Введение

Научное познание и философское его постижение издревле шли руку об руку. Имевшие место недоразумения в их отношениях в XIX — XX вв., порождаемые взаимными амбициями «аксакальской власти» со стороны философии и «империалистскими притязаниями» классического рационализма науки, в целом преодолены. Наступает эра интеграции и сопряжения сил. Наиболее перспективное поле сотрудничества: методология и космология (онтология). Именно на нем наука может использовать плоды позитивной философской работы, и философия вправе ожидать дивидендов открытия новых бытийных пластов и аспектов в «старой доброй вселенной».

Представляется, что введение нового кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» следует расценивать как одно из проявлений процесса межнаучного взаимодействия и «притирки». Вряд ли здесь подходит однозначная оценка, позитивная либо негативная: как всякий компромисс, он выражает сегодняшнее соотношение, баланс сил, имеет свои приобретения и потери. Очевидно, однако, что это новый этап взаимоотношений философии и науки, и задача философов заключается в том, чтобы попытаться предложить нечто полезное и заслуживающее внимания. Предлагаемую работу и следует рассматривать в качестве одного из первых шагов в этом направлении.

Сопряжение лекций по философии и философии науки представляется оправданным и полезным, учитывая ряд обстоятельств. В настоящее время студенты изучают философию на начальных курсах, как правило, на первом. Это вызывает постоянные нарекания со стороны преподавателей философии, которые справедливо указывают на неподготовленность и незрелость мышления молодых людей этого возраста. Восприятие философии на старших курсах выгодно отлично. Вместе с тем в настоящее время вряд ли возможно осуществить сдвиг изучения философии на старшие курсы. Тому препятствуют следующие факторы.

Во-первых, прагматизация учебного процесса. Она связана как с общей «технизацией» современной жизни, когда от молодых людей в этой жизни требуется прежде всего конкретная профессиональная подготовка, так и с возрастанием объема информации в конкретных дисциплинах, который необходимо освоить. Люди, отвечающие за подготовку специалистов, резонно полагают, что основной критерий качества их работы — товарность, конкурентнособность выпускника. Также это повышение его личных жизненных шансов выжить и преуспеть в современном рыночном обществе. Потому философия вместе с другими гуманитарными науками «сбрасывается» на первые курсы, а ее часовая сетка напоминает «шагреневую кожу».

Во-вторых, это включение России в общее образовательное пространство Европы (Болонский процесс). Известно, что во многих западных странах философия является элементом, скорее, довузовского образования. Общее позитивистское основание образования, сложившееся в середине прошлого века, отводит классической философии роль современных мифов. Они, может быть, полезны и поучительны, но, скорее, для детей, чем для взрослых, озабоченных жизнью людей.

В-третьих, сама философия в России переживает шок от столкновения с тем типом социальной реальности, в которой взяли верх исключительно рационалистические и прагматистские формы организации жизни. Отечественная философия слишком долго пребывала в тепличном, привилегированно-идеологическом состоянии, была изолирована как от новаций в развитии мировой мысли, так и от реалий жесткой рыночной борьбы за место под солнцем. На Западе философия пережила подобные испытания в первой половине XX в., и она выжила, существенно изменившись.

Курсы философии, читаемые на младших курсах, не могут не быть упрощенными и схематизированными под возрастной формат мышления младшекурсников. Однако проходит несколько лет и перед нами уже существенно иная кондиция мышления того же самого молодого человека. Психологические, ментальные изменения в этом возрасте стремительны и сравнимы разве что с аналогичными эволюциями детского возраста.

Вступительный экзамен по философии в аспирантуру представляется в этой связи вполне оправданным. Работа с аспирантами и соискателями в течение десяти лет убедила меня в справедливости высказанных выше соображений. Будущим исследователям нужен курс философии, который бы не дублировал их ранние философские опыты, акцентировал моменты общей концептуальности и методологии.

Первая часть предлагаемой работы и представляет собой курс по философии для аспирантов и соискателей, который читался в течение десяти лет в Кемеровском госуниверситете. Трижды он издавался (1997, 1999 — КемГУ, 2002 — в виде курса только систематической философии в КемГАКИ) и ежегодно перерабатывался как в плане модернизации, так и (в большей мере) в аспекте терминологического облегчения. Курс состоит из 17 лекций, сокращен в два раза по объему от прежних изданий. Текст во многом переработан и стилистически исправлен, включает в себя, кроме того, многие фрагменты из моих статей и монографий. Его построение традиционно: историко-философский экскурс и основы систематической философии.

Вторая часть работы посвящена раскрытию предмета и истории становления философии науки, ее основных направлений. Определены цивилизационный, социокультурный контексты появления и развития научных знаний. Далее представлены основные ингредиенты теоретического содержания философии науки: анализ теоретических оснований, идеалов и норм научного исследования, строение и особенности научного знания, научной коммуникации. Значительное место отведено освещению основоустройства методологии, презентации общих мыслительных методик типа диалектики, системно-структурного подхода, синергетики и герменевтики. Описаны феномены научных революций и научных картин мира, обсуждены глобальные и этические проблемы, связанные с развитием науки. В заключение предложены две лекции, в которых рассмотрены философские проблемы космогонии, происхождения и сущности жизни. На мой взгляд, это фундаментальные проблемы всего комплекса человеческого познания, в первую очередь требующие философского внимания.

Лекции, представленные во второй части, прошли апробацию в 2005 году и соответствуют темам Госстандарта раздела «Общие проблемы философии науки». Они подготовлены с использованием прежде всего работ классиков современной философии науки, а также включают и некоторые фрагменты моих работ по данной тематике. В списке использованной литературы представлены только те работы, идеи и положения которых нашли непосредственное применение в предлагаемом сочинении.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1842 Умер Петер Олуф Брэндштед — датский археолог и путешественник, специалист по археологии античной Греции.
  • 1932 Умер Василий Лаврентьевич Вяткин — русский археолог и историк-востоковед, исследователь Афрасиаба (Самарканда), в частности обсерватории Улугбека.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 03.06.2017 — 17:51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика