К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»
Проникновение в Причулымье тюркского и этнического языкового элементов исследователи (Дульзон А.П., 1952; Львова Э.Л., 1978) относят к VIII-IХ вв. н.э. Материалы последних лет, полученные в результато археологических исследований Среднего Чулыма, предоставили дополнительные сведения в решение вопроса о тюркизации таежного Причулымья. Ответ на него во многом зависит от детального анализа погребального обряда. В комплексе с особенностями керамики и типами вещей он может иметь определяющее значение в установлении присутствия того ила иного этнического компонента. К настоящему времени в Нижнем и Среднем Причулымье из раскопок В.В. Радлова, А.П. Дульзона, Р.А. Ураева, В.И. Матющенко, 0.Б. Беликовой известно достаточное количество погребений, совершенных по обряду трупоположения и трупосожжения. К последним относятся 72 погребения из 70 курганов 8-ми могильников, которые не являются объектом исследования. Все погребения совершены под земляными курганами. Хронологически они выделяются в три группы. I, группа, конец I — начало II тыс. н.э. — Калмацкий могильник (I трупосожжение). II группа, начало II тыс. н.э. (до ХIV в.) — Десятовский (фиксация обожженных костей в нескольких курганах), Змеинкинский (58 трупосожжений; определение последовательных хронологических комплексов находится на стадии разработки), Иловский (I сохранившееся трупосожнение и следы от 4 разрушенных), Берегаевский (4 трупосожжения) могильники. III группа, памятники в пределах ХV-ХVII вв. — Балагачевский (2), Воронино-Яйский (I), Зырянский (два костяка из одного погребения) могильники. На основании такого признака, как место сожжения умершего, выделяется два типа трупосожжений. Внутри типов выделено 9 вариантов по следующим признакам: способ захоронения (в могиле, на горизонте и т.д.), воздействие огня на вещи из погребения (сжигались на погребальном костре или нет), наличие в одном кургане вместе с трупосожжением трупоположения. Перечисляются также признаки подвариантов.
[adsense]
I тип (57 погребений). Трупосожжение на стороне, полное, с последующим переносом остатков кремации на место захоронения. Частичных трупосожжений на стороне пока не выявлено.
1 вариант. 51 погребение Змеинкинского (49 случаев), Иловского (I), Берегаевского (I) могильников — на горизонте, вещи сжигались, рядом с большинством погребений отмечены остатки сгоревших рам-обкладок ориентации северо-запад — юго-восток или северо-восток — юго-запад; встречены тайники с необожженными вещами;
2 вариант. 2 погребения Калмацкого и Змеинкинского — в могиле, вещи сжигались;
3 вариант. I погребение Змеинкинского — в материковой яме и на горизонте одновременно, вещи сжигались;
4 вариант. 2 погребения Змеинкинского — в околокурганной яме и на насыпи ранее сооруженного кургана, вещи отсутствуют; определенно можно говорить, что сжигали более одного взрослого, может быть, двух-трех;
5 вариант. I погребение Змеинкинского — на горизонте, вещи сжигались, подзахоронение ребенка в форме трупоположения на горизонт.
II тип (11 погребений). Трупосожжение на месте захоронения,
полное или частичное (провести грань между ними по публикациям автору не удалось). Вещи подвергались обожжению в той же степени, что и умерший.
6 вариант. 6 погребений Змеинкинского (4 случая), Берегаевского, Балагаевского — на горизонте, обожжение рамы-обкладки ориентации северо-запад — юго-восток (4 случая), запад-восток (I), северо-восток-восток — юго-запад-запад (I); /
7 вариант. 3 погребения Балагачевского и Берегаевокого — на горизонте, однокурганное трупосожжение, обожжение рамы ориентации северо-восток — юго-запад;
8 вариант. I погребение Воронино-Яйского — в насипи, однокурганное трупоположение, обожжение рамы-обкладки север-юг.
9 вариант — единственное одновременное погребение трех умерших (Зырянский могильник), в котором зафиксирован разный обряд захоронения: полное трупосожжение на стороне, частичное трупосожжение и трупоположение; отмечено также обожжение рамы-обкладки ориентации северо-восток — юго-запад.
Типологический анализ и картографирование трупосожжений Нижнего и Среднего Причулымья позволяет отметить некоторые моменты. Обряд трупосожжения (в виде I типа) фиксируется в данном регионе с конца I тыс. н.э. — начала II тыс. н.э. в материалах одного раскопанного кургана из 181 Калмацкого могильника, расположенного в устье pp. Яи и Кии, имеющих истоки в Кузнецком Алатау. Визуальная характеристика памятника, сборы кальцинированных костей на поврежденных насыпях допускают, что трупосожжение I типа характерно и для большинства нераскопанных курганов. Погребальные комплексы средневековые более ранние чем Калмацкий могильник, в Причулымье неизвестны. В начале II тыС. н.э., до ХIV в., 1 тип сохраняется как основной лишь в устье pp. Яи и Кии. В 65 исследованных насыпях из 140 Змеинкинского могильника зафиксировано: I тип — 49 курганов, II тип — 4, трупоположения — 3, без остатков умерших — 9. Выше по Чулыму, в устье р. Кии, в материалах Иловского могильника I тип, по-видимому, также был основным (трупоcожжения основательно повреждены поздними трупоположениями). За пределами микрорайона Яя-Кия, в материалах Берегаевского могильника I тип фиксируется как исключение на фоне большинства трупоположений. Для трех памятников начала II тыс. (Змеинкинский, Берегаевский, Иловский) выявлен один общий вариант (I) — полное трупосожжение на стороне с захоронением на горизонт. В начале II тыс. н.э, I и II типы сосуществуют лишь по материалам какого-либо одного могильника, случаи фиксации трупосожжений разных типов в одном кургане не отмечены. После ХIV в. трупосожжение на стороне (I тип) в Причулымье уже не фиксируется. По всему Чулыму в ХV-ХVII вв. наблюдаются лишь единичные случаи трупосожжений в виде II типа. Трупосожжения I типа из курганов конца I тыс.н.э. — ХIV вв. в устье pp. Ян и Кии, а также сопровождающие их вещественные комплексы, несут значительную тюркскую окраску. Присутствие черт тюркской погребальной обрядности, вещей тюркских типов в многочисленных погребениях обьясняется, по-видимому, прямым и значительным присутствием здесь тюркского этноса, а не его опосредованным влиянием. Вариабельность трупосожжений этого периода фиксирует, возможно, наличие разных по происхождению тюркских групп. Археологический материал свидетельствует о присутствии тюркского населения на Чулыме с конца I — начала II тыс. н.э.