К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»
Работы Сибирской экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР по изучению археологических памятников на новостройках КАТЭКа в основном сосредоточены в северо-восточных предгорьях Кузнецкого Алатау. В настоящий момент данный регион характеризуется слабо всхолмленным рельефом, прорезанным долинами небольших ручьев и речек — притоков реки Урюп (бассейн Чулыма и относится к лесостепной ландшафтной зоне. До работ ОАЭ сведения о памятниках эпохи бронзы исследуемого района, появлявшиеся в печати, были достаточно скудными и отрывочными. Новые материалы, полученные в результате раскопок памятников, как эпохи бронзы, так и скифского времени, существенно расширяют имевшиеся данные и позволяют уточнить схему развития и смены археологических культур в Ачкнско-Мариинской лесостепи.
[adsense]
Могильник окуневского времени Синючиха определяет, по-видимому, северную границу распространения этой культуры. Могилы одиночные — каменный ящик с каменной «подушкой» в головах погребенного. Количество погребенных от одного до трех. Кроме могильника известен керамический комплекс окуневского времени со стоянки Кадат-6, фрагменты керамики окуневского типа выделены в материалах поселения Ашпыл. 3 погребениях тагарского времени могильни- коз Ашпыл, Березовый ручей встречены отдельные окуневские сосуды; каменный топор-тесло окуневокого облика найден на озере Инголь. Учитывая немногочисленность памятников окуневской культуры в лесостепи (в первую очередь погребальных), можно предполагать о недолговременности пребывания окуневцев в данном регионе. Заслуживает внимания факт обнаружения на поселении Ашпыл фрагментов керамики, типичной для поселения Самусь. Сходные черты самусьской и окуневской культур отмечались уме неоднократно различными авторами обобщающих работ по археологии Сибири. В Ачинско-Мариинской лесостепи раскопан ряд многослойных памятников, определяемых широким хронологическим диапазоном — доавнроновским временем, материалы которых имеют находки окуневско-самусьского круга (Бобров В.В., 1981). Наши находки позволяют поставить вопрос о возможности осуществления прямого контакта этих групп населения непосредственно на исследуемой территории.
Передвижение групп андроновского населения на Енисей через «лесостепной коридор» во 2-й половине II тысячелетия до н.э. достаточно четко фиксируется как данными, полученными ранее, так и новыми материалами. К последнему относится андроновсхий могильник у озера Ашпыл, погребения Кадатского водохранилища. Представительные керамические комплексы андроновского времени выделяются ка поселениях Ашпыл и Егорьевский Мыс, на поселении в пойме ручья Березового. По всей вероятности, какая-то часть пришлого андроновского населения обосновалась в малоосвоенном лесостепном районе, а часть продвинулась южнее, на Енисей. Процесс ассимиляции андроновцев на данной территории оказался достаточно продолжительным, так как дериваты андроновских традиций прослеживаются в форме не только керамики эпохи поздней бронзы, но и тагарского времени.
Эпоха поздней бронзы в Ачинско-Мариинской лесостепи представлена в основном материалами поселения, погребальных памятников не обнаружено. Керамические комплекса поселений Ашпыл, Ашпыл-II, Егорьевский Мыс синхронизируются с посудой каменноложских памятников Минусинских степей. Отсутствие могильников этого времени, возможно связывается с сезонными (летними) перекочевками с юга отдельных групп населения в эпоху поздней бронзы. В скифское время (могильники Сопки-1, Ашпыл, Большое Озеро) еще отмечаются отдельные особенности погребальных сооружений предшествующей эпохи. Последнее можно интерпретировать либо генетической преемственностью, либо непосредственным контактом каменноложского и тагарского населения во время продвижения тагарцев на север.