Артефакты. Важность контекста

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В 1953 году британская археолог Кэтлин Кеньон раскопала в яме под полом дома в Иерихоне в долине Иордана захоронение человеческих черепов, покрытых гипсом. Каждая голова представляла собой натуралистический индивидуальный портрет с приделанными с замечательной тонкостью носом, ртом и ушами (рис. 17.3).

Рис. 17.3. Человеческий череп из Иерихона, Иордан, считающийся портретом предка, приблизительно 9000 год до н. э.

Рис. 17.3. Человеческий череп из Иерихона, Иордан, считающийся портретом предка, приблизительно 9000 год до н. э.

Видимо, это были портреты предков. Глаза из раковин каури не мигая смотрят на зрителя, этот взгляд обладает внутренней мудростью. Мы никогда не узнаем, какие ритуалы были связаны с этими портретами, но контекст много говорит об особом отношении живущих к их предками. Эти черепа так же, как и другие предметы или разного рода орудия, могут многое сказать нам о верованиях древности. Очень часто их контексты в рамках памятников настолько же важны, как и сами объекты.

Глиняные статуэтки являются обычным предметом на памятниках восточного Средиземноморья. Некоторые их них могут изображать богинь. Другие могут быть не более чем торговым эквивалентом или детской игрушкой. Их религиозные ассоциации часто противоречивы (Уко — Ucko, 1968).

Несмотря на противоречивость статуэток, встречаемость отличительных артефактов и ритуальных строений на памятнике или в сообществе может быть значимой. В долине Оахака, в Мексике, в период между 1400 и 1150 годами до н. э. появляются общественные здания, многие из них ориентированы под углом восемь градусов на запад и построены на саманный и земляных платформах (Флэннери — Flannery, 1976). Трубы из редких вшых раковин и барабаны из панцирей черепах, которыми торговали в низинных прибрежных районах, явно использовались во время церемоний в таких домах. Глиняные фигурки танцоров в костюмах и масках фантастических созданий и животных, а также глиняные маски являются признаками общинных ритуалов (рис. 17.4). В Центральной Америке было широко распространено нанесение себе повреждений посредством кровопускания. Испанцы описывали, как ацтекские знатные люди наносили себе резаные раны с помощью ножей или игл из костей рыб или шипов скатов в качестве акта раскаяния перед богами. Шипы ската были найдены и в долине Оахака, возможно, они были привезены и проданы в этом внутреннем районе для специфического использования вождями общин. Флэннэри высказывает предположение, что иглы рыб для кровопускания держали и использовали дома, а также в общественных строениях. Ритуальные артефакты в селениях долины Оахака позволили Флэннери и его коллегам идентифицировать три уровня религиозной церемонии: кровопускание отдельным человеком; пляски родственными группами, охватывающие несколько хозяйств; и общественные ритуалы в церемониальных домах, охватывающие регион более одного селения (см. вставку «Практика археологии»).

Рис. 17.4. Ритуальная сцена, состоящая из четырех глиняных фигурок, из Сан-Хосе Моготе в долине Оахака, Мексика. Она может означать захоронение высокопоставленного человека с его тремя слугами

Рис. 17.4. Ритуальная сцена, состоящая из четырех глиняных фигурок, из Сан-Хосе Моготе в долине Оахака, Мексика. Она может означать захоронение высокопоставленного человека с его тремя слугами

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В этот день:

Дни смерти
1929 Умер Франц Студничка — германский историк искусства, археолог и преподаватель австро-венгерского происхождения.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 21.12.2014 — 12:18

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014