Хованская О.С. Нагрудное украшение из булгарского города Джукетау

Стандарты в различных странах серьезно отличаются во многих областях, в том числе и в электротехнике. Так, в Японии стандартное напряжение исчисляется 100 В, поэтому порой приходится пользоваться преобразователем 220 на 100 вольт. Такой трансформатор можно купить в специализированных магазинах.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №1)

Для характеристики технического уровня булгарских ювелиров, для выяснения торговых и культурных связей Булгарского царства большой интерес представляет нагрудное украшение, найденное при неизвестных условиях вблизи городища Джукетау, расположенного на берегу р. Камы.

Нагрудное украшение состоит из витой серебряной гривны и трех подвесок в виде блях (рис. 1). Гривна сплетена из шести проволок. Концы ее сомкнуты. Внутренний диаметр 17,5 см. Средняя бляха 1 дискообразной формы имеет круглый вырез у одного края. Линия выреза разрывается и загибается вниз, получается как бы перемычка. Благодаря круглому вырезу верхняя часть диска имеет форму лунницы.

В середине выреза посредством четырех узких пластинок закреплен второй диск, также с круглым вырезом у нижнего края.

Лицевая сторона пластинок разукрашена сканью, зернью, шатонами. Большой диск у внешнего обреза отделан двумя рядами жгутика, скрученного из двух тонких проволок; затем положен ряд бусинок на расстоянии 1,5 мм друг от друга (диаметр бусинок 1,1 мм). Каждая бусинка окружена жгутиком. За рядом бусинок идет еще ряд скани. Точно так же отделан внутренний обрез, причем ряды скани и зерни загибаются вниз соответственно вышеуказанной особенности выреза, что и подчеркивает форму лунницы. Нижняя перемычка украшена девятью рядами жгутика, к которым припаяно три крупных полушарика.

Рис. 1. Нагрудное украшение из Джукетау

Рис. 1. Нагрудное украшение из Джукетау

Поле лунницы отделано зернью, уложенной в виде ромбов и треугольников. В широкой части лунницы припаяно прямоугольное гнездо для камня, который не сохранился (размер 1,7 X 1,1 см).

Два шатона в форме неправильного овала расположены у рогов лунницы. Сохранился только один с темно-синим непрозрачным стеклом (размер 1 X 0,7 см). Ниже верхнего шатона с той и другой стороны припаяны полушарики диаметром 1,3 см, наверху которых закреплена бусинка. От основания полушарнков вершинами вверх уложены треугольники мелкой зерни.

Внутренняя лунница отличается более скромной отделкой: по внешнему обрезу уложено два ряда жгутиков и один ряд — по внутреннему обрезу. Поле лунницы украшено одним рядом треугольников, заполненных зернью.

Пластинки, соединяющие два диска, отделаны жгутиком и одной бусинкой. Две боковые бляхи однотипные 2. Диск имеет круглый вырез, внизу припаяны четыре крупных полушарика. По внешней окружности бляхи украшены только тремя рядами жгутика и одним рядом по внутреннему обрезу. Поверхность отделана зернью в виде ромбов и треугольников.

В широкой части каждого диска, ближе к круглому вырезу, припаяно круглое гнездо диаметром 1,5 см с бледно-коричневым непрозрачным стеклом. Два прямоугольных гнезда с голубым непрозрачным стеклом помещены в рогах лунницы (размер 1,1X0,6 см).

В вырезе лунницы находились, по-видимому, какие-то привески, так как сохранилось кольцо, в которое продето миниатюрное колечко со штифтиком.

Присоединение к гривне осуществлено следующим образом: к внутренней стороне средней бляхи припаяна пластинка, соединенная с внутренним диском. Верхняя часть пластинки имеет ребристую поверхность и загибается в виде петли, через которую продето кольцо; последнее соединено с петлей второй ребристой пластинки, припаянной верхним концом к гривне. Подобная сложность соединения объясняется необходимостью дать бляхе большую подвижность.

Точно таким же образом присоединены к гривне и боковые бляхи. Правда, в отличие от центральной, к пластинке, заканчивающейся у круглого выреза, припаяно кольцо для привески.

Гривна скручена из серебряных проволок диаметром 1—1,2 мм; проволока выработана путем ковки, о чем можно судить по неровности ее диаметра и отсутствию продольных полос. Эти показатели Б. А. Рыбаков считает типичными при применении техники «волочения», т. е. протягивания разогретой проволоки через отверстия того или иного диаметра 3.

Бляхи толщиною до 1,5 мм изготовлены посредством штамповки, причем внутренняя поверхность осталась неровной, шероховатой.

Скань положена из тонкой серебряной проволоки диаметром около 0,2 мм. Из двух проволок скручен жгутик. Через лупу можно различить на проволоке продольные полосы, что указывает на применение способа «волочения».

Посредством припоя (неизвестного состава) жгутики закреплялись на диске. Зернь (диаметром 0,4—0,5 мм) выделана, возможно, тем же приемом, что и в Киевской Руси. Обращает на себя внимание тонкая работа скани и зерни, близкая по выполнению к замечательным булгарским золотым изделиям. Что же касается отделки блях шатонами, то необходимо констатировать грубость выделки, применение тусклого стекла низкого качества вместо самоцветов.

Как видно из описания, одной из оригинальных особенностей нагрудного украшения является соединение серебряной витой гривны с подвесками в виде дискообразных блях типа лунниц. Хотя трудно указать аналогию данному изделию, но украшения, близкие по оформлению, известны среди древностей Восточной Европы. Таковы, например, славянские ожерелья из медальонов, оплечье, найденное вблизи с. Болгар в 1882 г. Последнее, изготовленное киевским ювелиром, состояло из нескольких серебряных блях с отделкою в виде расцветшего креста. Сложный вид украшений представляют собою мордовские серповидные гривны с коническими пронизками и другие типы ожерелий, найденные в Крюковско-Кужновском могильнике 4. К сложному типу ожерелий следует отнести и бусы с разнообразными привесками, широко распространенные у племен Северного Прикамья.

Совершенно иной вид имеет нагрудное украшение из Джукетау; его композиция весьма своеобразна. Необходимо выяснить поэтому, иноземное ли это изделие или местное; если местное, то под каким влиянием оно создавалось. Чтобы ответить на поставленные вопросы, рассмотрим составные элементы ожерелья. Начнем с гривны. Это типичная булгарская продукция, редко встречающаяся за пределами Булгарии 5 и особенно характерная для домонгольского периода.

Дискообразные бляхи, как уже указывалось, имеют подчеркнутую форму лунницы.

Первые лунницы в пределах Восточной Европы найдены в Кошибеевском и Армиевском могильниках 6. Среди вещевого материала ананьинской и пьяноборской культур лунницы не встречаются; нет их и среди находок Гляденовского костища.

Лунницы появляются только в VIII—IX вв. благодаря восточной торговле. Они отличаются высокохудожественной техникой зерни и скани.

Среди иноземных образцов встречаются изделия, которые в отделке только подчеркивают форму лунницы. Таков, например, колт из уфимского погребения, вскрытого в 1936 г. 7.

Широкое распространение лунницы получают в X—XII вв. у славян и у племен, заселявших территорию Верхней и Средней Камы. Постепенно данный вид украшений осваивается местными ремесленниками. У других племен Прикамья и Поволжья — у мордвы, мари, булгар — лунницы встречаются редко, как предмет импорта. Достаточно сказать, что среди богатых коллекций Гос. музея ТАССР нет ни одной серебряной лунницы.

Лунницы Киевской Руси и Северного Прикамья резко отличаются по форме и отделке. Первые в большинстве случаев широкорогие (согласно классификации В. В. Гольмстеп), топкой филигранной работы, украшены мелкими и крупными полушариками, мелкой зернью. Помимо серебряных поделок, встречаются изделия бронзовые, литые, того же типа, как и серебряные.

Иной облик имеют серебряные лунницы Северного Прикамья. Среди них имеются тупорогие, остророгие; преобладают «замкнутые», представляющие собою диск, которому посредством круглого выреза у края придана форма лунницы. Особенно типично для прикамских образцов украшение шатонами с самоцветами или стеклом различных оттенков.

В Северном Прикамье появилась особая, чисто локальная форма лунницы, совершенно иного оформления, чем в Киевской Руси.

Очень характерна в этом отношении серебряная «замкнутая» лунница, найденная в Пермской области и опубликованная В. В. Гольмстен.

Если сопоставить ее с бляхами нагрудного украшения из Джукетау, то бросается в глаза сходство их во многих деталях, хотя последние отличаются более сложным оформлением. Несмотря на это, можно утверждать, что форма блях нагрудного украшения из Джукетау заимствована из прикладного искусства Северного Прикамья.

Что же касается ювелирной техники, то различие в качестве выступает вполне отчетливо: подвески нагрудного украшения выделяются тонкой филигранной работой, искусно положенной мелкой зернью, тогда как лунница из Пермской области отделана весьма грубо, небрежно.

Характер ювелирной техники и позволяет нам определить племенную принадлежность ремесленника, создавшего нагрудное, украшение. Это уникальное ожерелье, отразившее в своей форме и отделке булгарские и финно-угорские элементы, могло быть сделано только руками булгарского ремесленника. Оно было изготовлено по специальному заказу представительницы финно-угорских северных племен. В этом нас убеждает форма блях, представляющих собою типичную «замкнутую» лунницу Северного Прикамья. Если учесть, что самым распространенным украшением указанной области были гривны и бляхи, то становится попятным соединение этих двух видов изделий в одно целое.

Изготовление описанного нагрудного украшения относится к XI— XII вв. — к периоду расцвета булгарского ювелирного дела.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №1)

Notes:

  1. Диаметр средней бляхи — 9,7 см, круглого выреза — 4,5 см, внутреннего диска — 3,5 см, круглого выреза — 2,4 см.
  2. Диаметр боковых блях — 6 см, круглого выреза — 32 см.
  3. Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М., 1948, стр. 162.
  4. Материалы по истории мордвы VIII—XI вв. Моршанск, 1952, табл. VI, 5; XIII. 1.
  5. А. П. Смирнов. Волжские булгары. М., 1951, стр. 158.
  6. Его же. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. МИА, № 28, 1952, стр. 116.
  7. Р. Б. Ахмеров. Уфимские погребения VI—VIII вв. нашей эры. КСИИМК, вып. XL, 1951, стр. 127.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1778 Родился Жак-Жозеф Шампольон — французский библиотекарь, профессор палеографии и археолог, старший брат Жан-Франсуа Шампольона.
  • 1898 Родился Михаил Илларионович Артамонов — советский археолог и историк. Основатель советской школы хазароведения, директор Государственного Эрмитажа.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика