Смоленск. Церковь архангела Михаила

В некрологе смоленскому князю Давиду Ростиславичу, скончавшемуся в 1197 г., отмечено, что этот князь имел обычай «.. .по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея» [HJI 6705]. Учитывая, что при жизни Давида церковь была не только достроена, но расписана и украшена утварью, а летописец говорил о сложившейся привычке этого князя ходить в построенную им церковь, закладку здания можно ограничить 1180 и 1190 гг. Точное название храма — церковь Чуда архангела Михаила. В более позднее время церковь получила наименование Свирской. В XVII—XIX вв. в церкви происходили значительные перестройки. Изучение памятника началось с 1923 г.; детальное исследование проведено в 1961 —1963 и 1975 гг. под руководством С. С. Подъяпольского (рис. 23).

Рис. 23. Смоленск. Церковь архангела Михаила. Западный фасад. Реконструкция С. С. Подъяпольского.

Рис. 23. Смоленск. Церковь архангела Михаила. Западный фасад. Реконструкция С. С. Подъяпольского.

Церковь представляет собой большой шестистолпный храм, подкупольное пространство которого образовано не восточными, а западными столбами (табл. 13). Однако в объемной композиции здание является не шестистолпным, а четырехстолпным, поскольку восточная пара столбов в действительности служит опорой восточной стены храма. Центральная апсида большая, полукруглая; боковые снаружи прямолинейные. Ко всем трем порталам храма примыкают притворы, причем северный и южный имели самостоятельные апсиды, ныне не существующие, но вскрытые раскопками. Столбы церкви крестчатые. Общий размер храма без притворов: длина 23.6 м, ширина 16.3 м, азимут 77°. Подкупольное пространство вдоль храма равно 5.5 м, поперек — 5.2. Объемная композиция здания центрична, с отчетливо выраженным ступенчато-башнеобразным характером. Средняя апсида высокая. Притворы и боковые апсиды значительно ниже, а апсиды притворов еще ниже. Высота средней закомары фасадов над первоначальным уровнем земли около 21.2 м. Общая высота здания до вершины купола приблизительно 33 м.

Своды храма полностью переложены в XVII—XVIII вв., но сохранились почти все древние арки, разделяющие своды, в том числе и подпружные под барабаном. Уцелели также постамент под барабаном и значительная часть самого барабана. Исследование памятника показало, что угловые членения были перекрыты сводами в четверть окружности, опирающимися пятами на южную и северную стены. Фасады здания поэтому завершались трехлопастными кривыми. По-видимому, трехлопастное очертание имел и постамент, расположенный под барабаном. Диаметр барабана несколько меньше подкупольного пространства, что достигнуто сужением верха парусного кольца.

Притворы полностью открыты внутрь храма и первоначально были разделены сводами на 2 яруса; в настоящее время такой свод сохранился только в западном притворе. Второй ярус притворов, очевидно, служил княжескими хорами, причем помещения хор в притворах сообщались между собой проходами в толще стены. Местоположение лестницы, ведшей на хоры, пока не установлено. В храме имеются аркосольные ниши.

Кладка исполнена из кирпичей размером 3.5—4X20—20.5X27—28 см. Встречаются также лекальные кирпичи. Нижняя часть стен на высоту от 2.5 до 4 м сложена в обычной для Смоленска равнослойной технике, затем идет полоса кладки со скрытым рядом, имеющая ширину 1—2 м, а выше — опять равнослойная. Здание было укреплено несколькими поясами деревянных связей, проходивших как в толще стен, так и между столбами. В нижнем ярусе связи размещались только внутри стен. Фундамент храма состоит из небольших валунов, уложенных насухо. Над фундаментом — вымостка из 2—3 рядов кирпичей.

Фасады церкви были богато декорированы, особенно стены притворов. Лопатки храма представляли собой сложнопрофилированные пучковые пилястры с тонкой полуколонкой на оси каждой из них. Фасады украшали пояса аркатуры и поребрика, двухуступчатые пиши, большие ниши-кпоты над порталами, декоративные кресты, бровки над окнами. Окна на фасадах расположены в 3 яруса. Большинство оконных проемов несколько расширяется наружу и внутрь; для кладки таких окон использовались специальные трапециевидные кирпичи. В средних пряслах западной, северной и южной стен выше примыкания притворов находились тройные оконные проемы, в которых среднее окно завершалось циркульной аркой, а боковые — полуарками. Окна барабана имели снаружи уступчатые ниши, а бровки над ними объединялись в аркатуру. На поверхности фасадов, особенно в шипах, сохранились остатки штукатурки со следами росписи. Пол храма лежал на слое подсыпки и был несколько поднят выше уровня окружающей земли. От убранства самого пола уцелели лишь фрагменты поливных керамических плиток. Храм был внутри расписан, но на месте найдены только незначительные фрагменты фресковой живописи.

Подъяпольский С. С. Церковь архангела Михаила. — В кн.: Воронин И. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска…, с. 163—195; Брюсова В. Г. Вновь открытые фрески церкви архангела Михаила в Смоленске. — В кн.: Культура и искусство Древней Руси. «П., 1967, с. 82—89; Воронин Н. Н. Смоленская живопись…, с. 132—135.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1904 Родился Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Николай Константинович Рерих — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 02.01.2016 — 17:28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика