К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»
Закономерный переход пастушеских племен эпохи бронзы к более продуктивной специализированной системе хозяйства — полукочевому и кочевому скотоводству — был обусловлен комплексом причин (изменение климата, развитие производительных сил, улучшение обмена, антропогенный и военный факторы и т.д.) и закончился примерно к IX-VIII вв. до н.э. Существенные изменения экономических основ культур приводят к определенным изменениям и всего их облика, всей социально-идеологической системы, перестройки всей общественной жизни на «военный лад» (Грязнов М.П.). В скифскую эпоху на первый план выступают те аспекты культуры, которые также связаны с конем и освоением его под верховую езду. Дальнейшее совершенствование управления конем, в частности, привело к необходимости выработки оптимального и удобного в функциональном отношении конского снаряжения. Наиболее значимые элементы сбруи (удила и псалии) стали отливаться из бронзы и претерпели ряд существенных изменений и в дальнейшем развивались с определенной цикличностью.
[adsense]
Рассмотрение остальных наиболее важных и взаимосвязанных компонентов культур ранних кочевников (вооружения, произведений искусства, бронзовой посуды) позволяет проследить аналогичные циклы изменений. Также фиксируется устойчивая взаимосвязь различных культурных элементов. Так. свободное управление конем открывало широкие возможности изменения тактики ведения боя. что, в свою очередь, приводило к существенной модернизации системы вооружения (совершенствованию наконечников стрел, появлению длинных мечей о перекрестием, защитных доспехов и т.д.). Возникновение и расцвет скифо-сибирокого звериного стиля — яркий пример значительных трансформаций и в духовной сфере степных и лесостепных обществ. Происходит и формирование военно-родовой всаднической аристократии, о чем свидетельствует своеобразный погребальный обряд и монументальность намогильных сооружений (Аркаим, Чиликта, Пазырык, Салбык и др.).
Таким образом, в результате анализа археологического материала прослеживается ряд закономерностей, характерных для этой эпохи и которые в обобщенном виде можно выразить следующим образом:
А. Раннекочевническое общество стремится к выработке ведущих компонентов, позволяющих ему стабильно и устойчиво развиваться в соответствии со своим хозяйственно-культурным типом (функцией) и сложившейся исторической ситуацией (контекстом культуры).
Б. Внутренней основой развития элементов культуры является органическое сочетание традиций и инноваций (В.М. Массон), позволяющее той или иной культуре при значительных сдвигах в экономической сфере перейти на новый уровень организации и функционирования основных ведущих ее элементов. Инновационные процессы, видимо, в определенные моменты несколько доминируют.
Традиции в этом случае обусловливают целостность культуры, ее устойчивое развитие, преемственность социальных и культурных ценностей между поколениями. Преемственность базируется на таких диалектических моментах, как периодичность и необратимость многих явлений.
Инновации, отчасти явления моды, вызваны необходимостью создания новых и дальнейшим усовершенствованием старых элементов культуры, которые прежде всего формируют ее облик и функционально для нее значимы. Одни изменения влияют на внешние ее стороны, другие — затрагивают внутреннее содержание. Им свойственны такие признаки, как ритмичность, мобильность, доминантность.
В. Устойчивость и относительное выравнивание развития культур скифского типа, на наш взгляд, отчасти обеспечивается циклизмом оптимальных решений. Суть этого явления в следующем: наиболее оптимальные решения создания тех или иных культурных элементов (например, определенный тип узды, вооружения, сюжет в искусстве, орнамент и т.п.), видимо, как наиболее делосообразные и значимые для данного уровня развития общества, в условиях повышенной комуникабельности и благодаря определенному уровню восприятия распространяются чрезвычайно широко (эпохальные элементы, признаки, типы). Причем, этому явлению свойственна цикличность — широкое территориальное распространение сменяется их локализацией (региональные элементы, признаки, типы), переосмыслением новых культурных форм в соответствии с традициями и с последующей модификацией и тиражированием (ообственно культурные элементы, признаки, типы). Затем снова повторение этих процессов несколько раз (широкое территориальное распространение типов сменяется локализацией, а вариабельность форм — единообразием). Механизм распространения в каждом конкретном случае может быть различен (миграции, культурное влияние, торговый обмен и т.д.). В некоторых случаях наблюдаются совершенно одинаковые явления на заведомо несвязанных территориях (сходство отдельных сюжетов в искусстве. — Формозов A.A.), что, скорее всего, является следствием конвергентного развития.
[adsense]
Игнорирование этих моментов, на наш взгляд, может привести исследователей к преждевременным выводам о тех или иных культурных явлениях. Так, можно определенно говорить о миграциях того или иного населения при условии тщательного типологического анализа ведущих культурных элементов, надмогильных сооружений и погребального обряда и с учетом эпохальных, региональных и собственно культурных особенностей сравниваемых объектов исследования.