Коропластика

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

Коропластика — производство терракотовых статуэток — один из видов художественного ремесла. При основании городов Северного Причерноморья наряду с другими ремеслами была, перенесена сюда и коропластика. Древнейшие статуэтки VI — первой половины V в. до н. э. в основном были изображениями божеств, они были приношениями богам как в домашних культах, так и в святилищах и храмах, их помещали также в могилы, особенно женщин и детей, изредка их находили и в тризнах. Небольшие размеры статуэток (обычно 7—12 см высотой и применение форм при их изготовлении обеспечивали возможность быстрого распространения этих терракот среди античных городов Средиземноморья и Причерноморья. Самыми популярными в древнейший период типами были: тип сидящей на троне богини — Деметры, богини матери, Кибелы (табл. CXVII, 1, 3, 4); тип столбообразно стоящей девушки (Коры, дочери Деметры) с опущенными прижатыми к телу руками, рельефно выделены очертания как бы слившихся складок гиматия (табл. CXVII, 5, 6). Встречаются также изображения животных и птиц (свиньи, черепахи, петуха и др.) и даже бытовых сценок (например, женщины, сидящей перед печью) также являющихся приношениями. Часто встречается погрудное изображение Деметры, Коры или Афродиты (табл. CXVII, 2). Исполнение терракот неразрывно связано с развитием скульптуры и лучшие из них отражают стиль, господствующий в данный период. Древнейшие терракотовые статуэтки исполнены в стиле архаической ионийской скульптуры. Со второй половины V в. до н. э. и в течение IV в. до н. э. (период расцвета классического искусства) создаются новые типы терракот, связанные с культом Деметры и Коры (табл. CXVII, 8, 9), а также Афродиты и Диониса (табл. CXVII, 10). Старые типы— сидящей и стоящей богини трактуются по-новому: в более свободном движении с правдивой передачей облегающей тело одежды. Появляются типы, отражающие реальную жизнь (например, женщина с ребенком на руках (табл. CXVII, 11), юноши (табл. CXVII, 12). Расцвет коропластики в городах Северного Причерноморья, падает на период эллинизма. Терракотовые статуэтки в это время не только связаны с культом, но и являются украшениями. Создается множество вариантов типов стоящих или танцующих женщин, играющих детей (табл. CXVII, 20), скачущих всадников (табл. CXVII, 21), воинов (табл. CXVII, 23). Известны изображения Тихе — богини удачи с рогом изобилия (табл. CXVII, 15) ; становится популярен тип Афродиты, выходящей из воды и выжимающей волосы, впервые созданный в Александрии живописцем Апеллесом (табл. CXVII, 19). В связи с проникновением малоазийских культов распространяются тилы Аттиса, Кибелы (табл. CXVII, 17 и 18), Аттиса-Мифры, убивающего быка (табл. CXVII, 22). Часто воспроизводится тип Геракла, стоящего с палицей в руке (табл. CXVII, 16). В период распада античной культуры и ее варваризации в первые века нашей эры терракотовые статуэтки утрачивают свойственные им ранее черты — пластичность форм и правдивость движения, старые типы схематизируются, например Тихе (табл. CXVII, 24), богиня-мать (табл. CXVII, 18). С распространением оргиастических культов связано развитие типов статуэток с подвесными членами тела (табл. CXVII, 25). Падает техника исполнения статуэток (табл. CXVII, 26, 27, 29). Среди лепных фигурок встречаются оригинальные типы, отражающие впечатления окружающей жизни — кочевые повозки, изображения сельского жителя с быком (табл. CXVII, 26) и др. В терракотах Северного Причерноморья большое место занимает импорт из городов Ионии, из Афин и других городов Средиземноморья. Но с самого начала их существования в городах Северного Причерноморья началось местное производство терракот. Мастерские коропластов открыты в Пантикапее, Херсонесе и Фанагории. Расцвет местного производства терракот падает на время с III в. до н. э. по I в. н. э.

[adsense]

Таблица CXVII. Культовые терракоты I — сидящая на тропе пара, Березань, самосская; 2 — протома богини, Пантикапей, самосская; 3 — богиня на троне, Тиритака, родосская; 4 — Кибела, Ольвия; 5 — Кора, Тиритака, родосская; (> — Кора, Пантикапей, коринфская; 7 — Кабир, Березань, ионийская; 8 — богиня на троне, Пантикапей, местная; 9 — Деметра, несущая Кору, Пантикапей, аттическая; 10 — Афродита, курган Большая Близница, аттическая; II — женщина с ребенком, Пантикапей, местная; 12 — юноша с собакой, Фанагория, аттическая; 13 — актер в маске старика в хитоне и плаще, Большая Близница, аттическая; 14 — Эрот, Ольвия, местная; 15 — Тюхе, Пантикапей, импорт; 16 — Геракл, Пантикапей, местная; 17 — Аттис, Пантикапей, западночерпоморская; 18 — Кибела, Ольвия, местная; 19 — Афродита Анадиомена, Пантикапей, местная; 20 — девочка с петухом, Пантикапей, местная; 21 — всадник, Пантикапей, местная; 22 — Мифра-Аттис, Пантикапей, местная; 23 — воин, опирающийся на щит, Пантикапей, местная; 24 — Тихе, Пантикапей, местная; 25 — актер-мим, Пантикапей, местная; 26 — погонщик с быком, Илурат, местная; 27 — всадник со щитом, Пантикапей, местная; 28 — богиня, сидящая на троне, Пантикапей, местная; 29 — женский идол из городища Елисаветовское, лепная. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXVII. Культовые терракоты
I — сидящая на тропе пара, Березань, самосская; 2 — протома богини, Пантикапей, самосская; 3 — богиня на троне, Тиритака, родосская; 4 — Кибела, Ольвия; 5 — Кора, Тиритака, родосская; (> — Кора, Пантикапей, коринфская; 7 — Кабир, Березань, ионийская; 8 — богиня на троне, Пантикапей, местная; 9 — Деметра, несущая Кору, Пантикапей, аттическая; 10 — Афродита, курган Большая Близница, аттическая; II — женщина с ребенком, Пантикапей, местная; 12 — юноша с собакой, Фанагория, аттическая; 13 — актер в маске старика в хитоне и плаще, Большая Близница, аттическая; 14 — Эрот, Ольвия, местная; 15 — Тюхе, Пантикапей, импорт; 16 —
Геракл, Пантикапей, местная; 17 — Аттис, Пантикапей, западночерпоморская; 18 — Кибела, Ольвия, местная; 19 — Афродита Анадиомена, Пантикапей, местная; 20 — девочка с петухом, Пантикапей, местная; 21 — всадник, Пантикапей, местная; 22 — Мифра-Аттис, Пантикапей, местная; 23 — воин, опирающийся на щит, Пантикапей, местная; 24 — Тихе, Пантикапей, местная; 25 — актер-мим, Пантикапей, местная; 26 — погонщик с быком, Илурат, местная; 27 — всадник со щитом, Пантикапей, местная; 28 — богиня, сидящая на троне, Пантикапей, местная; 29 — женский идол из городища Елисаветовское, лепная. Составитель М. М. Кобылина

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Дни смерти
2004 Умер Валентин Васильевич Седов — археолог-славист, доктор исторических наук, профессор, академик РАН.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014