Внутренняя планировка и обстановка жилья. Печь

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Во внутренней планировке и обстановке жилой части дома проявляется тоже немало национальных черт. Особенно велико значение печи.

Печь, так называемая «русская», представляет собой характернейшую особенность восточнославянского жилища. Она отличает его от жилищ как восточных, так и западных соседей. У народов Сибири, Средней Азии, Кавказа господствует открытый очаг или пристенный камин-чувал, а также наружная хлебная печь. У народов Центральной Европы — очаг и развивающийся из него камин, печь-голландка. По сравнению с этими формами русская печь представляет собой более сложный и высокий тип, удовлетворяющий разным потребностям. Происхождение печи не вполне выяснено. Название ее связано с глаголом «печь», «пеку» и указывает, вероятно, на родство ее с хлебной печью. Но это только один из корней нашей печи. Другой прототип печи — «каменка», сохранившаяся и сейчас в самом примитивном виде в банях: это куполообразная кладка из камней, скрепленных глиной, без дымохода. Наконец, печь заменяет собой и очаг с дымоходом, который, видимо, некогда применялся в жилищах восточных славян 1.

Русская» печь в старой крестьянской избе (Краснохолмский р-н, Калининской обл.)

Русская» печь в старой крестьянской избе (Краснохолмский р-н, Калининской обл.)

Печь-каменка

Печь-каменка

По всей вероятности, «русская» печь возникла именно в Восточной Европе. Памятники трипольской культуры (III—II тысячелетия до н. э.) в Поднепровье свидетельствуют о существовании прототипа подобной печи уже в то время. Вероятно, от этих своих предков или предшественников—«трипольцев» — унаследовали восточные славяне «русскую» печь, а от них позже заимствовали ее их соседи и на востоке и на западе. Некоторые из них при этом соединили заимствованную печь с собственным очагом. Такую комбинацию мы видим на востоке у волжских татар, на западе — у карел, поляков, словаков.

Печь складывается из кирпича или — более старый способ, сохранявшийся у бедноты, — из глины. Она состоит из «опечья», невысокой деревянной рамы, заполненной утрамбованной глиной, и собственно печи в виде свода с «устьем» («челом»). В старину печь устраивалась без дымохода, и дым наполнял жилье и выходил через дверь. Такие «черные» избы сохранялись в более глухих местах, особенно у бедняков. На Севере, где избы имеют очень высокие потолки, и дым, поднимаясь вверх, не мешает людям, топка «по-черному» встречается местами и теперь.

Сложному происхождению печи отвечает сложность и разнообразие ее функций. Их можно насчитать до десяти; в других странах они выполняются совершенно разными приспособлениями. Это — хлебопечение; варка пищи; согревание жилья; мытье (у южных великорусов вместо бани); лежание и спанье (обычно для старых членов семьи); сушка одежды и обуви; подпечье — для мелких животных; хранение утвари — на печи, под печью, за печью и др. Следует отметить также особенно крупную роль, какую печь играла в обрядах, поверьях, традициях, фольклоре восточных славян.

План крестьянской бани (Вологодская обл.): 1 - предманник; 2 - баня: а - лавки; б - печь-каменка; в— полок; г—ведра

План крестьянской бани (Вологодская обл.): 1 — предманник; 2 — баня: а — лавки; б — печь-каменка; в— полок; г—ведра

Господство печи у восточных славян обусловило и определенные формы кухонной утвари и способы приготовления пищи. В отличие от соседних народов, где употребляется подвесной (надочажный) или вмазанный котел, у нас издавна господствовал печной горшок. Котел обогревается снизу, горшок сбоку. Этим вызвана и характерная форма горшка и повторяющего его форму «чугуна», который берется снизу ухватом (рогачом). Собственно котел чужд восточно-славянской культуре. Самое название его заимствовано или с запада («котел» от народного латинского «catilla», нем. Kessel) или от тюрков («казан»).

Расположение частей жилища в избе «восточно-южновеликорусского» типа. План богатой усадьбы (серед. XIX в.) (Обоянский у., Курской губ.): 1 — изба;. 2 — стол; 3 — примост; 4 — топлюшка; 5 — печь; 6 — сени; 7 — комнатка; 8 — груба; 9 — светлица; а, 6 — красные углы; в — поставец; г, д — красные окна; е, к — волоковые окна; л — дымоход

Расположение частей жилища в избе «восточно-южновеликорусского» типа. План богатой усадьбы (серед. XIX в.) (Обоянский у., Курской губ.): 1 — изба;. 2 — стол; 3 — примост; 4 — топлюшка; 5 — печь; 6 — сени; 7 — комнатка; 8 — груба; 9 — светлица; а, 6 — красные углы; в — поставец; г, д — красные окна; е, к — волоковые окна; л — дымоход

Голбец и полати в северновеликорусской избе

Голбец и полати в северновеликорусской избе

Местами жилье имеет, помимо русской печи, дополнительные небольшие печки, служащие либо для обогревания, либо для мелкой варки, разогревания пищи. Они обычно бывают соединены с русской печью. У великорусов они называются «лежанка», в новое время также «голландка», у украинцев — «кабиця», «груба» («грубка»).

Печь безраздельно господствует у всех восточных славян. Но положение ее в доме различно, и это тоже один из характерных признаков, по которым различаются отдельные национальные группы.

У северных великорусов печь стоит обычно у двери, справа или слева от нее, повернута устьем к противоположной стене, т. е. к окнам, выходящим на улицу («челом к свету»). У украинцев, белорусов и части южновеликорусов положение печи то же, но устьем она повернута к входу. У другой части южновеликорусов печь ставится в противоположном от входа углу. Но здесь тоже две разновидности: устье повернуто или вбок от двери, или к двери. Последнюю разновидность Д. К. Зеленин приписывает однодворцам. По новейшим исследованиям Е. Э. Бломквист, расположение печи в противоположном от двери углу устьем к двери — это признак «восточно-южновеликорусского» плана (Орловская, Курская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская области), а положение ее в том же углу, но устьем к продольной стене, — это «западно-южновеликорусский план» (Калужская, Брянская области) 2.

С положением печи в избе связано расположение и назначение других постоянных элементов жилья. По диагонали от печи находится «красный» («большой», «святой», «передний») угол. Там по старой традиции полагалось вешать иконы с лампадами, там вешают портреты, картины. В красном углу стоит прямоугольный стол, место которого в избе постоянно и который играет важную роль и в повседневной жизни семьи (для принятия пищи), и в обрядах, обычаях, поверьях народа. Это опять характерный элемент русской культуры: у других народов стол обычно не имеет постоянного места и не играет такой важной роли в быту. От красного угла по обеим стенам идут неподвижные лавки — опять характерный признак восточнославянского жилища. Короткая и широкая лавка от входной двери до угла называется обычно «коник» (так как она раньше украшалась конской головой).

Расположение окон тоже подчинено традиции. У северных великорусов узкая стена дома, выходящая на улицу и противоположная печи, имеет обычно три окна. В смежной стене, по диагонали от печи, одно окно. У украинцев узкая стена против печи имеет чаще одно окно, смежная стена — два. Окна с застекленными рамами («косящатые», или «красные») появились сравнительно недавно. Им предшествовали небольшие «волоковые» окна, с задвижкой.

Пол в жилье бывает двух видов: на юге земляной, на севере дощатый. Земляной пол в свою очередь подразделяется: просто земляной (в прошлом у южных великорусов) и глинобитный, плотно утрамбованный, иногда из смеси глины с навозом (украинцы, часть белорусов). У украинцев глинобитный пол содержится в тщательной чистоте. Дощатый пол господствует, естественно, там, где жилище приподнято над уровнем земли, т. е. прежде всего у северных и средних великорусов. У белорусов он встречается в болотистых местах. У них и у южных великорусов он делался прежде в более зажиточных домах, в настоящее время распространился широко. Там, где пол земляной (белорусы, украинцы), там слово «пол», «пiл» означает не то, что означает оно в русском литературном языке, а особый деревянный настил, или нары, устроенные вдоль стены между печью и противоположной стеной и служащие для спанья. Наш же пол называется по-украински «доливка», «дiл».

Для спанья и для складывания одежды служили также «полати» — дощатый настил под потолком. Полати делались или над входом, или вдоль боковой стены, но во всяком случае одним концом упирались в печь. Но полати известны не везде. У украинцев и части белорусов их не было. Сейчас они вообще почти нигде не сохранились.

У северных великорусов встречается одна особенность жилища: боковая часть его, от печи до противоположной стены, отделяется перегородкой. Это так называемый «чулан», или «шолнуш» («шомныша»), играющий роль кухни или женского отделения. «Чулан» — зародыш деления жилья на комнаты, и с появлением настоящих комнат он исчезает. Еще одна деталь северновеликорусского жилища — это «голбец», невысокая пристройка вдоль печи; поверхность ее служит для сидения и лежания, но она имеет дверцу и через нее ход вниз, в подполье. Голбец может служить также шкафом.

Принадлежностью старого жилища был «светец» (у белорусов «лучник», «комин») — приспособление для горящей лучины, служившей для освещения. Теперь «лучина», занимающая такое видное место в русском фольклоре, отошла в область прошлого. Жилище освещается керосином или — все чаще — электричеством.

Лучник в старой белорусской хате

Лучник в старой белорусской хате

Наконец, в жилище обычно есть детская колыбель («зыбка», «колыска», «люлька»). Восточнославянская колыбель всегда подвесная, в отличие от стоячей качалки, господствующей у народов юга и юго-запада.

Распределение мест в жилище и предметов обстановки было строго определено традицией. Каждый угол имел свое назначение и как бы заменял отдельную комнату. В.И. Даль указывал, что 4 угла крестьянской избы соответствуют гостиной («красный» угол), спальне, кухне и передней. С развитием многокомнатности жилища это распределение утрачивает свой смысл.

Notes:

  1. О происхождении «русской печи» и о ее генетических связях высказывались разные мнения, и вопрос окончательно не решен. Некоторые авторы полагали, что русская печь непосредственно развилась из открытого очага; немецкий этнограф В. Герамб считал (1926), что это произошло через ограждение, очага с боков и сверху. К. Мошиньский рассматривает печь как результат своего рода сращивания древнего открытого очага с хлебной печью (первоначально ставившейся вне дома, как и теперь у южных народов). Есть также мнение, что переходной формой от очага к печи был глиняный колокол, употребляемый для печения хлеба, напр., у южных славян, румынов, венгров: такой колокол, высотой до 85 см., ставят на очаг и обкладывают раскален ными углями; по форме он представляет как бы маленькую передвижную печь. Некоторые исследователи полагали, что русская печь заимствована славянами от римлян (непосредственно или через
    германцев), но это совсем неправдоподобно.
  2. По предположению Бломквист, можно наметить примерную эволюцию расположения печи в жилище. Древнейший тип — это восточно-южновеликорусский план, что подтверждается археологическими данными и некоторыми пережитками этого плана в областях распространения других типов; а наиболее поздний тип — северновеликорусский, самый удобный в смысле сохранения тепла в жилье; распространение этого типа было, вероятно, связано с новгородской и московской колонизацией Севера.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 30.12.2018 — 11:16

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014