Критика расизма

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

Расизм — сумма антинаучных концепций, основа которых — представление о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, изначальном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы.

Раньше неравенство людей обосновывалось различием характеров, и лишь затем — расовыми доктринами. Мотив расизма — необходимость колонизации Американского, Азиатского и Африканского континентов. В Америке были истреблены около 19 млн индейцев и одновременно созданы резервации для аборигенов. Продолжительность жизни американских индейцев была в 1,5 раза меньше, чем у колонизаторов. С XVI в. начинается ввоз негров в Америку. Констатировано ущемление прав коренных этнических групп в ЮАР и Родезии. Церковь поддерживала идею неравенства рас. С XIX в. в США политика подкреплялась антропологической доктриной неравенства людей.

На рубеже ХVIII и XIX вв. рождается моногенизм (представление о расах как подразделениях одного вида). Истоки его найдены в библейском предании о происхождении человечества от одной пары людей. Атеисты автоматически стали в это время полигенистами, а позже полигенисты становятся расистами. Расовые отличия иногда связывают с отличиями обезьян — предков человека (полифилия). Монофилисты ратовали за происхождение от одного предка, и Ч. Дарвин был ярким представителем данного направления.

Антропосоциологическая школа выступила с тезисом: борьба за существование очищает расу от вырождения. Движущая сила истории — не социальные отношения, а расовая борьба. Многие авторы конца XIX в. развивали концепции, провозглашавшие европейские расы высшим достижением естественного отбора, а доминирующие классы — победителями в борьбе за существование. Социал-дарвинисты в расовой проблеме развивали идеи, никогда не провозглашавшиеся Ч. Дарвиным. Он всегда был противником рабства, отстаивал сходство современных рас по умственным и эмоциональным возможностям.

На рубеже XIX-XX вв. возникла евгеника — направление, требующее принятие мер по ограничению рождаемости у отдельных людей и даже народов, признанных «генетически неполноценными». Этому предшествовало появление трудов графа Гобино (XIX в.), посвященных «высшей» расе — «арийскому типу», творящему «высшую» цивилизацию.

Одним из родоначальников социал-дарвинизма и евгенического расизма был английский экономист Мальтус (XVIII-XIX вв.), который считал, что государство не должно оказывать помощь бедным, ибо голод и нищета обусловлены не общественным строем, а чрезмерным размножением бедняков.

Фашистская доктрина имела в основе философию Ницше. В ее основе понятие «воля к власти» — наследственный инстинкт, отличающий расу господ. Инстинкт подчинения характерен для низшей расы. Для очищения расы от низших элементов необходима ее селекция. «Арийская раса» имеет определенный расовый портрет и психологический профиль. Судьба народа зависит от его расового типа.

Современный расизм питается не только анатомическими доводами, но использует данные психологии, генетики и этнографии. В развитии расизма акценты ставятся на: 1) «умственной неполноценности», связанной с особенностями физического типа; 2) не равных размерах мозга; 3) структурных различиях мозга; 4) психологических отличиях рас.

Научные данные свидетельствуют, что интеллектуальные возможности зависят от социальных факторов. Преимущественная детерминация интеллекта генетикой не подтверждена. По мнению прогрессивных антропологов, «чистых рас» не существует. История есть результат взаимодействия рас и культур, нет ни одной цивилизации, которая была бы построена людьми одной расы. В создании великих цивилизаций принимали участие все расы.

Стоит вспомнить, что европейский континент не характеризовался высоким уровнем культуры своего населения в те периоды истории, когда великие цивилизации уже процветали в Месопотамии, Египте, в долине Инда, на Крите. Более поздние внеевропейские цивилизации (Карфаген, Греция, Иран, Бактрия, Согдиана, Хорезм, Рим) подтверждают этот вывод исторической науки. Далее, рассуждения о неспособности африканцев к культуре не соответствуют истине. Это подтверждают и древние африканские города.

Смешение рас говорит о видовом единстве человечества. Особенности антропогенеза можно наблюдать в биологии всех рас. В строении мозга нет расовых отличий. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что ни папуасы Новой Гвинеи, ни австралийские аборигены не имеют признаков, характеризующих их как «низшие расы». Все современные расы обладают равными возможностями в достижении любого уровня цивилизации.

Таким образом, человечество, включая все его расы, относится к одной стадии развития рода Ноmо. От общего предка человечество получило общий комплекс свойств, необходимый для реализации высших психических функций, — мышления и речи.

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1980 Умер Константин Федорович Смирнов — один из ведущих специалистов в области скифо-сарматской археологии, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии АН СССР.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 25.10.2014 — 21:06

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014