А.Н. Бернштам — Древняя Фергана

К содержанию 21-го выпуска Кратких сообщений ИИМК

1. Экспедиция 1946 г. имела целью подвести итоги многолетним археологическим работам по Семиречью и найти пути историко-культурных взаимоотношений Семиречья с западными и юго-западными областями Средней Азии, прежде всего с Ферганой. Этим объясняется длина маршрута 1946 г., достигшего 3500 км и охватившего всю Восточную Фергану и сопредельные районы — от Кетменьтюбинской котловины на севере до Восточного Памира на юге.

2. Сочетая широкую рекогносцировку с вскрытием наиболее неясных по своим внешним данным памятников, экспедиция установила основные зоны распространения ведущих культур обследованного района.

[adsense]

3. В предгорных районах Ферганы, особенно южной (Ош), четко выявилось сосуществование оседло-земледельческой культуры типа позднего Анау (III) и карасукской культуры пастушеских племен эпохи бронзы, основные центры которых и были расположены в горных долинах (Чакмак). Это существование двух вариантов культуры эпохи бронзы составляет типичную черту последующего историко-культурного процесса, а выявившиеся черты керамики (монохромность и преобладание росписи над резьбой) составляют основу ее стиля дальнейших эпох.

4. На юге Ферганы и в Северном Припамирье (Алай, Чон-Алай, Мургаб на Памире, Хайдаркан) явно выступила сако-усуньская культура, в своих характерных чертах представляющая продолжение синхронных культур Семиречья и Тянь-Шаня, имеющая, однако, провинциальные особенности. В силе оставалось ранее высказанное утверждение, что «царские» племена саков и усуней были расположены в Чу-Илийском междуречье. Этническая общность кочевых племен Ферганы и Семиречья выступила не только в инвентаре (керамика) и типе наскальных изображений (козел и архар как эмблемы солярного культа), но и в тотемах (як-кутас), общих для Иссык-Куля, Нарына (Центральный Тянь-Шань) и Южной Ферганы (Багашин, долина Соха).

5. Кочевые племена Южной Ферганы прослеживаются вплоть до Мургаба на Восточном Памире. Их местным центром являлся Чон-Алай (курганы Кийкеташ), который мы отождествляем с китайским топонимом Юйту, резиденцией племен уш, входивших в обширную конфедерацию сако-усуньских племен хюсюнь, гюньдау и кочевых племен Кашмира. Китайские историки справедливо причисляли их к единому этногенетическому кругу. Этот круг племен мы связываем с саками-амюргиями Геродота, юго-западная ветвь которых известна в ахеменидской клинописи под именем Сака-Хаумаварга.

6. Усуньская культура имеет более широкое распространение, чем сакская, хотя в основном идет по тем же путям. Типичные черты усуньской культуры прослеживаются и в оседло-земледельческих поселениях синхронной ей даваньской культуры III—I вв. до н. э.

7. Даваньская культура III—I вв. до н. э. периода распада первобытнообщинных отношений характеризуется отдельными сферическими тепе и круглодонной монохромной керамикой, покрытой желтым или красным ангобом. Это культура населения, соединяющего земледелие со скотоводством. В ней зарождаются первые центры «городского» типа — укрепленные поселения «чэны» (Ючен, Эршичэн), из которых Эршичэн становится первым политическим центром Ферганы. Даваньская культура и составляет базу для формирования ранней кушанской культуры, являющейся выражением складывающихся новых общественных отношений патриархально-рабовладельческого типа.

8. Ранняя кушанская культура (I в. до н. э. до III в. н. э.) типична своими римскими чертами в керамике (позднеэллинистический черный лак, terra sigilata и прочерченный криволинейный орнамент), тепе «башенного» типа, широким развитием горнодобывающего промысла (Хайдаркан). Она территориально распространялась в горные долины окружающих Фергану хребтов (Ферганского, Алайского, Туркестанского Предгорья, Чаткальского и др.). С первым кушанским этапом связаны наскальные изображения лошадей у древнедаваньского центра Эрши (Мархамат-Аранан); с утверждением Кушансксй династии, очевидно в I в. н. э., центр переносится в Гуйшань (Кассан), в Северную Фергану. Сравнительный материал показывает относительно высокий уровень культуры Ферганы этого времени.

9. Кушанская культура в Фергане, начиная с IV в. н. э., скрещивается с культурами Семиречья (через Талас-Чаткал) и Тянь-Шаня (с древней и самобытной культурой Кетмень-Тюбе). Наряду с типом расселения в укрепленных домах формируются типично городские центры (типа упомянутого Кассана). Наблюдается ухудшение техники в выделке домашнего инвентаря — например керамики; исчезновение «римских» типов знаменует временную изоляцию Ферганы. Тюркское завоевание середины VII в. заканчивает этот период в истории Ферганы. В это время происходит дальнейшее углубление кушан в горы (Ку-Кяльда) и проникновение тюрок через Фергану в Тохаристан.

10. В период VII—VIII вв. Фергана находится в сфере активной военно-политической борьбы тюрок Семиречья и китайских наместников Восточного Туркестана, осложненной в начале VIII в. завоеванием арабов и частичным вмешательством Тибета. Этот период ознаменовался появлением нового типа расселения от домов patera familia к городам и замкам в центре сельских поселений. Складываются феодальные области и округа: Несайская (юг Ферганы), Миян-и-Рудан (восток), Вагизийская (север Ферганы), Хайлама (Кетмень-Тюбе). Часть городов возникает на месте древних поселений (Эрши-Давани и Урешт мусульманских авторов, племена Уш дают название городу Ош, древний город Ю — средневековый Узген). Сохраняет свой самобытный облик Кетмень-Тюбе-Хайлама. На севере, наряду с тюркским влиянием, идущим из «столичной» долины Таласа, явно выступают согдийские элементы в культуре. Ремесленный характер городских центров подчеркивается стандартизацией форм сосудов с применением ранней поташной поливы голубого цвета (иногда зеленоватого оттенка).

11. Победа арабов не устраняет тюркского влияния в области культуры, но ликвидирует окончательно остатки кушанской династии. Политический центр перемещается, очевидно, с VIII в. (конца) или в начале IX в. в гор. Сигянь (Ахсы), подобно тому как в XI—XII вв. политическим центром при караханидах становится Узген, последний политический центр Восточной Ферганы. Можно предполагать, что только после Тимура центры Ферганы переходят на запад (Коканд). Еще при джагатаидах восточно-ферганские области сохраняют важное военно-политическое значение, поскольку джагатаиды опираются или находятся под влиянием мощных военных сил кочевого Семиречья (мавзолей Шахфазиль).

12. Экспедиция 1946 г. подвела итоги рекогносцировочного обследования Восточной Ферганы, ведущей части Ферганы в древности и средние, века, выяснив пути культурно-исторических связей Ферганы с Тянь-Шанем и Семиречьем. Вместе с тем она выдвинула первоочередные задачи стационарного исследования обследованных районов. К первоочередным задачам следует отнести:

а) исследование сако-суньской культуры в Алае и на Памире (раскопки курганов);
б) раскопки в двух древнейших центрах Ферганы — древнем городе Эрши-Урешт (Мархаматское городище) и Кассан (Гуйшань, Гесай) на севере Ферганы (Муг-Кала), содержащих материал для познания форм проявления среднеазиатской античности от ее возникновения до крушения.

[adsense]

Наряду с этим сохраняет свое значение и углубленная разведка с частичным вскрытием ведущих объектов:

а) в пещерах Арсланбоба (палеолит);
б) проведение маршрута из Алая по Кызылсу-Сурхобу до Гарма;
в) на Памире до районов земледельческой культуры в Вахане, Шугнане, Рошане и Дарвазе.

Два последних маршрута создадут возможность оконтурить зоны преобладающего значения кочевников над земледельцами, взаимоотношение которых в условиях Средней Азии составляет одну из важнейших проблем.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014