: 2-6; Богданов 2002: 10-14).

Столь же загадочна область, локализующаяся между землями финнов (квенов, финских обитателей Приботтнии?), бьярмов и карел, — «страна кюльфингов (колбягов) Кюльфингерланд (Мельникова 1986: 34.45, 131, 134-136, 138, 209-210).

«Сага об Эгиле» (точнее, «Сага о Торольве, сыне Квельдульва», которую можно выделить в ее составе: Сага об Эгиле, V-XXVII) позволяет достаточно детализированно рассмотреть механизм отношений норманнов и квенов с карелами и колбягами (Лебедев 1985: 59-61). Территориальная локализация «земли колбягов» и отождествление этой «этно-социальной группы» kylfingr убедительно обоснована в работе Д. А. Мачинского: «колбяги» «Русской Правды», византийских, арабских и скандинавских источников соотносятся «гибридным» финно-скандинавским этносом, археологически представленным «приладожской курганной культурой» IX- XII вв. (Мачинский 1988:90-103).

Финское население Южного и Юго-Восточного Приладожья и Обонежья (Прионежья и Заонежья), то есть территорий к востоку от р. Волхов, составивших в XV в. Обонежскую пятину Великого Новгорода, развивалось на близкой исходной этноязыковой основе и в сходных начальных условиях, но под длительным, стабильным и нарастающим новгородским славяно-русским взаимодействием (Назаренко, Селин 2001; Муллонен 2001). Наиболее древний доприбалтийско-финский пласт топонимии Приладожья связывается с «саамским» населением, причем сравнительно рано в Южном Приладожье выявляется распространение речных названий (гидронимов) на -га-, прибалтийско-финского происхождения (Андега, Воронега, Лидега, Чалдога, Кондега, Сязнега). Весьма продуктивна в Южном Приладожье топонимическая модель на -/а-, причем основной ареал этой -/-овой ойко- нимии размешается вокруг Финского залива, так что Южное Приладожье составляет юго-восточную окраину этого обширного ареала. Внутренние лингвистические и этнокультурные границы выделяют в Приладожье ареалы вепсов (от рек Ояти и Капши далее на восток) и карел: севернее р. Свири — карел-людиков, далее на север вдоль восточного побережья Ладожского озера — карел-ливвиков (Муллонен 2001: 248).

Юго-Восточное Приладо¬жье в бассейнах рек Сяси, Паши, Сязнеги, Тихвинки составлет особый субрегион, отличный от ареалов вепсов и карел. Эпицентр его заселения образован, по-видимому, сгустком поселений, родовых и общинных курганных могильников на р. Сязнега и до ручья Вихмесь — на притоках и в среднем течении р. Паши. Укрепленным центром региона в IX-X вв. было городище у с. Городище на р. Сясь, вполне вероятный «Алаборг» исландских «саг о древних временах» (Мачинский, Панкратова 1996:47- 57). Судя по археологическим данным, как и на Карельском перешейке Приладожской Карелии, в Южном Приладожье сравнительно рано появляются вооруженные «торговцы пушниной» скандинавского и западно-финского происхождения. В исходном для них районе Ладоги, с ее «традицией сопок», норманскими курганами могильника Плакун и пр., они практиковали курганный обряд погребения, который в сочетании с местной приладожской традицией «домиковмертвых» стал основою ритуала своеобразной «приладожской курганной культуры» конца IX-XI вв. (курганы с ритуальными очагами, разделением на мужскую и женскую половины, парными кремациями или ингумациями, большим количеством оружия — мечей, копий, боевых топоров; железные котлы и другая очажная утварь, наборы фибул, скандинавские и финские женские украшения). Культуру эту наиболее обоснованно отождествляют с «колбягами» русских источников (kylfmgr скандинавских саг), фигурирующих на этой территории одновременно с первыми скандинавскими упоминаниями карел, очевидно как их южные и юго-восточные соседи (Сага об Эгиле). Колбяги, по-видимому, представляли собою локальный скандо-финский зтнос, противопоставленный как населению собственно Ладоги, так и вепсам Приладожья, жившим далее на востоке за Оятью, вероятным потомкам летописной «веси».

Расцвет приладожской курганной культуры происходит в X-XI вв., а прекращается ее развитие в первой половине XII в., после похода Мстислава Владимировича Мономахав 1105 г. «в Ладогу на воину». В 1114 г. в Ладоге строится каменная крепость, что «должно было демонстрировать аборигентам Приладожья мощь государства» (Назаренко, Селин 2001 : 237). В 1164 г. крепость выдержала осаду шведов, рассчитывавших на военную поддержку приладожских обитателей и потерпевших окончательное поражение на р. Воронеге, западной окраине ареала приладожской курганной культуры. Приписка к Уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г. фиксирует появление в Приладожье не позднее начала XIII в. новгородских погостов, пунктов сбора дани, поступавшей новгородскому «владыке» — архиепископу, причем, судя по именам, власть в этих погостах сосредоточивалась в руках местного «старейшины». На рубеже XII-XIII вв. в Приладожье на озере Дымно (бассейн р. Тихвинки) основан первый из новгородских «лесных» монастырей прп. Антония Дымского. Весьма резонно предположение, что массовое крещение карел в 1227 г. князем Ярославом Всеволодовичем (отцом Александра Невского) коснулось и южного Приладожья. с этим событием В. А. Назаренко связывает истоки местного праздника в Обонежье «День Святого крещения» (Назаренко, Селин 2001: 238). В XV в. приладожские погосты — Воскресенский на Масельге, Богоявленский, Рождественский, Никольский на Сяси — входят в церковно-территориальный округ новгородского владыки, получавшего подать с христианизированного населения, которое доминировало здесь уже во второй половине XIII в. (Мусин 1988).

Церковно-монастырская колонизация была важным фактором славяно-русского освоения Южного Приладожья, предшествуя и прокладывая пути продвижению крестьянского православно-русского населения. Если около 1200 г. появляется первый, Антониево-Дымский, монастырь в южном Приладожье, то сто с небольшим лет спустя, в 1329 г., крупнейшим центром православия стал Валаамский монастырь, а в 1393 г. был основан также островной Коневецкий монастырь на Ладожском озере (Сиилин 2001). В 1381 г. состоялось Явление Тихвинской иконы Божией Матери в Пречистенском погосте на о Тихвинке, где был основан Успенский Тихвинский монастырь владыкой Алексием при московском митрополите Пимене и великом князе Дмитрии Донском. С этого времени Тихвин становится основным новгородским административным центром, направляющим крестьянское расселение и освоение Южного Приладожья, Обонежья и Заволочья.

Вепсы Приладожъя-Обонежья в языковом отношении занимают своеобразное «промежуточное» положение между волжско-финскими и прибалтийско-финскими народами, в целом относясь, как и карелы, к последней из названных групп (Муллонен 2001: 250). Вероятно, это отражает изначальный статус летописной «веси», в VI-X вв. игравшей в жизни северных территорий Восточной Европы гораздо более заметную и значимую роль, особенно в международной пушной торговле с Волжской Булгарией и исламским Востоком по Великому Волжскому пути (Станг 1999). Локализация современного финноязычного населения Приладожья и Обонежья и комплексное изучение выделенных регионов мультидисциплинарными средствами (от археологии до этномузыкологии) позволяет дифференцировать устойчивые этнокультурные регионы этих современных этносов, вепсов, людиков, ливвиков и собственно карел (Спиридонов 2001; Винокурова 2001; Дмитриева 2001; Герд 2001; Логинов 2001; Орфинский, Гришина 2001; Краснопольская 2001).

[adsense]

Обособление и консолидация локальных этнических групп происходили в условиях нарастающего становления, распространения и укрепления русской государственности и неразрывно с нею связанной в Средневековье православной церковной культуры как в новгородское время, так и в период Московского государства и Российской империи. Начало этого процесса совпадает с начальными этапами формирования Древнерусского государства в IХ-Х вв. Соответственно, в восприятии скандинавов, вероятно еще в течение эпохи викингов (и позднее, в «саговой традиции»), происходит отождествление и замещение понятий «Земля Колбягов» и «Русь, Гардарики, Гарды», Kylfingerland — Gargar (Мельникова 1986:131).

«Гарды» замыкали циркумбалтийское пространство Скандобалтики, открывая «Путь на Восток», Austr i Gardar (Джаксон 1976:164- 170) и отождествляясь с этим путем. Топонимия Восточной Европы, особенно севера и северо-запада, известная скандинавам, значительно превышает западноевропейскую топонимию скандинавских источников: только в исландских географических сочинениях содержится 43 восточноевропейских топонима, в то врем я как западноевропейских — 21, при всей интенсивности и глубине рейдов викингов в Западную Европу (Мельникова 1986:41).

Имя «Гарды» основано на специфически восточноевропейской модели образования скандинавских топонимов: X + gard, в этой форме использованной лишь для обозначения трех важнейших городов «Восточного пути»: Новгород — Holmgard, Киев — Koenugard и Константинополь — Miklagard, в значении «Великий город». Первоначальная и исходная форма собирательного названия Gardar (в рунических надписях) относилось, повидимому, «к местности, игравшей особенно важную роль в эпоху начальных русско-скандинавских контактов. Здесь кончался прямой (без волоков) водный путь (Финский залив — Нева — Ладожское озеро — Волхов) и находилось большое число поселений…» (Мельникова 1986: 48). С этой точки зрения «первичные Гарды» составляли неотъемлемую часть скандобалтийского приморского пространства.

Ладога — первое из поселений «в Гардах», конечная цель морского пути и начало речного «Пути на Восток» занимала уникальную позицию и сыграла определяющую роль в сложении системы северных «виков». Поселение, возникшее в середине VIII в. как приморский порт, во второй половине столетия становится главным узлом «трансконтинентальных» торговых связей и основым источником и регулятором денежного обращения. В середине IX в. Ладога — арена сложных политических событий, открывающих становление Руси. С распространением власти варяжских князей, возглавивших союз славянских и финских племен, на всю трассу Волховско-Днепровского Пути из Варяг в Греки и переносом княжеского стола в «Матерь городов русских» (греч. митрополия), Киев, Ладога в X-XI вв. сохраняет значение великокняжеского владения и в силу этого становится центром христианизации (культ Св. Климента) и политической организации «Прибалтийского края» Руси. Это обстоятельство позволило ей не разделять судьбу многих других виков (таких, как Бирка, наиболее тесно связанная именно с Ладогой), а приобрести структуру средневекового города, преемственно и последовательно развивавшегося в XII-XVII вв. (Лебедев 1985:203-217; 1999:323-331; Кирпичников, Дубов, Лебедев 1986: 190-198; Кирпичников, Сарабьянов 1996).

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

В этот день:

Открытия
1934 Экспедиции под руководством французского археолога Андре Парро удалось открыть руины шумерского города Мари.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014