Филипченко В.А. О новых находках на территории Астраханской области

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №1)

В течение ряда лет Астраханским краеведческим музеем проводились археологические обследования в Харабалинском, Красноярском и Лиманском районах области.

Особое внимание уделялось городищу в окрестностях с. Селитренного Харабалинского района и группе незаросших дюн между ж.-д. станцией Досанг и с. Лапас, на границе Красноярского и Харабалинского районов.

Избрание этих объектов для систематических наблюдений не случайно. Селитренное городище отождествляют с Сараем-Бату, крупнейшим хозяйственно-культурным центром Золотой Орды. Это городище на протяжении десятков лет давало интересные материалы, характеризующие уровень ремесленного производства и торговлю нижневолжских городов Золотой Орды. В свою очередь обследования открытых песков в окрестностях с. Лапас, как правило, сопровождаются находками различных изделий бронзового века, сарматского времени и эпохи поздних кочевников.

Не имея возможности в небольшой публикации дать характеристику всем материалам, поступившим за последние годы в краеведческий музей, остановимся лишь на некоторых предметах XIII—XIV вв., собранных на Больничном бугре (на Селитренном городище) и дюнах близ с. Лапас.

Селитренное городище располагается в 120 км севернее Астрахани, на левом холмистом берегу р. Ахтубы.

Не касаясь в целом вопроса о топографии городища, следует отметить, что его центральный район, расположенный на Больничном и Маячном буграх, частично занят с. Селитренным, возникшим в начале XVIII в.

Поверхность Больничного бугра покрыта небольшими овражками и промоинами, усеяна осколками строительной и бытовой керамики, обломками металлических изделий XIII—XIV вв. Прибрежные отроги бугра ежегодно размываются паводковыми водами Ахтубы. На послеспадовых участках берега часто встречаются фрагменты керамики, монеты и т. д. В обрывах бугра хорошо прослеживается пласт серого рыхлого культур¬ного слоя мощностью 1,5—2 м.

К северо-западу от Больничного бугра расположены бугры Кучугур, Красный и Змеиные. К югу и юго-востоку расположены бугры Маячный, Каменный и группа безымянных бугров.

Основная масса находок была сделана на Больничном бугре. Среди многочисленных гончарных изделий особый интерес представляет поливная миска из серой глины.

Эта миска была обнаружена на Больничном бугре в толще культурного слоя на глубине 60 см от верхнего края обрыва. Высота ее 5,5 см, диаметр по верхнему краю 21,6 см. Тулово плавно переходит в кольцевидный поддон высотой 1,4 см и диаметром 8,2 см. Дно миски диаметром 16 см слег¬ка понижается к центру. С внутренней и внешней стороны миска покрыта поливой серебристо-зеленоватого цвета (рис. 1).

Рис. 1. Миска

Рис. 1. Миска

По внешней поверхности проходит 50 узких черных вертикальных линий, пространство между которыми заполнено поочередно шестью — восемью наклонными черными штрихами или тремя темно-синими точками. Ребро закраины украшено рядом темно-синих точек.

С внутренней стороны миска орнаментирована более сложно. По плоскости закраины проходит поле из слегка выпуклых изображений стилизованных бутонов, обведенных черными линиями и украшенных темно-синими точками. Все пространство между бутонами заполнено мелкими черными точками. Ниже, охватывая донную часть миски, проходит орнаментальный пояс, состоящий из двух белых полос, также обведенных черными линиями. Между полосами расположены слегка выпуклые ромбы, очерченные черными линиями, с темно-синими точками в центрах. Ромбы отделены друг от друга парными вертикальными линиями черного цвета.

Донная часть покрыта переплетением слегка выпуклых стилизованных бутонов, листьев, стеблей, украшенных темно-синими точками. Пространство между бутонами, листьями и стеблями заполнено мелкими точками черного цвета. На этом фоне изображен кентавр (высота фигурки 14 см).

В отличие от обычных изображений кентавров, описываемый не имеет человеческого торса, заменяющего собой шею лошади. Лицо кентавра, с непропорционально большими овальными глазами, своеобразно изогнутыми бровями, небольшим носом и ртом, обращено к зрителю и увенчано островерхой голубой шапкой, украшенной косой темно-синей сеткой. Грудь кентавра оттенена светло-голубой краской. От середины туловища вверх уходит темно-синее крыло с завитком на конце. Перья на крыле обведены узкими черными линиями. Темно-синего цвета хвост изгибается кверху и заканчивается стилизованной головой птицы. Положение передних
ног напоминает положение передних ног внезапно остановившейся лошади.

Миска с изображением кентавра имеет ряд аналогий среди поливных керамических изделий Сарая-Берке. Например, манера изображения перьев на крыле кентавра напоминает рисунок перьев на крыле утки, украшающей дно чаши из Сарая-Берке. В обоих случаях это ряды полукруглых штрихов, создающих впечатление плотно прилегающих перьев. Подобные сосуды с подглазурной росписью А. Ю. Якубовский относил к первой группе керамики хорезмийского типа 1.

Некоторое отличие миски от сосудов этой группы заключается в составе глиняного теста, имеющего светло-серый цвет, что, по-видимому, указывает на местное производство сосуда.

Выходы пластов высококачественных белых глин известны в этом районе левобережья Ахтубы. Они широко использовались гончарами Сарая-Бату. Не случайно поэтому значительная часть поливной керамики, собранной на Больничном, Маячном, Красном и других буграх, имеет изломы светло-серого цвета.

Сопоставление манеры изображений кентавра из Сарая-Бату с изображением всадника на бронзовом зеркале XIII в. из Средней Азии позволяет говорить о влиянии среднеазиатского прикладного искусства на работы мастеров нижневолжских городов Золотой Орды 2.

Рис. 2. Золотая бляшка

Рис. 2. Золотая бляшка

В 1952 г. на южном склоне дюны у с. Лапас Харабалинского района было обнаружено сильно развеянное погребение. Костяк лежал вытянуто на спине, головой на запад с незначительным отклонением к северу. Кисть правой руки покоилась на тазовых костях. Лицевые кости черепа были раздавлены. В 12 см справа от черепа
находились три хорошо сохранившиеся медные монеты диаметром 1,9 см.

Здесь же лежала квадратная золотая бляшка размером 1,5 X 1,5 см (рис. 2). Орнамент на бляшке был нанесен штампом: в центре — полусферическая выпуклость диаметром 0,5 см, по углам — слегка выпуклые завитки и отверстия для прикрепления бляшки к одежде. Под кистью правой руки на тазовых костях находились пять серебряных монет диаметром 1,5 см.

Три медные монеты, лежавшие в головах у погребенного, чеканены ханом Хызром: в Новом Сарае в 761 г. х. (1359/1360) и в Гюлистане в 762 г. х. (1360/1361) и со сбитым годом. Пять серебряных монет, находившихся на тазовых костях, чеканены: в Гюлистане в 753 г. х. (1352) и в 759 г. х. (1357/1358) и в Новом Сарае в 747 г. х. (1346/1347) два экземпляра и со сбитым годом.

Погребение, таким образом, датируется серединой 60-х годов XIV в. Следует отметить интенсивную заселенность Ахтубы в XIII—XIV вв. Помимо известных поселений, как Сарай-Бату, Аксарай и др., фрагменты золотоордынской керамики и монеты встречаются в окрестностях центральной усадьбы совхоза Аксарайский, в сс. Сеитовка, Хожетаевка, Байбек Красноярского района и, наконец, в поселении на территории районного центра Красный Яр.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №1)

Notes:

  1. А. Ю. Якубовский. К вопросу о происхождении ремесленной промышленности Сарая-Берке. ИГАИМК, т. VIII, вып. 2—3, 1931, стр. 28—29, рис. 1 и 2.
  2. А. П. Окладников. Бронзовое зеркало с изображением кентавра, найденное на острове Фаддея. СА, XIII, 1950, стр. 163, рис. 14.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1994 Умер Альфред Хасанович Халиков — советский и российский историк и археолог, автор многочисленных трудов по истории татарского народа.
  • 2007 Умер Леонид Романович Кызласов — советский и российский археолог-востоковед, специалист по истории и этнографии Сибири, Средней и Центральной Азии.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 26.11.2016 — 10:40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика