К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе
Искусство эпохи бронзы археологично, с его произведениями имеют дело в основном археологи, оно весьма разнообразно. Можно отметить следующие его особенности. Во-первых, два хронологических пласта: искусство энеолита и ранней бронзы и искусство развитой и поздней бронзы. Во-вторых, различия в искусстве больших регионов. Такой подход позволяет выделить большие блоки, объединяющие, как правило, несколько археологических культур в условиях макросреды, скажем, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока или европейского северо-востока. В таких природных макрозонах развивались традиционные признаки культуры, которые включали и древнее искусство, его образы, сюжеты. На основе имеющихся сейчас материалов бронзового века можно говорить об искусстве евразийских степей, искусстве населения европейского Севера и Сибири, искусстве Дальнего Востока и искусстве Кавказа. В-третьих, разнообразие форм, какими представлено искусство бронзового века. Современная наука еще не проникла в мир идей и образов орнамента, не раскрыла мировоззренческий аспект этого искусства знаков. Орнамент на керамике является чуть ли не основным признаком определения культурной принадлежности, т. е. своего рода инструментом познания в археологии. Скульптура в тех или иных художественных формах представлена почти во всех культурах эпохи бронзы. Наконец, художественное оформление предметов из металла, традиции которого, очевидно, были заложены раньше, в неолите. Предметы из дерева и кости до нас, к сожалению, не дошли.
[adsense]
Значительное место в искусстве энеолита и бронзы занимают наскальные изображения (петроглифы). Их много открыто за последние годы, часть петроглифов относится к палеометаллической эпохе.
В связи с искусством палеометаллической эпохи возникает не совсем обычный вопрос: какую роль играло искусство в то время и в какой степени его можно считать искусством? Проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что к древнему искусству мы подходим с точки зрения наших сегодняшних представлений о нем. Современное искусство с искусством древности имеет мало общего. Последнее несло иную смысловую нагрузку, а в некоторых случаях выполняло информативную роль, как, например, письменность или условные знаки в обществах современной цивилизации. Поэтому употребление термина «искусство» применительно к первобытному обществу весьма условно.
Искусство палеометаллической эпохи отражало сложное мировоззрение. Тогда произошли принципиальные изменения, вызванные распространением скотоводства и земледелия. Характерными чертами этого мировоззрения являются его планетарность, познание процесса мироздания, роли солнца, цикличности в природе и места человека в ней. Эти представления в то время могли принимать только мифологическую форму. Они воплотились в персонифицированном животном или антропоморфном существе, солнечном божестве, в солярных знаках, магических символах (круг, свастика). Мифологическую силу приобрело таинство круговорота в природе, идея жизни и смерти, которая в обобщенной форме предстает в символическом Древе жизни. Определенную божественно-мифологическую силу приобретают зерно с его таинством прорастания и бык как источник оплодотворения — две стороны божественного начала в растительной природе и животном мире, в земледелии и скотоводстве.
Ранний период палеометалла в северных районах, включающих всю лесную зону и Дальний Восток, отмечен развитием неолитических традиций в искусстве петроглифов и в орнаментации сосудов. Порой бывает трудно по стилю, технике и сюжетам определить грань между неолитом и ранней бронзой: те же образы лосей, оленей на петроглифах, тот же елочный орнамент на сосудах в разных его вариантах.
На южных территориях новшества в искусстве выражены ярче: широко распространяются символы солнца, воскрешения и умирания в природе, передача идеи роста, круговорота, изображение Древа жизни. Глубоко осмыслены и воплощены в художественно-условных формах единство живой и неживой природы, растительного и животного миров, цикличность их развития, взаимосвязь человека с природой, представления о жизни и смерти. Все это присутствует в том или ином виде в расписном орнаменте на сосудах, в наскальном искусстве. Для зоны производящего хозяйства типичны антропоморфные и персонифицированные в животных или собирательных образах символы солнца, солнечного божества. Появляются и новые художественные приемы: использование красной, белой и черной красок.
Для искусства степной зоны характерны каменные изваяния. Самые древние из них относятся к энеолиту — времени распространения животноводства, земледелия и металлургии. Остановимся на стелах и изображениях окуневской культуры (III — начало II тысячелетия до н. э.) в Южной Сибири.
Окуневское искусство необыкновенно сложно и фантастично. По сочетанию основных признаков — «глаза» (круги), «нос», головной убор, полосы — выделяются три группы изображений, которые условно называют простой, реалистической и сложной (нереалистической).
Первые две группы изображений немногочисленны. Для них типичны личины-маски с двумя кругами-глазами, без обозначенного носа, с поперечной полосой над глазами. Иногда нос обозначен точками, а от головы отходят лучи.
Третью, большую и наиболее характерную для окуневской культуры группу составляют сложные изображения. Они создают иконографический образ, очень далекий от реализма. Эти личины только по форме напоминают лица. Они снабжены деталями, имеющими весьма отдаленное сходство с атрибутами человеческого лица или звериной головы. Однако именно эти детали и формируют образ. Личины этой группы делятся поперечными полосами на три части. Возможно, так изображена трехчленная вертикальная структура мира. От головы отходят похожие на рога или уши змееобразные отростки. Изображения в средней части обычно напоминают ноздри и отростки, а в нижней — рот. Передача образа настолько схематична, что отсутствует восприятие человеческого лица, но подчеркнуто значение всех атрибутов как символов роста, плодородия. Два круга в верхней части личин можно принять за глаза, третий расположен на лбу. В большинстве случаев это концентрические круги. Они, очевидно, символизируют солнце и его движение: правый — восточное, восходящее солнце, левый — западное, заходящее, третий — символ полуденного солнца. Солярные знаки встречаются на всех изваяниях и являются обязательной деталью этих фигур. Известно несколько разновидностей этих знаков, но в основном это круг с четырьмя треугольными лучами или четырехгранник с кругом внутри.
Личины на окуневских стелах снабжены дополнительными атрибутами, которые исследователи называют головным убором или короной. Выше упоминалось о лучеобразных линиях («сиянии») головы некоторых фигур. Большинство из них имеют более сложное оформление — отходят вверх в виде волнистых линий, лент, отростков, похожих на рога. Многие стелы также снабжены тонкими ветвистыми отростками по бокам. Вряд ли их можно рассматривать как изображения человека. Они антропоморфны только по форме, а в деталях — это прорастающие, пробивающиеся сквозь земную твердь ростки, прорастающие зерна, ветвистые отростки растений (длинные «ленты» — полосы с отростками по сторонам). Густые всходы показаны на раде фигур в виде отростков на голове. Несомненно, так графически переданы важные атрибуты растительного культа. На некоторых стелах показаны форма зерна и кустистые всходы в виде поднимающихся вверх отростков.
Фигура с растущими из головы линиями воспринимается как Древо жизни. Не случайна и змееобразная форма ленты. Известно, что культ змеи был широко распространен у народов Евразии. Змея связана с землей, она засыпает на зиму и пробуждается весной с солнцем.
Солнцеголовые личины, выполненные краской, найдены на скалах в долине Енисея и на плитах могильника Каракол в Горном Алтае. При раскопках могильника III тысячелетия до н. э. в с. Каракол были обнаружены плиты с изображением антропоморфных фигур с лучами-сиянием вокруг головы. У одной пары фигур головы в виде овала, показаны детали лица, красная горизонтальная линия разделяет лицо на верхнюю и нижнюю части. От головы отходят лучи-перья, нарисованные черной краской. Не менее интересны другие изображения. Красной краской нарисованы пять антропоморфных фигур. Три из них выделены — они главные. От головы-маски одной фигуры отходят лучи. В руках существо держит листовидные предметы. Рядом антропоморфная фигура с большой головой животного, от которой также отходят восемь лучей. Важно, что солярная символика здесь сочетается с растительной и антропоморфным существом.
[adsense]
Петроглифы с изображением солнечного божества широко известны в Евразии. Образы солнца обнаружены в высокогорном святилище Саймалы-Таш, в комплексе рисунков Тамгалы в Казахстане. Солнечные люди изображены на ленских петроглифах, на Амуре и в других местах. Для этой эпохи характерны образы солнечного животного, антропоморфного фаллического божества, сцены оплодотворения и рождения, так называемые роженицы. Они связаны с зарождением мифологии древних земледельцев и скотоводов. Показательны в этом плане изображения быков на окуневских стелах в Сибири и среди рисунков Гобустана в Азербайджане, а также изображения рогов на плитах Каракола. Рога как ритуальный атрибут известны в Передней Азии. Это подтверждает ведущую роль быка в мифологических представлениях и ритуалах людей эпохи энеолита и ранней бронзы.
В наскальном искусстве этой эпохи представлены домашние животные, колесницы, четырехколесные повозки (Саймалы-Таш, Тамгалы, памятники на Енисее и Алтае), сцены обладания животными, в том числе и антропоморфными существами, и сцены оплодотворения.
Стелы со сложной символикой и петроглифы являлись частью природно-исторических святилищ. Возможно, они были связаны с природными культовыми действиями, праздниками, мистериями. Археология в данном случае фиксирует в наскальных изображениях и стелах материализованное проявление духовной культуры людей эпохи бронзы. На природных святилищах, отмеченных большим количеством сконцентрированных в одном месте наскальных изображений и наличием каменистой или дерновой площадки, вероятно, производились ритуальные праздники. Праздник состоял из трех элементов: действие, пантомима, мистерия, посвященная природному событию; передача эпоса, его обогащение; нанесение изображений, большинство которых носит мифологический и этнический характер.
Наскальное искусство палеометаллической эпохи отмечено тем же стилем профильного, плоскостенного изображения. Однако появляются новые образы и сюжеты: бык-производитель, солярная символика, солярные животные с сияющими рогами, изображениями солнца на крупах, повозки с запряженными животными, маски-личины и, наконец, символы Древа жизни (дерево, ветка, куст) в растительном и животном виде, например гипертрофированный рог.
Кроме рисунков и орнамента обнаружена скульптура малых форм. В культурах земледельческого энеолита (триполье, анау) известны керамические статуэтки женщин. Несмотря на различия, трипольские статуэтки и анауские энеолитические и раннебронзовые фигурки едины по смысловому содержанию. Есть основания связывать их с культом плодородия. Очевидно, что они служили деталями алтарей.
В искусстве середины II тысячелетия до н. э. произошли изменения, прежде всего в оформлении сосудов. Лесная полоса становится зоной устойчивого распространения гребенчатого штампа, что в свою очередь породило техническое и художественное разнообразие: оттиски гребенки, ямочный и жемчужный орнамент, т. е. выпуклости на поверхности сосуда. Для степной части характерен отчетливо выраженный геометризм в орнаменте и четкое деление орнамента на зоны.
Орнамент на андроновских горшках представляет собой явление исключительное. Он красив, четок, изящен. С уверенностью можно сказать, что андроновский геометрический узор — это орнаментальное совершенство. Венчик сосудов обычно украшен косыми или прямыми заштрихованными треугольниками, шейка — преимущественно горизонтальными желобками, вдавлениями. Плечики же и тулово покрывает великолепный ковровый узор из четкого ритмичного переплетения ломаных линий, так называемого меандра и треугольников. Насыщенность орнаменту придает то, что он выполнен с помощью сложного приема: все орнаментальные фигуры и сплетения образуют оттиски мелкого гребенчатого штампа. Сделано это так изящно и точно, что практически трудно определить, где начали и где закончили наносить узор. Такая работа требовала определенных умений и расчетов. Несомненно и то, что орнамент на горшках связан с растительно-земледельческой символикой. Об этом свидетельствуют и изображения свастики на донной части сосуда — древнего солярного символа индоариев.
В самом конце II — начале I тысячелетия до н. э. орнамент на сосудах степной зоны несколько упрощается, исчезают меандровые узоры, более простым становится его исполнение, уменьшается количество зон в нем. Но остается исходное начало орнамента — заштрихованные треугольники, ромбы, выполненные оттисками гребенчатого штампа, насечки острым предметом, вероятно, лезвием ножа.
В скульптуре малых форм в конце эпохи бронзы наблюдается большое разнообразие: бронзовые лики и плоские антропоморфные фигуры (например, из Галичского клада), каменные и керамические фигуры медведей и других животных лесной зоны.
В это время появляется своеобразное прикладное искусство — украшение бронзовых предметов головками оленей, козлов, баранов со стилизованными рогами, глазами и ушами.
В конце эпохи бронзы возникает так называемый звериный стиль, расцвет которого приходится на последующую эпоху.
Литература
Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
Джафарзаде И. М. Гобустан. Баку, 1973.
Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства. М., 2002.
Дэвлет М. Каменный «компас» в Саянском каньоне Енисея. М., 2004.
Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. М., 1982.
Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря. М., 1998.
Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения хребта Каратау. Алма-Ата, 1977. Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск, 1988.
Кубарев В.Д. Колбак-Таш. Новосибирск, 2001.
Кубарев В.Д., Маточкин Е.ГТ. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992.
Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск, 1999.
Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М., 1984.
Окладников А.П. и др. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск, 1980.
Окладников А.Л., Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц. М., 1972.
Памятники наскального искусства Центральной Азии. Алматы, 2004.
Савватеев Ю.А. Залавруга. Л., 1977.
Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992.
Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980.
К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе