Культура Кёрёша

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

Культура Кёрёша является, в сущности лишь одним из составных элементов культуры, обнаруженной в самых глубоких слоях Винчи; может быть, она представляет собой культуру Винчи, только без усовершенствований, внесенных оседлой жизнью. В основе ее лежали разведение крупного рогатого скота, коз, овец и свиней, кочевое земледелие, охота и рыболовство. Охотники ловили зверей в ямы и, возможно, убивали их с помощью стрел, оснащенных костяными наконечниками, заостренными с обоих концов; рыбаки пользовались преимущественно сетями. Поселения представляли собой небольшие группы хижин, перемежавшихся с ямами самого различного назначения; обычно они бывали расположены на берегах рек и водоемов. Простые хижины с двумя сторонами в форме трапеций, плетеные и обмазанные глиной с примесью соломы, имели каркас из двух пар поставленных с наклоном внутрь столбов, поддерживавших жердь, образующую конек крыши.

[adsense]

Наличие пряслиц и грузиков для ткацких станков (рис. 45) свидетельствует о ткачестве. Самым распространенным плотничьим орудием, как во всех дунайских культурах, а также в моравской культуре, является тесло с одной выпуклой стороной; вероятно, оно прикреплялось к рукоятке посредством втулки из оленьего рога. Однако имеются и каменные топоры с отверстием, проделанным с помощью полого сверла, и просверленные орудия из оленьего рога. Так же как в Винче и Старчеве, изготовлялись костяные лопаточки.

Гончары умели лепить сосуды различных форм, характерных для керамического производства, с плоским дном или даже с кольцеобразными поддонами, но без настоящих ручек. Некоторые сосуды имеют вместо кольцеобразного поддона четыре соскообразные ножки или четырехлепестковое основание. Характерными формами являются полутарные чаши, шаровидные узкогорлые кувшины и

Рис. 45. Глиняные грузики от ткацких станков и костяная лопаточка культуры Кёрёша.

Рис. 45. Глиняные грузики от ткацких станков и костяная лопаточка культуры Кёрёша.

своеобразные бутыли, плоские с одной стороны и снабженные рядами ушкообразных ручек — с другой; очевидно, ушки предназначались для того, чтобы носить бутыль за спиной. Обычным орнаментом, так же как в Винче и Старчеве, является искусственная неровность поверхности сосудов, но несколько ваз культуры Кёрёша украшены лепными барельефными изображениями людей и домашних быков или оленей. Этот выпуклый орнамент из фигур сохраняется во II период на сосудах местной культуры Тиссы и встречается в Винче и Тордоше. Сходство этих лепных фигур с фигурами, украшавшими сосуды раннего бронзового века на Кипре и хеттские сосуды из Алишара, поразительно. В то же время нельзя отрицать сходство керамики с искусственно неровной поверхностью, покрытой отпечатками ногтей и пальцев, некоторых узоров, выполненных вышеуказанным способом, и даже больших шаровидных кувшинов с древнейшей неолитической керамикой Южной Италии. Сосуды из некоторых поселений культуры Кёрёша близ Ходмезёвашархель, покрытые красным ангобам и иногда украшенные белой росписью, возможно, были привезены из области распространения вардарской культуры (например, из Старчева).

Торговля была развита настолько, что жители равнин получали камень для зернотерок и тесел из горных мест, обсидиан для ножей — из Северной Венгрии и даже браслеты из раковин Tridacna и Spondylus — со Средиземного моря. Они копировали из глины азиатские печати-клейма; одна печать из Ходмезевашархель — Котацпарта, имеющая прямоугольную форму и украшенная изображением заполненного креста, особенно точно копирует излюбленную форму печати в Центральной Анатолии.

Сохраняется большая часть вардар-моравского ритуального инвентаря — глиняные женские фигурки, треугольные алтари и столики для возлияний (маленькие чаши на четырех ножках). Покойников хоронили с соблюдением несложного погребального ритуала в скорченном положении в ямах для отбросов между хижин; вещей в могилу клали мало или не клали совсем. Еще не вполне установлено, правильно ли относить группу Кёрёша к I периоду. Остатки хижин культуры Кёрёша были повреждены могилами III периода. Поселения культуры Кёрёша занимают пространство, которое в противном случае осталось бы белым пятнам на карте I периода. Во II период это пространство оказывается занятым культурой Тиосы. В Винче привозная керамика Тиосы появляется стратиграфически позднее, чем посуда с искусственно неровной поверхностью, костяные лопаточки и столики для возлияний культуры Кёрёша. С другой стороны, глиняные клейма в более северных областях относятся ко II периоду. Неясно также, следует ли предположить, что люди культуры Кёрёша — выходцы из вардар-моравских групп, ушедшие на поиск более легкой, хотя и менее благоустроенной жизни на равнинах, или что это местные собиратели усвоившие некоторые элементы вардарской культуры. Область их распространения простирается на значительное расстояние к востоку от Тиссы и к северу от Дуная до Кёрёша. Но, как мы увидим, элементы культуры Кёрёша обнаруживаются и дальше к северо-западу, в I дунайской культуре. Таким образом, можно предполагать, что группа Кёрёша является посредником проникновения неолитической культуры в более западные лёссовые области.

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

В этот день:

Дни смерти
1935 Умер Джеймс Брэстед — американский археолог и специалист по цивилизациям Древнего Ближнего Востока, ввел термин «Плодородный полумесяц».

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 12.11.2014 — 08:10

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014