Бобров В.В. Культурная принадлежность и хронология памятников предандроновского времени и поздней бронзы Обь-Чулымского муждуречья

Культурная принадлежность и хронология памятников предандроновского времени и поздней бронзы Обь-Чулымского междуречья // Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири: Тез. докл. и сообщ. к науч. конф., 23 — 25 марта 1988 г. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1988. — С. 68 — 71.

I. Решение проблемы культурной и хронологической принадлежности археологических памятников невозможно без учета комплекса факторов, среди которых экологический занимает немаловажное место. Нет сомнения в том, что историко-культурные процессы в стране гор Южной Сибири были отличны от происходящих в равнинной с широтной сменой ландшафтов зоне Западной Сибири. Более того, для горной страны можно выявить закономерность исторического развития в условиях межгорных котловин, которая заключается в синхронном поликультурном содержании и относительно статичном культурном фоне. Специфичны процессы историко-культурного развития в контактных физико-географических зонах, в частности, на периферии страны гор. В целом для них характерны диффузионные процессы в культурогенезе, отражающие взаимоотношения разного по происхождению населения, наблюдается культуро-типологическая пестрота памятников. При таких обстоятельствах установление культурной принадлежности памятников — процедура довольно трудоемкая. Это же касается хронологической принадлежности, так как в условиях межгорных котловин и контактных зон возможно «запаздывание» смены культур. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что абсолютизация единичного памятника стратиграфической ситуацией и культурной спецификой может привести к ошибочным выводам.

2. В последнее десятилетие в Кузнецко-Садаирской горной области открыто и исследовано несколько десятков археологических памятников, большинство которых относится к предандроновскому и позднебронзовому времени. По технике нанесения орнамента в предандроновское время в Обь-Чулымье обитало население двух традиций: гребенчато-ямочной и гребенчатой с насечками в качестве разделителя. Памятники, содержащие керамику, украшенную гребенчато-ямочным орнаментом, широко распространены и занимают почти все Обь-Чулшье. Все сомнения, что они отражают существование в данном регионе самостоятельной археологической культуры, явившейся компонентной основой для формирования на юго-востоке Западной Сибири культур андроноидного круга. Вторая группа памятников локализуется в Кузнецкой котловине. Среди них наиболее значимо поселение Лебеди I. По технике нанесения орнамента керамику можно разделить на следующие основные группы: гребенчатый штамп — 54%, композиционное построение орнамента представлено горизонтальными рядами оттисков отступающего штампа (41% от числа фрагментов, орнаментированных в этой технике), вертикально и горизонтально расположенные ряды шагающей гребенки (59%); насечки — 34%, расположение орнамента горизонтальное и вертикальное; текстильный — около 5%. По технологии изготовления посуды, технике нанесения и орнаментальной композиции керамика Лебеди I идентична материалам крохалевского типа, выделенного Н.В. Полосьмак. В настоящее время выявление географии однотипных памятников, накопление источников привели к идее о существовании в предандроновское время на территории Новосибирского Приобья и Кузнецкой котловины самостоятельной крохалевской культуры (В.И Молодин, В.В.Бобров). В Кузнецкой котловине крохалевская культура распространена до среднего Притомъя. В памятниках как первой, так и второй группы найдены единичные фрагменты керамики самусьской культуры, которые отражают культурные связи и синхронность памятников рассматриваемых культур.

О культурной принадлежности археологических объектов в Ачинско-Мариинской лесостепи судить трудно, столь отличны комплексы материальной культуры памятников. Можно выделить третьяковский тип, который базируется на гребенчатой традиции и по орнаментальной композиции близок материалам крохалевской и кротовской культур, шестаковский тип и комплекс окуневской культуры, локализующийся в пределах Назаровской котловины (Тамбарское водохранилище, Кадат VI, Синючиха). Очевидно, в этой географической зоне лесостепи осуществлялись контакты самусьского и окуневского населения.

3. На юго-востоке Западной Сибири особенно актуальна проблема культурной принадлежности памятников, содержащих керамику андроноидного облика. В сибирской археологической науке сложилась ситуация, когда на близких материалах выделены две культуры — еловская и корчажкинская, а для Новосибирского Приобья на однотипных указанным культурам источниках выделен быстровский этап ирменской культуры (А.В. Матвеев). При любом логическом построении научного изучения источников, на различных уровнях археологических дефиниций неизбежны издержки негативного характера. С накоплением качественно новой источниковой базы возникает необходимость возвращения к анализу предшествующих конкретных материалов, не отвергая накопленный позитивный опыт. Подобное состояние сложилось по отношению к материалам и характеристике еловской культуры. Памятники Томского Приобья содержат материалы, несущие синкретические черты, где в качестве второго компонента выступают андроновские или ирменские орнаментальные сюжеты. Вряд ли эти памятники могут быть эталонными, определяющими облик культуры. Характеристика керамических комплексов поселений быстровского этапа идентична корчажкинским. В тоже время посуда погребений ничем не отличается от посуды еловских погребений. Проблема могла быть решена тезисом о контактной зоне двух культур в Новосибирском Приобье. Но обращает на себя внимание, что идентичная по размерам, за редким исключением, по форме, приуроченности орнаментального

В этот день:

Дни смерти
1994 Умер Игорь Николаевич Хлопин — отечественный археолог, доктор исторических наук, специалист по археологии Туркменистана.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014