К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»
1. Конец ХVI-ХVII вв. — начало интенсивного проникновения русских и освоения ими обширных пространств Западной Сибири, в том число Томского и Нарымского Приобья. Следствием этого были вынужденная миграция одной части населения и ассимиляция другой. Более чем 300-летнее взаимодействие русского и коронного населения нашло отражение в различного рода источниках. Автор намерен на примере археологических и этнографических материалов проследить влияние христианского погребального обряда на традиционный погребальный обряд хантов, селькупов, чулымских тюрков.
[adsense]
2. Источники для реконструкции погребального обряда конца ХVII-I пол. XX вв.: археологические материалы (раскопки и сборы автора, Гребневой Г.И., Ожеродова Ю.И., Яковлева Я.А.) из курганных и грунтовых могильников нарымских селькупов; этнографические материалы (раскопки Дремова В.А., Кима А.Р. на поздних кладбищах хантов, селькупов, чулымских тюрков), сведения о разрушенных могилах и описания современных кладбищ (Пелих Г.И., 1972; Дульзон A.Q. 1956, Кутафьев П.И. 1938, Кулемзин В.М., Лукина Н.В. 1977 и др.). Основная масса анализируемых источников относится к XIX-I пол. XX вв.
3. До середины XX в. в погребальной обрядности коренных народов, несмотря на влияние христианства, оставались достаточно заметными черты традиционной погребальной обрядности, сохранившиеся в некоторых ее важнейших признаках. Для того, чтобы знать, что было перенято, необходимо вкратце охарактеризовать христианский погребальный обряд.
4. Христианский погребальный обряд. Грунтовый способ захоронения (кладбища). Концентрация могил группами на территории кладбищ (обычно группа родственников). Рядность в их расположении. Погребальные сооружения: дощатые гробы, скрепленные гвоздями или скобами, или долбленые колоды, более широкие в торцовой головной части и сужающиеся к ногам. На дно высыпали стружки, в колодах делали отверстие (на дне), под голову клали подушку, наполненную березовыми листьями или березовый веник. Хоронили — вытянуто, на спине, головой на запад. Руки клали скрещенными на груди (кисть правой на кисть левой). Одежда специальная (погребальная) или обычная (повседневная, праздничная). Наличие атрибутов веры: нательного креста, иконок, писания,цветов. Отсутствие украшений из всех металлов (кроме меди) и бытовых предметов — обязательно. Монеты в грунтовой яме или на крышке гроба (колоды). Погребальное сооружение сложное — помост и покрытие из толстых плах (полевые материалы Дремова В.А.).
5. Для погребального обряда коренного населения в основном были характерны следующие черты. Курганный способ захоронения (кроме Тыма), наземный тип погребения (кроме Тыма), две формы погребения; трупоположение и кремация. Разнообразие погребальных сооружений: дощатые конструкции в виде ящика прямоугольной форм (без гвоздей); колоды, отличавшиеся от русских прямоугольной формой; сложные сооружения в виде срубов в один-три венца; в виде рамы-обкладки, соединенной с торцов бревенчатым частоколом; в виде рамы-обкладки из полу бревен или плах, соединенных о торцов вертикально стоящими плахами (по 1-3) и т.д. Наличие бересты в погребениях (берестяных чехлов, тисок, покрытий, подстилок и т.д.). Умерших клали на спину, руки вдоль туловища, головой на юг или восток с известными отклонениями. Инвентарь. Украшения из различных металлов, бисера, бус; посуда — металлическая или глиняная, оружие и орудия труда в погребениях обязательны. Иногда — кости лошади в погребениях.
6. Заимствования в традиционной погребальной обрядности к концу ХVII в. на территории Среднего Чулыма и Средней Кети проявились: I) в появлении нового типа памятников — могильников с грунтовыми подкурганными захоронениями; 2) в появлении погребальных сооружений — колод русского типа.
7. К началу XIX в., когда позиции христианской церкви были официально закреплены образованием приходов, это не могло не сказаться на среднем звене общего цикла погребальной обрядности. Так, в могильниках Барклай и Тискинском (курганных) зафиксированы: погребения в дощатых гробах, скрепленных коваными железными гвоздями, ветки, трава, мох, листья в погребальных сооружениях или на их крыше; неустойчивое положение рук погребенных; западная ориентация головы погребенных. В таких погребениях, как правило, уже отсутствует инвентарь. В них встречены нательные кресты (в области груди) и медные монеты.
В отдаленных районах (на средней Кети, Васюгане) в то же время происходит окончательный переход к захоронениям в грунтовых могилах (кладбища). Но там же сохраняется обычай снабжения необходимым инвентарем умерших, а нательные кресты используются в качестве обычных подвесок на пояса (полевые материалы В.А. Дремова).
8. Не следует думать, однако, что христианство в конце концов вытесняет все традиционные черты в погребальной обрядности коренных народов. Так, у восточных хантов вплоть до середины XX в. сохранились обычаи: снабжения умершего многочисленным инвентарем (украшения, предметы быта, орудия труда, утварь и т.д. — раскопки 1985 г. В.А. Дремова), устройство надмогильного домика.
У чулымских тюрков, подвергшихся наиболее сильному влиянию русской культуры, одним из показателей местных традиционных черт в погребальной обрядности является неустойчивое положение рук умершего и снабжение его единичными предметами личного пользования (трубки, табакерки).
9. Представляется, что наибольшее влияние и заимствования отразились в той части общего цикла погребального обряда, который непосредственно был связан с актом захоронения умершего (помещение в землю, изготовление гроба, колоды и т.д), т.к. этот акт совершался или, по крайней мере, должен был совершаться в присутствии служителя веры.
Вероятно, в жизни начальный этап этого цикла (действия с момента смерти человека до погребения в землю) и звено поминально-траурных действий намного дольше сохраняли свои традиционные черты.
[adsense]
10. Таким образом, 200 лет оказались достаточными, чтобы в значительной степени изменить традиционные черты погребальной обрядности чулымских тюрков и обских селькупов, проживавших в южных, наиболее освоенных территориях, но того же времени оказалось недостаточным для активного воздействия на население отдаленных районов, где влияние церкви оставалось, как видно, минимальным.
11. Предложенные материалы демонстрируют механизм и динамику внедрения русской культуры в культуру аборигенного населения и изменения в связи о этим, погребальной обрядности, т.е. части культуры, которую исследователи традиционно считают весьма консервативной.