К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе
Бронзовый век в лесной части Европейской России
В северной и средней части Восточной Европы в бронзовом веке жили племена, оставившие несколько археологических культур. Среди них основными были две — фатьяновская и абашевская. В этом регионе, как и в южнорусских степях, получило распространение скотоводство, земледелие, а в ряде мест — бронзолитейное производство. Развитие его в лесной зоне было связано с влиянием племен, расселившихся на Урале и Кавказе. Однако изменения затронули не всю территорию. На протяжении всей эпохи бронзы и даже вплоть до I тысячелетия до н. э. у жителей Крайнего Севера — побережья Белого моря, бассейна Северной Двины и Печоры — сохранялся старый неолитический уклад жизни и традиционное для неолита хозяйство: охота на морского зверя и рыболовство, как наиболее соответствующие действию закона рационального отношения древнего человека к экосреде.
В результате вторжения с юго-запада нового населения в начале II тысячелетия до н. э. на Оке и Верхней Волге складывается фатьяновская культура. Близкие этой культуре памятники известны в Белоруссии и Прибалтике. Культура получила название по открытому в конце XIX в. могильнику у с. Фатьяново близ Ярославля. Фатьяновские племена занимали почти всю центральную часть европейской территории России: на западе граница доходила до Псковского озера, на востоке — до Камы и Вятки, на юго-западе — до Десны и верховьев Оки, на юго-востоке проходила по Суре и Средней Волге. Установлено существование нескольких районов культуры: ярославско-калининский, московско-ярославский, чувашский и днепро-деснинский. Каждый район имеет свои особенности. Основными памятниками являются грунтовые могильники. В конце фатьяновской культуры на Средней Волге появляются курганные погребения; хорошо изучены Фатьяновский, Волосово-Даниловский, Воронковский, Протаговский, Вацловский, Никулинский и другие могильники. Могилы овальные, некоторые укреплены срубом. Покойников хоронили на спине или на боку в скорченном положении, с сильно согнутыми в коленях ногами.
Характерными для фатьяновской культуры являются выпуклодонные бомбовидные сосуды в форме шара, чашки и так называемые реповидные сосуды (в форме репы). Они украшены орнаментом из разнообразных геометрических
элементов: ромбов, треугольников, косой штриховки. В хозяйственном инвентаре присутствовали каменные сверленые топоры-молотки, клиновидные кремневые топоры с полированным лезвием, боевые ладьевидные топоры с отверстием для ручки (в профиль похожи на ладью), шлифованные долота, прекрасно отретушированные наконечники стрел и копий, особые булавы, терочники, полированные плиты, костяные острия и проколки. Среди находок преобладают изделия из камня, но встречаются костяные, медные и бронзовые предметы. Известны костяные украшения, шилья, мотыги, металлические копья, ножи, топоры, обоюдоострые шилья, браслеты, бусы и спиральные кольца.
На Средней Волге, в Приказанском Поволжье и между Казанью и Нижним Новгородом в III — начале II тысячелетия до н. э. существовала балановская культура, получившая название по Балановскому могильнику. Хозяйство этой культуры было основано на земледелии. В наборе инвентаря встречается много предметов фатьяновского типа.
Большинство исследователей относит существование фатьяновской культуры к первой половине — середине II тысячелетия до н. э. (1700—1300 гг. до н. э.). Племена фатьяновской культуры занимались скотоводством. В период сложения культуры наблюдалась некоторая подвижность населения. На памятниках же периода расцвета культуры отражена прочная оседлость, развитие свиноводства и огневого земледелия в условиях лесной полосы. Нерешенным остается вопрос о происхождении фатьяновской культуры. Ясно, что фатьяновская и очень близкая ей балановская культура были частью обширной историко-культурной области эпохи бронзы, располагавшейся в Восточной Европе. Отличает эту общность наличие боевых топоров и шаровидная керамика со шнуровым орнаментом, но она не представляла собой, по-видимому, ни антропологического, ни языкового единства. Была высказана гипотеза, что происхождение фатьяновской культуры, судя по антропологическим данным и части инвентаря, связано с Кавказом. Однако фатьяновская бронза не имеет кавказских традиций. Происхождение культуры следует связывать с южными или юго-западными районами, скорее всего с Восточным или Западным Причерноморьем. Вместе с тем племена фатьяновской культуры создали основу протобалтийского этноса.
Обширную лесную территорию на восток до Урала заселяли во второй половине II тысячелетия до н. э. скотоводческо-земледельческие племена абашевской культуры (названа по могильнику в Чувашии). Могильников абашевской культуры исследовано много. Это круглые и овальные курганы, под насыпями которых расположены могильные ямы. Некоторые могилы укреплены деревом, дно их выстлано берестой. Погребенных клали на спину с подогнутыми ногами. В могилах найдены сосуды, медные украшения, ножи, кремневые скребки, рыболовные крючки и кости принесенных в жертву животных. По остаткам костей установлено, что абашевцы разводили коров, лошадей и свиней.
Особенностью абашевской культуры (средневолжский вариант) является сложный и богато украшенный костюм абашевских женщин. Головной убор состоял из ряда горизонтальных бронзовых пронизок, перемежающихся с полушарными бляшками, медными спиралями, очкообразными привесками и розетками. К числу украшений относятся желобчатые браслеты и спиральные перстни. Из орудий труда известны плоские бронзовые топоры, копья с ввернутой длинной втулкой, обоюдоострые и односторонние ножи, ретушированные длинные кремневые наконечники стрел и костяные проколки. Своеобразна глиняная посуда. Острореберные плоскодонные и выпуклодонные похожие по форме на перевернутый колокол, очень простые баночной формы и выпуклодонные различных размеров, с овальными боками и отогнутым наружу венчиком сосуды украшены прочерченными или оттиснутыми гребенкой волнистыми горизонтальными или наклонными линиями и вдавлениями.
По мере накопления материалов выявляются различия в форме посуды орнаменте, наборе инвентаря на разных территориях огромного абашевского мира. Поэтому оправданным представляется выделение ряда местных археологических культур. При этом абашевская культура — носитель основного набора признаков — рассматривается как историко-археологическая общность на востоке Европы. Распространено мнение, что абашевские племена были финно-угроязычными.
В развитии культур эпохи бронзы лесной зоны Восточной Европы большое значение имел уральский горно-металлургический центр, который, вероятно, начал активно функционировать во II тысячелетии до н. э.
В лесной полосе Прикамья и Урала в начале II тысячелетия до н. э. появилось местное бронзовое литье — на поселении Бор I на р. Чусовая, на Саузовской стоянке на Каме и Аятских поселениях в Зауралье.
Высокое развитие горнорудного дела подтверждается материалами турбинской культуры эпохи бронзы в Приуралье (XVIII—XII вв. до н. э.). Она изучена в основном по материалам двух могильников у с. Турбино на Каме, где обнаружено более ста могил. Погребения одиночные, в неглубоких ямах, ориентированные с юго-запада на северо-восток, скелеты лежат в вытянутом положении. Инвентарь содержит великолепные разнообразные бронзовые изделия, которые и составляют особенность этой культуры: изящные и совершенные по форме втульчатые наконечники копий со стержнем, ушком на втулке, бронзовые кельты без орнамента и орнаментированные заштрихованными треугольниками, ромбами, с выпуклыми ушками, клиновидные топоры-тесла, вислообушковые топоры с проушиной, листовидные ножи, серебряные и нефритовые височные кольца. Встречаются кремневые наконечники стрел, ретушированные ножи и скребки. В могильниках турбинского типа, как правило, нет керамики. Это погребения литейщиков. В некоторых из них представлен набор дорогого бронзового инвентаря, имеющего аналоги в весьма далеких памятниках. Турбинские бронзовые предметы имеют поразительное сходство с вещами из Бородинского клада и с материалами поселения Самусь IV на р. Томь в Сибири. Между западной и восточной границами распространения турбинских бронз находится ряд памятников. Это Сейминский могильник на Нижней Оке, Соколовский и др. Следовательно, можно говорить о единой турбинско-сейминской общности, и, возможно, о существовании обмена металлом на значительной территории Восточной Европы и Северной Азии. В настоящее время известно более 76 турбинских поселений, расположенных в непосредственной близости от рек или озер. На них открыты жилища-полуземлянки.
Позднебронзовые культуры последней четверти II тысячелетия до н. э. открыты в Приказанском Поволжье, Прикамье, на севере республики Коми и в Архангельской области, где к северу от Сыктывкара изучено несколько десятков поселений и могильников по Печоре и Вычегде. На поселениях Атаман-Нюр I, Шиховское, Ячьель на Печоре и других обнаружены остатки жилищ в виде землянок. В материалах памятников в основном представлены керамика и изделия из кремня. Характерны сосуды яйцевидной формы с округлым и уплощенным дном и баночные плоскодонные. Керамику украшает ямочный, ямочно-гребенчатый и линейный орнамент в разных сочетаниях.
Для археологических памятников европейского Севера типична так называемая текстильная керамика с отпечатками грубой ткани, рогожи или сетки. Такая керамика характерна для обширной лесной зоны Восточной Европы конца бронзового века лесной полосы.
Культуры лесных и лесостепных территорий Сибири
Памятники этого периода лучше всего изучены в Западной Сибири и Прибайкалье.
Эпоха ранней бронзы в Зауралье представлена так называемой сартыньинской культурой, известной по памятникам Сартынья, Салехардская стоянка, Малый Атлым XVIII—XIII вв. до н. э. Основной археологический материал — керамика. Сосуды, как правило, выпуклодонные, но встречаются и с уплощенным дном. Керамику отличает богатый орнамент, в котором геометрические узоры образуют решетчатые пояса и ромбы; чередуются три-четыре декоративных пояса, выполненных оттисками гребенки. В памятниках ранней бронзы встречаются многочисленные каменные орудия, много наконечников стрел, удивительно разнообразных по форме.
На большей части Западно-Сибирской равнины открыты памятники, где керамика украшена гребенчато-ямочным узором. Хорошо изучены поселения на Тоболе — Пеньки I, Венгерово III. Культура ранней бронзы здесь представлена посудой выпуклодонной формы. Для ранней бронзы в Приишимье характерны памятники так называемого одинцовского этапа, изученного по материалам Одинцовского и Шапкульского поселений.
В середине II тысячелетия до н. э. в южной таежной и предтаежной зонах Западной Сибири — от Притоболья на западе до низовьев Томи на востоке — сложилась так называемая самусьская общность, включавшая ряд родственных культур.
Огромный материал получен в результате раскопок грунтовых погребений Ростовкинского могильника. Ритуал захоронений был самый различный: трупосожжение, трупозахоронение, захоронение умерших без черепов. Ростовкинский могильник — это памятник эпохи развитой бронзы в лесной и лесостепной части Западной Сибири. Об этом свидетельствует большое количество бронзовых предметов: кельты, наконечники копий с вильчатым или ромбическим стержнем, долота, шилья, листовидные ножи. На большом массивном ноже со скульптурным навершием на рукоятке изображена лошадь, влекущая за собой человека на лыжах. Бронзовые предметы Ростовкинского могильника близки к находкам в Турбинском и Сейминском могильниках в Волго-Камском регионе.
На востоке этой обширной культурно-исторической зоны исследованы поселения Самусь III и IV на р. Томь, Крохалевка I в районе Новосибирска и др. Наиболее полное представление о самусьской культуре дает поселение Самусь IV. Хронологически самусьская культурная общность относится к XV—XII вв. до н. э.
В ходе раскопок обнаружен археологический материал: крупные каменные удлиненные зашлифованные тесла, топорики, изготовленные из отщепов ножи, скребки, тщательно обработанные ретушью удлиненные наконечники стрел и копий, литейные формы кельтов и копий турбинского типа. Самусьская керамика представлена посудой горшковидной и баночной форм. Ее орнамент состоит из рядов мелких и косых насечек, образующих горизонтальную елочку, а также неглубоких желобков. Днища сосудов украшены сложными геометрическими фигурами, многоугольниками, спиральными узорами, изображениями солнечных знаков и личин. Вероятно, богато украшенная керамика носила культовый характер.
Население самусьской культуры вело в основном охотничье-рыболовче- ское хозяйство, о чем свидетельствует обилие орудий охоты и рыболовства. Важное место отводилось производству бронзовых орудий, встречающихся на огромной территории лесной и лесостепной зон — от Оби и Томи на востоке до Прикамья и Поволжья на западе. Вопрос о месте появления бронзовых изделий этого типа остается пока спорным.
В лесостепной Барабе в эпоху бронзы сложилась кротовская культура, изученная по поселениям Кротово в Приобье, Преображенка III, Венгерово II, III, Черноозерье III, IV в Омской области, могильникам Сопка и Ордынское. Представители кротовской культуры проживали в наземных постройках, немного углубленных в землю. Известны однокамерные и двухкамерные жилища с земляными очагами в центре. Погребения в основном одиночные, вытянутые в грунтовых ямах. Погребальный инвентарь зависел от половозрастных особенностей. Инвентарь кротовской культуры — каменные тесла и ножевидные пластины, диски с отверстиями, мраморная булава, шары и подвески; масса костяных наконечников стрел, проколки, иглы, гребни. На поселении Преображенка III обнаружен целый комплекс литейных форм и предметов из бронзы: листовидные двулезвийные ножи и кинжалы, однолезвийные ножи и кельты, браслеты со спиралевидными закрученными концами, масса колец, трубчатых подвесок. Много изделий из глины — пряслица, цилиндрики и шары, диски и фаллические изображения.
Основную массу керамики составляют крупные сосуды баночной формы, поверхность их украшена оттисками гребенчатого штампа, насечкой, ямками, вдавлениями и валиками.
Кротовское население было знакомо со скотоводством. Среди находок кости быка, лошади и барана. Однако в слоях кротовских памятников много костей диких животных — косули, лося, медведя, волка и соболя.
В Барнаульском Приобье расположены памятники елунинской культуры XVIII—XIV вв. до н. э.: Озерки, Ляпустин Мыс, Елунинский могильник. По ряду признаков комплекс елунинской культуры — бронзовый инвентарь и керамика — близок кротовской. Умерших хоронили в групповых ямах, скорченными. Разводили крупный рогатый скот и лошадей, охотились на лося, занимались бронзолитейным производством. Вероятно, особую роль в хозяйстве и представлениях людей играла лошадь, потому что с этой культурой связаны ее скульптурные изображения.
Во второй половине II тысячелетия до н. э. (примерно в XIII в. до н. э.) самусьскую и родственные ей культуры сменила еловская культура, изученная по Еловскому поселению и могильнику, Десятовскому поселению в Томской области и другим памятникам. Для этой культуры характерны каменные, обработанные по всей поверхности костяные и бронзовые наконечники стрел, костяные гарпуны, каменные скребки, ножи, глиняные пряслица, литейные формы и бронзовые ножи.
Племена еловской культуры вели комплексное хозяйство: занимались скотоводством и земледелием. Заметную роль в хозяйстве играли охота и рыболовство, что было вызвано условиями обитания в лесах и лесостепях. Значительное место отводилось бронзовой металлургии. Керамика еловской культуры со временем менялась от баночных форм к горшкообразным. Сосуды украшали обычно оттиском гребенки. По рисунку орнамент близок к андроновскому.
В Барнаульско-Бийском Приобье в XI—IX вв. до н. э. выделяются памятники так называемой корчажкинской культуры (поселение Корчажка V и др.). Известны могильники этой культуры. В целом материалы культуры близки еловским и свидетельствуют о сложных процессах «дробления» в конце эпохи бронзы крупных культурно-исторических ареалов на местные, территориально небольшие группы населения, отмеченные археологическими культурами рубежа II—I тысячелетий до н. э. и начала I тысячелетия до н. э.
Культура лесного Урала, Притоболья, Поишимья отражена в памятниках поселений Алексеевское, Явленка, Черкаскуль II и других. Выделяется несколько вариантов культуры. На черкаскульских поселениях преобладают кости домашних животных, обнаружены следы бронзолитейного производства. Черкаскульская посуда имеет горшковидную форму с мягким перехватом шейки. Она близка андроновской (федоровской), в узорах присутствуют желобчатые линии и меандры.
Эпоха поздней бронзы в лесной и лесостепной полосе Западной Сибири представлена двумя близкими культурами. Западную часть территории занимает межовская культура, а район Обь-Иртышья — ирменская. Межовская культура изучена по поселениям Межовское, Березовское, Палкино и др. В инвентаре поселений прослеживаются традиции предшествующей культуры. Отличительной особенностью керамики является преобладание в узорах рядов косых насечек, решетчатых поясов и зигзагообразных линий, а в материалах памятников, расположенных к востоку,— выпуклых бугорков («жемчужины») на шейке сосудов.
В конце бронзового века в Томско-Нарымском Приобье сложилась молчановская культура, известная по материалам городища Остяцкая Гора близ пос. Молчаново, Десятовского поселения и Шанхайского городища. Наиболее характерна для нее керамика горшковидной формы с высокой выгнутой наружу шейкой. В орнаменте присутствуют степные, близкие к андроновским элементы.
К западу от территории карасукской культуры в лесостепном Приобье от Присалаирья до Прииртышья существовала ирменская культура, названная по раскопанным поселению и могильнику Ирмень. Исследованы могильники Венгерово, Преображенка, Журавлево и др.
Погребения совершались под небольшими курганными насыпями. В насыпях прослеживаются остатки поминальной тризны. Хоронили в ямах, в оградках из дерева, камня. Погребения скорченные. Отмечены разные типы жилища ирменской культуры: большие наземные, небольшие, углубленные в землю, вероятно, с земляными крышами. Форма жилищ прямоугольная.
Обширный археологический материал получен в ходе раскопок: плоскодонные сосуды с прямым венчиком, чаши с выпуклым дном, украшенные на сечками, образующими треугольники, ромбы, зигзаги. Орнамент покрыва верхнюю часть сосудов. Бронзовый инвентарь представлен прямыми ножами шильями и украшениями: подвески в форме изогнутого гвоздя, кольца, серьги, пронизки и браслеты. Ирменскую культуру отличает большое количество костяных изделий: удлиненные наконечники стрел, накладки луков, терочники, проколки, костяные штампы для нанесения орнамента на керамику.
Остеологические данные с поселений подтверждают факт разведения коров, овец, лошадей, встречаются кости собаки, лося, утки. Присутствуют признаки земледелия.
В инвентаре ирменской культуры наблюдаются черты сходства с карасукской в орнаментах, форме выпуклодонных сосудов, в бронзовых украшениях. Находки свидетельствуют о том, что обе культуры принадлежат к эпохе поздней бронзы конца II — начала I тысячелетия до нашей эры.
В Центральном и Восточном Казахстане, частично на Алтае этот хронологический период отмечен бегазы-дандыбаевской культурой. В геометрическом орнаменте сосудов просматриваются андроновские традиции и черты так называемой валиковой керамики. Наличие выпуклых валиков, опоясывающих сосуды,— обязательный элемент керамики.
К концу эпохи бронзы (очевидно, X—VIII вв. до н. э.) в Южном и Среднем Зауралье, Притоболье и Приишимье распространяется межовская культура.
В Восточной Сибири начало эпохи металла известно по могильникам глазковской культуры, открытым на берегах Лены и Ангары. Они имеют вид площадок, выложенных камнями. Внутри встречаются скелеты в скорченном, вытянутом и даже сидячем положении. Погребенных клали головой по направлению течения реки, что свидетельствует о значении последней в жизни людей.
В погребениях глазковской культуры основными являются орудия труда из камня. Металлических орудий, как и везде в эпоху ранней бронзы, здесь не так много. Из меди и бронзы глазковцы отливали лезвия ножей, иглы, шилья и разнообразные украшения, а также самые древние известные в Сибири металлические рыболовные крючки.
Хозяйство и инвентарь глазковской культуры тесно связаны с предшествующими культурами эпохи камня. Традиции хозяйства охотников конца каменного века были настолько сильны, что даже форму орудий, выработанную в прошлом, люди переносили на медь и бронзу. Медные иглы являются точной копией костяных, а листовидные ножи копируют серовские каменные вкладышевые клинки. Очевидно, основой хозяйства населения глазковской культуры были охота, рыбная ловля и собирательство, что подтверждается многочисленными предметами охотничьего быта, и прежде всего разнообразными наконечниками стрел. Об особом значении рыболовства свидетельствуют рыболовные крючки (металлические, составные с каменным или костяным стерженьком) и новые типы гарпунов.
Материалы глазковских погребений позволяют представить в некоторой степени и одеяние людей той поры, благодаря сохранившимся на скелете многочисленным украшениям. Существенной частью костюма был передник, украшенный кольцами и кружками из нефрита, бусами или клыками. На головной убор, вероятно, меховую шапку, нашивали полоски из перламутровых бус, диски из нефрита и мрамора. Рядом с некоторыми погребенными лежали антропоморфные изображения из рога, нефритовые кольца, амулеты из челюстей щуки, колотушки из рога, возможно, атрибуты шаманства.
Сложным и дискуссионным является выделение археологических культур на территории русской Восточной Азии, или, как принято говорить, на Дальнем Востоке. Суть проблемы в том, что в материальном производстве здесь не прослеживается признаков палеометаллической металлургии и металлообработки, находки бронзовых предметов единичны. Правы те исследователи, которые считают, что бронзового века на Дальнем Востоке не было. Его действительно нет как комплекса характерных для культур эпохи бронзы изделие из металла и сопутствующих им археологических предметов. Однако как археологическую эпоху бронзовый век вряд ли правомочно отрицать для этой региона, особенно его южной части.
В Приморье бронзовому веку соответствуют синегайская, маргаритовсказ Я лидовская культуры, которые выше упомянуты в связи с поздним неолитом региона. К синегайской культуре относятся верхний слой поселения Синш Гай I, стоянка Харинская, памятники Северной Кореи (Дуныпаньгоу, Ту чанцзы, могильник Ананцзы) и Маньчжурии. Культура датируется примерно XII—VIII вв. до н. э. Поселения расположены на возвышениях, открыты остатки жилищ округлой формы, стены которых выложены плоскими каменными плитами. Основной археологический материал — керамика: посуда горшковидной формы и чаши, напоминающие по форме пиалы или кесе, сосуды баночной формы и крупные корчаги. Керамика обычно украшена гладким валиком и желобком. Встречаются небольшие керамические скульптурки. Широко использовался сланцевый камень. Из него сделаны наконечники стрел, копий, топоры, тесла, ножи и украшения. Из более твердого песчаника делали зернотерочные плиты, куранты и песты. Показательно, что на поселении Синий Гай обнаружены бронзовые изделия: лезвия ножей карасукского типа, выпуклые бляшки с петелькой, которые также относятся к предметам карасукской эпохи.
Памятники лидовской культуры расположены в основном в долинах рек на восточных склонах Сихотэ-Алиня и в Приморском крае. Это Лидовка I, Самарга, Усть-Зеркальная IV, Благодатное III, всего около 50 поселений. К характерным именно для этой культуры предметам относятся тонкостенная крашеная керамика, шлифованные и ретушированные каменные предметы, амфоровидные сосуды.
Среди каменных шлифованных изделий обращает на себя внимание группа предметов, форма которых соответствует широко известным в Евразии бронзовым изделиям. Таким образом, дефицит бронзы покрывался здесь за счет изготовления орудий из камня. Инвентарь представлен каменными ножами, бронзовыми наконечниками копий, кинжалами позднеандроновских типов, ножами карасукско-иньских типов. Лидовская и синегайская культуры датируются первой половиной I тысячелетия до н. э. Они, по-видимому, сложились на местной неолитической основе. С ними связано распространение в этом регионе производящего типа хозяйства, прежде всего земледелия с преобладанием возделывания проса.
Вторая половина II тысячелетия до н. э. в юго-восточной части Приморья отмечена маргаритовской культурой. Известны поселения Синие Скалы, Пермское, на р. Маргаритовка и другие поселения открытого типа и в пещерах. Население занималось металлургией. Обнаружены каменные литейные формы для изготовления втульчатых наконечников копий, стрел, рыболовных крючков и украшений. Охота и рыболовство, а также скотоводство (в основном разводили свиней) составляли основу хозяйства. Возможно, было земледелие.
В бассейне Лены, на территории Якутии открыты памятники усть-мильской археологической культуры эпохи бронзы: поселения Бельначи 1, Билир 1 й др. Основной материал — круглодонная по форме керамика, украшенная разнообразным орнаментом и наклонными валиками. Среди каменных орудий скребки, ножи, треугольные наконечники стрел. На поселениях у с. Покровка, Якупина и Старый Сыктях обнаружены остатки плавильных горнов и обломки глиняных литейных форм и льячки. Такой же материал получен при раскопках на других памятниках этой культуры.
Литература
Абашевская культура в Среднем Поволжье // МИА. М., 1961. № 97.
Бадер О.Н. Древнейшие металлурги Приуралья. М., 1964.
Бадер О.Н. Поселение турбинского типа в Среднем Прикамье // МИА. М., 1961. № 99. Березанская С. С. Средний период бронзового века в Северной Украине. Киев, 1972.
Бобров В.В., Чикишева Т.А. и др. Могильник эпохи поздней бронзы Журавлево 4. Новосибирск, 1994.
Горбунов В.С. Бронзовый век Волго-Уральской лесостепи. Уфа, 1992.
Горюнова О.И. Серовские погребения Приольхонья. Новосибирск, 1997.
Дьяков В.И. Приморье в эпоху бронзы. Владивосток, 1989.
Зах В.А. Эпоха бронзы Присалаирья. Новосибирск, 1997.
Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981.
Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тысячелетия до н. э. М., 1972.
Крижевская Л.Я. Раннебронзовое время в Южном Зауралье. Д., 1977.
Матющенко В.И., Синицына Г.В. Могильник у деревни Ростовка вблизи Омска. Томск, 1988.
Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. Новосибирск, 1985.
Молодин В.И. Эпоха неолита и бронзы лесостепного Обь-Иртышья. Новосибирск, 1977. Пряхин А.Д., Моисеев Н.Б. и др. Селезни 2 курган Доно-Волжской абашевской культуры. Во¬ронеж, 1998.
Стоколос В.С. Культуры эпохи раннего металла Северного Приуралья. М., 1988.
Черных КН., Кузьминых С.В. Древняя металлургия Северной Евразии. М., 1989.
Эпоха бронзы лесной полосы СССР // Археология СССР. М., 1987.
К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе