Техника вторичной обработки дает широкий спектр показателей, которые наряду с характерными особенностями первичного и вторичного расщепления могут служить критериями в определении культурной принадлежности отдельного памятника или группы памятников. Значение анализа вторичной обработки заключается в том, что именно техническими приемами орудиям придается определенная форма, которая во многом является основой для выявления сходства или различия между памятниками.
[adsense]
В качестве приемов, используемых для изготовления орудий, применялись техника ретуширования, техника резцового скола, шлифования и некоторые другие.
Ретуширование. Ретуширование представляет собой комплекс приемов оформления поверхности и контуров изделий, изготовления острого режущего или крутого скребущего лезвия (рис. 8, 8-10), придания им прочности, тупления, зубчатости края и т. д. В процессе ретуширования можно было изменить лезвие, сделав его прямым, вогнутым или выпуклым, долотообразным; уточнить основание некоторых групп орудий (иначе этот прием называется подтеска) (рис. 8, 15); изготовить ножи, наконечники стрел (рис. 8, 11), дротиков, а также обработать орудия, предназначенные для перфорации (рис. 8, 12, 13); оформить рукояточную часть орудия для удобства зажима; тронкировать пластины, подправить рабочую зону, не изменяя ее формы, оформить выемку (рис. 8, 14) и многое другое.
Вне зависимости от цели, которой можно было достигнуть при ретушировании, ее описание охватывает следующие аспекты: расположение, характер, протяженность соотношения размеров фасеток, их форма.
В зависимости от расположения выделяется краевая ретушь и ретушь на сторонах. Краевая ретушь локализуется на краю заготовки и мало изменяет ее контур, высота фасеток до 1/4 толщины заготовки. Ретушь на сторонах может быть покрывающей (фасетки ретуши не доходят до противоположного края, высота их от 1/4 и более относительно толщины заготовок) или заполняющей (фасетки ретуши доходят до противоположного края).
По дислокации на обработанной поверхности различается вентральная, дорсальная, проксимальная ретушь. По протяженности ретушь рассматривается как непрерывная и прерывистая.
Относительно ориентации осей: продольная (рис. 10, 1, 2, 6, 10), поперечная (рис. 10, 8, 9, 11), диагональная (рис. 10, 3-5, 7, 12-15).
Характер ретуши определяется углом ее падения по отношению к горизонтальной плоскости изделия. Измеряется в градусах.
Характеристика фасеток ретуши включает соотношение их размеров и форму. Ретушь может быть равнофасеточной и разнофасеточной — фасетки различаются по высоте более чем на 1/3. Форма фасеток ретуши может быть в виде чешуи рыбы — чешуйчатая, чешуйчато-ступенчатая (рис. 10, 12), пластинчатая, или параллельная, или солютрейская, или выстругивающая — фасетки плоские, узкие, удлиненные, с параллельными или субпараллельными краями, конвергентная, полуконвергентная, пильчатая (зубчатая), выемчатая.
Большая часть ретуши носит намеренный характер, например, при оформлении лезвий скребков полуконвергентной ретушью, тронкирование, однако встречается довольно широко и утилизационная выкрошенность, в некоторых случаях она слабо отличима от намеренной ретуши. Различия между ними выявляются субъективно, но с учетом частоты встречаемости, характера и форм фасеток и некоторыми другими.
Резцовый скол. Резцовый скол — краевой скол, при котором вертикальным ударом отбойника или нажимом ретушера удаляется с пластины часть лезвия, вместо которого образуется узкая грань 143, с. 86]. Как показали опыты С. А. Семенова, изделия с резцовыми сколами могут оказаться и резцами, и нуклеусами, и скобелями, и проколками [43, с. 120-122]. Резцы могут быть оснащены различным количеством сколов.
Шлифование и полирование. Шлифование — это прием обработки поверхности абразивом. При этом можно было удалять материал с обрабатываемого предмета очень малыми и равными частицами одновременно на значительной поверхности. Шлифовка позволила обрабатывать материал любой формы, строения и твердости. Шлифование использовалось в основном при изготовлении рубящих орудий.