К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе
Евразийское пространство России и соседних стран было территорией формирования многих крупных средневековых этносов и этнических групп со своими антропологическими, языковыми особенностями, своей культурой, а многие и с письменностью, своей спецификой хозяйства и укладом жизни. Среди них наиболее крупные — тюрки, финно-угры, славяне, тунгусо-маньчжуры, венгры, печенеги и половцы, монголы. В большинстве своем они переживали период образования государственности, сопровождавшийся военными столкновениями, захватами земель, оформлением власти. Потомки этих средневековых народов и сейчас живут на территории России. Здесь археология как бы смыкается с современностью. В этом заключается одна из особенностей средневековой археологии. Другая особенность состоит в том, что археология одних народов, например восточных славян, тюрок, изучается углубленно и на основе комплекса археологических материалов, чего нельзя сказать о народах, процесс археологического изучения которых развертывается только сейчас. В некоторых случаях, в силу специфики условий жизни, например кочевников-венгров, половцев, печенегов, памятники археологии трудно выделяются из общей массы средневековых древностей.
В середине I тысячелетия н. э. у расселившихся по огромной территории Южной Сибири и Центральной Азии скотоводческих племен складываются феодальные отношения. Раньше всего этот процесс обозначился у тюрок Южной Сибири. Несколько иной характер носили отношения, сложившиеся у народов Дальнего Востока. Несмотря на даличие разнообразных письменных источников, основными для этого периода являются данные археологии.
Тюрки Южной Сибири и Средней Азии
В середине VI в. тюркские племена распространили свою власть от Монголии на востоке до Памира на западе. Важную роль в военно-политическом объединении, которое получило название Тюркский каганат, играли древнетюркские племена Алтая и Тувы.
Имущественное и социальное неравенство у тюркских племен вообще и алтайцев в частности связано с интенсивным развитием скотоводства, поливным и пашенным земледелием и, что особенно важно, широким применением железа. Древние алтайцы были искусными плавильщиками, железом и изделиями из него они снабжали многие соседние народы. Остатки железоплавильных печей обнаружены в Горном Алтае и других местах.
Власть, как указывают письменные источники, была сосредоточена в руках племенной знати кочевников-скотоводов. Знать владела огромными табунами скота, награбленным имуществом и имела в хозяйстве рабов. Во главе феодально-патриархального объединения стоял каган. Государство было непрочным объединением родственных племен.
История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна по материалам из раскопанных курганов, изваяниям и древнетюркским надписям, выбитым на камне. Основными археологическими источниками являются погребения. В большинстве своем это погребения воинов вместе с конем и сбруей. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири встречаются курганы из камней и земли, под которыми расположены четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде совсем небольших каменных выкладок. Люди погребены в вытянутом положении на спине. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека, вокруг — могилы погребенных с ним воинов или рабов. Бедность последних подчеркивает пышность и богатство центральной могилы. Погребения в больших курганах отличаются богатством инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. За перегородками обнаружены скелеты лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туяхте, на могильнике Кудыр-гэ и на р. Ур в Кузбассе, на могильниках Тувы (например, могильник Саглы). Встречаются и каменные изваяния мужчин-воинов с сосудом в руках и поясом, к которому прикреплен меч или кинжал. Около могилы также ставили каменные стелы.
С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована только в середине XIX в. академиком В.В. Радловым. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве, на Алтае, в Монголии.
Набор орудий труда скотоводов был невелик: однолезвийный железный нож и универсальный топор-тесло. Разнообразным было оружие. Употреблялись сложные луки, длинные железные мечи, железные черешковые трехперые наконечники стрел с костяными шариками — «свистунками». При полете такие стрелы издавали пронзительный свист. Они появились с начала I тысячелетия н. э. Стрелы хранили в берестяных колчанах. Воины носили панцири, шлемы, были вооружены копьями с железным наконечником, длинными однолезвийными мечами, саблями и кинжалами. Пояс древнетюркского воина украшали бронзовые, серебряные или золотые бляшки. К нему крепились железный нож, оселок и прибор для добывания огня.
Специальной отраслью ремесла было изготовление предметов конского снаряжения: стремян, удил с псалиями и сбруйных пряжек. В это время появляется седло с жесткой основой. Как принадлежность седла стали употребляться жестник, железные стремена. Самые ранние экземпляры имели форму неправильной восьмерки с большой нижней петлей для ноги и совсем маленькой верхней для ремня. Дужки некоторых из стремян красиво закручены винтом, украшены затейливым узором, выгравированным растительным орнаментом.
Алтайцы умели искусно обрабатывать цветные металлы, изготавливая наконечники ремней, украшения для седел и конской сбруи, посуду из золота и серебра. Несмотря на высокий уровень развития, ремесло не являлось основным занятием. Ведущим в хозяйстве алтайских племен было кочевое скотоводство. Оно наложило отпечаток на все стороны жизни племен и их культуру.
В VI—VII вв. среди тюркских племен на Енисее выделяются древние хакасы (кыргызы). В 840 г. они стали играть главенствующую политическую роль в Южной Сибири. В государстве енисейских кыргызов развивалось хозяйство на базе плужного земледелия и скотоводства. К концу I тысячелетия окончательно сложился физический тип местного населения — ближайших предков современных хакасов. Памятники кыргызов IX—XI вв. известны в Туве, Горном Алтае. На востоке власть кыргызов простиралась до Прибайкалья.
Культура древних кыргызов изучена по могильникам, поселениям и памятникам древнетюркской орхоно-енисейской письменности. В погребальном обряде, конструкции могил, орудиях труда и предметах быта прослеживается связь с предшествующей таштыкской культурой. Знатных кыргызов хоронили под насыпями больших курганов, так называемых чаатасов (камень войны). Четырехугольные по форме курганы обставляли вертикально врытыми в землю каменными плитами. В таких курганах обнаружены кучки пепла и пережженных костей, керамические сосуды и личные вещи. Рядом с огромными сооружениями находятся насыпи средних размеров и совсем небольшие диаметром 3—5 м, в которых совершены погребения по обряду трупоположения без вещей. Кладбища Копенского и Уйбатского чаатасов в Хакасии свидетельствуют о социальном расслоении общества. Большие курганы возводились над людьми, занимавшими при жизни высокое общественное положение, под небольшими курганами покоились рядовые члены общества. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости баранов встречаются во многих древнехакасских погребениях, а в некоторых богатых склепах находились искусно вырезанные деревянные фигурки животных, обложенные золотой фольгой. Скот был мерилом богатства родовой знати; надгробные эпитафии восхваляют заслуги и богатство умерших. В одной такой надписи говорится: «Умерший разлучился со своими 6000 коней».
Тайники с драгоценной посудой обнаружены в Копенском чаатасе: в одном тайнике на серебряном блюде стояли четыре золотых сосуда, в другом найдено сильно помятое золотое блюдо, золотые украшения пояса и конской сбруи. На дне одного из сосудов процарапана древнетюркская надпись: «Бекское серебро мы дали», а на изящном, украшенном орнаментом кувшинчике написано: «Золотое… дар Арча». Эти надписи раскрывают данническое положение народа, а может быть, и нескольких народов. Найденные предметы представляют большую художественную ценность. Среди них не только драгоценная посуда, но и бронзовые рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и стреляющих из луков. Фигурки крепились спереди на луке седла. На них хорошо просматриваются элементы одежды: всадники одеты в кафтаны, перетянутые поясом, на ногах у них мягкие сапоги без каблуков. Не менее интересны древнехакасские изображения на скалах — писаницы. На них в скупой манере, путем прочерчивания, представлены сцены охоты, военные битвы, запряженные в повозки верблюды.
Поселения того времени обычно небольшие. Такое поселение исследовано около с. Малые Копены в Хакасии. Люди жили в жилищах, похожих на круглые юрты. В хозяйстве большую роль играл домашний скот.
Однако население занималось и земледелием. В частности, на поселении были найдены жернова от ручной вращающейся мельницы, сошники, плужные лемехи и серпы. Для орошения широко использовались каналы, отводившие воду на засушливые степные земли.
У древних хакасов качественно новое развитие получило ремесло. В основе его лежала добыча и обработка железа, изготовление из него орудий труда и оружия. Известны широколопастные железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные наконечники копий, а также серпы, сошники, конские удила, стремена.
Гончарные мастера наряду с простой кухонной посудой делали высокие, необычайно прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы. Их поверхность украшали штампованным орнаментом.
В состав Хакасского государства входили племена Алтае-Саянского нагорья. Население не было однородным по своему происхождению и языку. На востоке владения государства доходили до Прибайкалья, на западе включали Алтай.
С XI в. государство утрачивает завоеванные земли и былое могущество. В это время складывается новая, аскызская культура, которая в своем развитии прошла два этапа: домонгольский — XI—XII вв. и поздний — XIII—XIV вв. Носители культуры, тюркоязычное в своей массе население, унаследовали от предшествовавшего времени письменность и многие элементы материальной культуры. Могильники этой поры — типичные погребения дружинников. Среди инвентаря предметы конской сбруи, военные доспехи, скобковидные кресала для высекания огня, пряжки различных форм, удила и псалии, так называемые крюковые удила с кольчатыми псалиями, бесплечиковые тесла, четырехлепестковые бляхи с прорезями. Ранние курганы аскызской культуры расположены на той же территории, что и памятники древнехакасского государства: Хакасско-Минусинский и Красноярско-Канский районы, Тува, Алтай.
На огромной территории лесов Западной Сибири в I тысячелетии до н. э. сложились следующие археологические культуры: в Нижнем Приобье — усть-полуйская, в таежном Прииртышье — потчевашская, а в Среднем Приобье — релкинская.
Представители усть-полуйской культуры занимали территорию от побережья Ледовитого океана до устья Иртыша. Основными памятниками культуры являются поселения. Они располагались на высоких береговых террасах, укреплялись валом и рвом. Культура получила название по наиболее характерному поселению в Усть-Полуе. В Салехарде и других местах открыты остатки полуземлянок и наземных построек в виде шалашей. Жители поселений вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте, о чем свидетельствуют остатки культурного слоя. Подавляющее большинство поделок сделано из рога оленя. Усть-полуйцы охотились с помощью сложного, лука, укрепленного пластинками из оленьего рога. Поразительно разнообразны по форме и назначению наконечники стрел: трехгранные и ромбические в сечении, с шипами-отростками и круглые, использовавшиеся при охоте на мелкого пушного зверя с тем, чтобы его оглушить, не испортив шкуры. Большинство наконечников сделано из кости и рога, но встречаются и бронзовые. На поселениях найдено много рыбьей чешуи, рыболовных крючков и костяных острог из трех зубцов.
Железные ножи служили основным инструментом для обработки дерева и кости. Из бронзы отливали наконечники стрел, кельты, украшения и культовые фигурки. Предметами вооружения усть-полуйской культуры являлись секиры, кинжалы и клевцы.
Богатое и самобытное искусство представлено графикой, скульптурой и орнаментом. Костяные предметы — рукоятки ножей, застежки, ложки — обычно украшают плоские и объемные резные изображения голов зверей и птиц. Устьполуйская культура впитала в себя элементы предшествовавших культур как лесной, так и степной зоны, как бы законсервировала их.
Релкинская культура получила название по могильнику Релка на Оби в Томской области. Культура изучена по многочисленным археологическим памятникам середины и второй половины I тысячелетия н. э. Могильник Релка состоял из курганов, под насыпями которых находилось по несколько могильных ям с погребениями. Встречаются грунтовые и наземные погребения, полное или частичное сожжение, захоронение черепов отдельно, вне могилы, под насыпями курганов. Очевидно, насыпи курганов сооружались постепенно, по мере захоронений. Наиболее массовым материалом является керамика. Сосуды украшены в верхней части орнаментальным узором, выполненным оттиском гребенки, вдавлениями, выпуклостями и другими приемами. Орнамент образуют зигзагообразный штамп, ромбы, стилизованные изображения водоплавающей птицы («уточка») и другие комбинации. Известны различные формы горшковидных сосудов, чаши, ковши.
В инвентаре довольно много орудий труда и бытовых вещей: железные черещковые ножи, топоры-тесла, каменные и керамические пряслица. Среди предметов вооружения многочисленные железные прямые массивные палаши — оружие ударного и рубящего действия, сабли, наконечники копий, черешковые и разные по форме пера наконечники стрел из кости и железа. Много элементов конской сбруи.
Художественную ценность представляют антропоморфные и зооморфные изображения. Простые фигуры, передающие образ человека или личины, образ птицы или животного (например, медведя, соболя, глухаря), и сложные бляшки, сочетающие в себе несколько образов, колоритны по сюжету и технике литья. Таковы, например, изображения ушастых сов с личинами на груди, встречавшиеся еще в предшествующих культурах — кулайской и усть-полуйской. На плоских литых металлических подвесках представлены сложные композиции, включающие образы человека, лося, хищника, змеи.
Хозяйство населения релкинской культуры было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой развивалось лесное скотоводство. Вероятно, основным домашним животным была лошадь. Лошадей клали в погребения вместе с умершими. Важное место в хозяйстве занимали различные ремесла: обработка шкур, дерева, кож и ткачество.
Кочевники Восточной Европы
В I тысячелетии н. э. в степях и лесостепях Восточной Европы развивался полукочевой и кочевой уклад жизни. Складывался так называемый кочевой феодализм с пережитками патриархальных родоплеменных отношений и примитивной организацией управления. На протяжении I тысячелетия н. э. степи Восточной Европы были ареной образования и распада союзов племен, непрочных государственных объединений, территорией исчезновения народов и формирования новых этносов. Несмотря на различия в происхождении, языке и культуре, эти народы роднила одна цель — войны, которые они постоянно вели и которые были источником накопления богатства и имущественного неравенства. В ходе исторического развития в степях постепенно происходил процесс перехода от полукочевого и кочевого образа жизни к оседлому, от кочевий к городам.
В степях Восточной Европы проживало смешанное полукочевое население — результат сарматского завоевания. Во II—III вв. это население объединяется в два больших племенных союза — готов и аланов.
Аланы подчинили себе многие народы к востоку от Дона. Они были скотоводами-кочевниками, кое-где по берегам рек занимались земледелием. Основными археологическими памятниками этого периода являются курганные могильники, которые свидетельствуют об обособлении племенной знати и имущественном неравенстве. Погребения знати устраивались по-особому. Под большими курганами открыты склепы-катакомбы. Выделяются погребения воинов с оружием, которое близко к сарматскому: длинные двусторонние и односторонние железные мечи, железные трехлопастные наконечники стрел и предметы конской сбруи. В склепах богатых аланов много привозной посуды, особенно стеклянной, украшений из золота. Ювелирные предметы сделаны грубо, чувствуется упадок художественных традиций античного мира. Большинство аланских погребений не содержит никаких вещей.
Часть аланов, перемешавшись с гуннами, ушла в конце IV в. в Западную Европу, в пределы Римской империи. Их погребения известны даже в Испании. Другие аланские племена остались в Предкавказье. Здесь аланы жили оседло, занимались земледелием и отгонным скотоводством. Свои поселения они обносили земляным валом, на котором возводили каменные стены. Поселки состояли из жилищ, основой которых служил обмазанный глиной плетень. Найдены и каменные жилые постройки. Внутри таких домов обнаружены остатки очагов, рядом располагались большие хозяйственные ямы-хранилища. Уже с V в. аланы знали плужное земледелие. В поселках развивались ремесла: аланы делали великолепную лощеную посуду, предметы из металла, кожи, ювелирные изделия, а также оружие, среди которого выделяются железные боевые топоры.
К западу от аланов существовал союз племен во главе с готами, известный также как «царство Германариха». В состав союза входили готы, кочевые сарматы и оседлые земледельцы степей. Границы объединения простирались от среднего течения Днепра до берегов Черного моря и от Нижнего Дуная до Дона (почти вся территория современной Украины). Археологические памятники готов пока трудно выделить из массы других памятников, известных на этой территории. С готами более или менее определенно связывают небольшие, выложенные каменными плитами могилы (каменные ящики). В них найдены сосуды с останками трупосожжений. Такие памятники встречаются на Киевщине и на Волыни. Однако больше всего их в Скандинавии и в Дании, откуда пришли готы и где они жили до I в. н. э.
Культура готов и их соседей аланов II—IV вв. несет отпечаток римской цивилизации. В археологических материалах этого времени много римских монет, сосудов, стекла римского производства, различных ювелирных поделок. Очевидно, здесь шили одежду из римских тканей и знали мыло, которое было изобретено римлянами. Римское культурное влияние шло через причерноморские города и римские провинции, образовавшиеся на Дунае.
Масштабы изменений в IV в. и их последствия связаны с вторжением в степи Восточной Европы гуннов. С культурой и историей этого народа, известного под названием хунну, мы уже знакомились, рассматривая памятники раннего железного века в Забайкалье. Из Приаралья, тесня аланов, гунны начали движение на запад. Захватив Придонские степи и Приазовье, гунны вторглись на Крымский полуостров и разгромили города Боспорского государства. Под их напором распался племенной союз готов. Многие племена готов поддержали гуннов и объединились под их властью. В IV—V вв. гунны были силой, наводившей страх на весь цивилизованный мир.
Завоевывая обширные пространства, сталкиваясь с массой различных народов, гунны постепенно растворялись в их среде. Показателем этого процесса является то, что их памятники в Европе очень трудно выделить из общей массы археологических материалов середины I тысячелетия н. э.
Собственно гуннских памятников известно очень мало: несколько погребений и кладов, бронзовые котлы восточного типа с фигурными ручками, деревянные седла и железные стремена, покрытые золотом деревянные и медные украшения. Гуннские погребения известны в Южном Приуралье, на Волге и в Курской области. В погребении гуннского вождя на р. Суджа в Курской области — за ним закрепилось название «судженский клад» — рядом с умершим лежали золотые и серебряные вещи. Среди них выделяется серебряный византийский сосуд в форме амфоры с изображением девяти муз.
Гунны создали военную державу, мощь которой всецело зависела от грабительских набегов. Ее расцвет связан с именем талантливого полководца древности Аттилы. После его смерти в 453 г. начался распад этого военно-политического объединения.
В середине VI в. в южнорусских степях сложился союз кочевых племен во главе с аварами. В это же время в Приазовье кочевали болгарские племена. В 635 г. они также образовали сильный союз племен во главе с Кубратом. В VII в. под контролем этого союза находились земли Прикубанья, нижнего течения Дона, Северного и Восточного Приазовья. Под покровительством болгар возродились к жизни многие города, а древняя Фанагория, вероятно, стала столицей Болгарского государства — так называемой Великой Болгарии. Город отстроили: на месте развалин возвели новые дома из камня, улицы вымостили щебенкой, обломками античной керамики. Археологами открыты остатки сезонных кочевий болгар на берегах рек и морском побережье. Основной инвентарь стоянок — обломки керамики VII—VIII вв.
Однако это государство просуществовало недолго. Удар болгарам нанесли с востока хазары, обитавшие на Северном Кавказе. Часть болгар двинулась на запад, прошла все Северное Причерноморье и остановилась на границах Византийской империи, в дельте Дуная. Подчинив живших там славян, болгары создали новое государство — Дунайскую Болгарию. Кочевники-болгары перешли к оседлому образу жизни, восприняли язык славян, их веру и быт. Войдя, как составная часть, в один из современных славянских народов, болгары дали ему название. Одновременно началось переселение части древних болгар и алан на северо-восток, на Среднюю Волгу и в низовья Камы. Здесь также наблюдается переход к оседлости, развитие земледелия и ремесла. Создается еще одно тюркское государство — Волжская Болгария. Болгары, оставшиеся в придонских степях, вошли в середине VII в. в состав огромной державы — Хазарского каганата, который представлял собой федерацию различных племен Восточной Европы. Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Кавказа. Их власть постепенно распространилась на Приазовье, а потом на Северное Причерноморье и в степной Крым, а на востоке — в междуречье Дона и Волги.
Основу хозяйства в каганате долгое время составляло кочевое сезонное скотоводство. Вдоль рек, на местах кочевий, на зимних стоянках возникали постоянные поселения. Они укреплялись мощными рвами, глинобитными и каменными стенами. В долине р. Сулак у с. Чир-Юрт в Дагестане исследовано городище площадью около 16 тыс. кв. м. Возможно, это и есть древняя столица Хазарии, известная под названием Беленджер. Обнаружены другие крупные города хазар — Семендер и Варачан. Рядом с городищем Чир-Юрт открыт растянувшийся на несколько километров курганный могильник. Встречаются и бескурганные катакомбные и ямные могилы, которые относят к VII — началу IX в. Три типа погребений принадлежат, видимо, трем этническим группам: катакомбы — аланам, ямные погребения — болгарам, а подкурганные катакомбы — хазарам. Вещи, найденные в катакомбах, свидетельствуют о богатстве погребенных.
Остатки города хазарского времени обнаружены на западной окраине Махачкалы. Жилищами в городах служили палатки и строения из дерева. Города, видимо, окружали виноградники и сады. Палеоботанические исследования подтвердили существование земледелия. Города-крепости известны на Тереке, в горных долинах Северного Кавказа. Древние поселения обнаружены и на равнинной территории.
От эпохи Хазарского каганата осталась и самобытная салтово-маяцкая культура, созданная различными племенами, входившими в состав этого государства. Границы этой культуры точно еще не определены, она как бы «расплывается» по степным и даже лесостепным просторам Восточной Европы и делится на несколько локальных вариантов. Судя по надписям на камнях того времени, был распространен тюркский язык. Волга была, очевидно, естественной восточной границей этой культуры. Памятники ее разнообразны. Одних только поселений обнаружено около двухсот. Известно много кочевий, сезонных стойбищ. Памятники салтово-маяцкой культуры свидетельствуют о процессе «оседания» кочевников и образования земледельческих и ремесленных поселений. К периоду расцвета культуры относятся поселения с земляными и каменными укреплениями, городища, развалины цитаделей. Они располагались на высоких мысах, по берегам больших рек. Такой характер носили, например, Салтовское, Архангельское, Дмитровское и другие городища. Салтовское городище имело несколько укрепленных сооружений, в комплексе очень похожих на средневековый замок. Особый интерес представляет Цимлянское правобережное городище, поскольку оно раскопано почти целиком и дает достаточно полное представление о жизни средневекового замка. Оно находилось на высоком мысе, соединенном с берегом узким перешейком. Через перешеек был прорыт ров. По краям мыса хорошо сохранились остатки мощных белокаменных стен и башен. Раскопки показали, что восточная и южная части замка были заняты жилищами-юртами и различными хозяйственными постройками. В восточной, наиболее просторной и укрепленной части, находилось жилище феодала — обычная юрта, отличавшаяся от соседних только размерами и планировкой.
В это время возникают настоящие города, выросшие из крепостей. Большую известность приобрели Саркел, Итиль и Семендер. Саркел возник в начале IX в. Город размещался на левом берегу Дона. Открыто более половины крепости в форме четырехугольника, обнесенной кирпичными стенами с многочисленными башнями. Крепость окружал глубокий ров и земляной вал. Город был густо заселен, в нем насчитывалось не менее 100—120 жилищ. Раскопки показали, что население Саркела было очень пестрым. Судя по керамике и типам жилищ, его представляли алано-болгарское население, славяне и тюрки. Каждая из этих этнических групп занимала в черте города свою территорию.
Многочисленные привозные вещи — художественные поделки, поливная керамика и, наконец, монеты — свидетельствуют об оживленных торговых связях Саркела с Византией, Крымом, Закавказьем и Средней Азией. В городе жили ремесленники: гончары, литейщики, кузнецы и оружейники.
Таким же был, вероятно, и другой город Хазарии, зимовище кагана, его столица Итиль. Попытки найти развалины этого города, который по сведениям письменных источников находился где-то в дельте Волги, не увенчались успехом. Не исключено, что его остатки были затоплены в результате изменения русла реки. Известно только, что Итиль состоял из двух частей: кирпичного дворца — замка на острове — и собственно города, соединенного с замком мостом. I
Для погребений салтово-маяцкой культуры VIII—IX вв. характерны три способа захоронения: трупоположение в катакомбах, трупоположение в ямах и трупосожжение. Самым большим могильником является Салтовский. Основу погребального сооружения составляли катакомбы — специальные сооружения, вырытые в твердом грунте на склонах холмов. Каждая катакомба состояла из двух частей: коридорного входа и погребальной камеры. Чем богаче погребение, тем длиннее коридор (дромос). Погребения Салтовского могильника весьма разнообразны. Богатых воинов снабжали всем необходимым для загробной жизни, в том числе и «посмертной женой» — наложницей или рабыней. Во всех мужских погребениях найдено оружие: сабли, стрелы, топоры. Почти каждый мужчина имел пояс, украшенный бляшками. На руках у многих мужчин были браслеты, а в ушах серьги. Чем богаче набор вещей у захороненного мужчины, тем богаче он и у погребенной с ним женщины. На поясе у каждой женщины был нож, а у ног или головы лежали ножницы. Мотыги и сосуды клали как с мужчинами, так и с женщинами.
Обряд погребения при ямных захоронениях, т. е. устроенных в небольших ямах, прост и однообразен, а набор вещей очень скромен: один-два сосуда и кости животных, оставшиеся от жертвоприношений. Оружия в таких могилах нет.
Могильники салтово-маяцкой культуры свидетельствуют о сложном составе населения. Катакомбные могильники располагались в районах, заселенных в основном аланскими племенами, ямные — соответствуют расселению болгар, а в могильниках с трупосожжением погребены люди, близкие к кагану.
Археологический инвентарь делится на две группы: орудия для возделывания почвы и для уборки урожая. Для обработки земли предназначались лемехи, детали плугов и тяжелые мотыги. Они своеобразны и имеют форму диска с втулкой для насаживания на деревянную ручку. Убирали урожай с помощью серпов и кос. Наличие постоянных поселений и сельскохозяйственных орудий труда подтверждают факт оседлости значительной части населения Хазарии.
Салтово-маяцкая посуда отличается богатством форм, орнаментов и технических приемов изготовления, сложившихся в результате взаимодействия кочевых и полукочевых традиций. Сосуды делались лепным способом и на гончарном круге. Это горшки, котлы, которыми пользовались кочевники для варки пищи, кувшины, кружки, низкие узкогорлые кубышки, огромные, с выпуклыми боками корчаги, имевшие по бокам две ручки. Довольно много бытовых предметов из железа: кованые котлы, обломки цепей, железные путы для лошадей, ножи, рыболовные крючки и ножницы для стрижки овец с пружинистой дужкой — точно такими же пользуются для стрижки овец ручным способом и сейчас.
Для кочевников-всадников, составлявших феодальное ополчение, оружие и конь служили основными «средствами производства». Конный воин был защищен железным шлемом, кольчугой. Наступательным оружием были сабля, топор, лук и стрелы с железными наконечниками. Особенностью этой эпохи является распространение слабо изогнутых сабель. Клинки их почти прямые, как у мечей. Принадлежностью каждого воина был пояс, украшенный художественными бляшками, количество которых зависело от общественного положения воина, его знатности. Бляшки различались по форме и орнаментации. В большинстве случаев их украшал растительный или геометрический узор, изображения людей и зверей. К поясу крепились различные подвески, колчан, сабля, кинжал, мешочек для трута и прочие приспособления. В это время уже существовало деление хазарского общества на два класса. Один класс составляли земледельцы, ремесленники и беднейшие кочевники. Очевидно, они были лишены права становиться воинами-всадниками. Всадники составляли другой, привилегированный класс. Они имели право носить боевой пояс и составляли феодальную аристократию.
В VII в. на территории Хазарии частично распространилось христианство, но в начале IX в. в каганате было официально принято иудейство. Однако новая религия не только не объединила, а, наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, каким был Хазарский каганат. Началась междоусобная борьба. В этих условиях на территорию каганата вторглись кочевнические орды венгров и печенегов.
Венгры пришли, вероятно, из степей Южного Приуралья, откуда их теснили печенеги. Археологические памятники венгров прослежены плохо. Отдельные памятники, которые можно связать с ранними венграми, известны в Нижнем Прикамье, Приуралье и Поволжье. Наиболее полно изучен Большетиганский могильник.
Печенеги нанесли удар по Хазарскому каганату с востока. Первоначально они кочевали в северо-западных районах Средней Азии. Захватив заволжские степи и обитавшие там племена, печенеги образовали новый союз. Здесь они столкнулись с народами Хазарского каганата и двинулись на запад. Известны печенеги, кочевавшие в междуречье Дона и Донца, и печенеги, расселившиеся на берегах Азовского моря и Нижнего Подонья. Очевидно, это два племенных союза печенегов. Они вытеснили хазар из Крыма и вели упорную борьбу за расширение своей территории. От нашествия печенегов пострадали многие провинции Хазарии. Погибли Фанагория и приморские поселения на Боспоре, болгаро-хазарские поселения в Крыму.
Годы завоевания печенегами южнорусских степей плохо отражены в археологических источниках. Известно только то, что оседлые печенеги жили в наземных каркасных жилищах, в которых располагались очаги, сложенные из четырех поставленных на ребро кирпичей. Основными предметами вооружения были копье, сабля, лук и стрелы. В 965 г. киевский князь Святослав разбил хазар и захватил некоторые их города, в том числе Итиль и Саркел. Последний в дальнейшем известен как славянский город Белая Вежа.
В XI в. в южнорусские степи вторглись полчища кимаков и кипчаков. Они жили в Прииртышье, Новосибирском Приобье, на северных и западных склонах Алтая и, видимо, входили в состав тюркских объединений Южной Сибири. Причины их передвижения на запад остаются неясными.
С середины XI в. и вплоть до начала XIII в. основной силой в степях были половцы. Особенно усилился половецкий племенной союз в XII в. при хане Кончаке, политическая деятельность которого была направлена на создание из половецких орд единого государства с наследственной властью. Однако государство половцев не имело ни аппарата управления, ни налоговой системы, ни специального войска. Весь вооруженный народ и был войском. Источниками доходов половцев были скотоводство, частично земледелие, грабежи соседних государств, откупы и торговые пошлины с проходивших караванов.
Таким образом, в социально-экономическом отношении половцы уступали как Русскому государству, так и завоеванным ими народам. Поэтому археологические памятники половцев выделить довольно трудно, так как на их материальную культуру оказали влияние покоренные народы. Известны половецкие глиняные сосуды, оружие, «зеркала». Половецкая глиняная посуда примитивна и груба, горшки вылеплены вручную. Половцы широко пользовались привозной посудой, в частности русского производства. Необходимо отметить ремесло камнетесов, занимавшихся изготовлением каменных статуй — характернейшего атрибута половецкой культуры. Статуи изображают умерших воинов, богатых женщин и условно передают обобщенный образ половца с типичным овалом лица, традиционно сложенными на животе руками или с сосудом в руках. Только немногие каменные статуи отличаются реалистичностью и имеют портретное сходство с конкретными людьми. Статуи помещались на могилах воинов, на высоких скифских курганах, перекрестках дорог. Им поклонялись и приносили жертвы. Обычай ставить статуи и поклоняться им связан с представлением о загробной жизни как продолжении земного существования. В дальнейшем половецкое государство наследников хана Кончака рухнуло, не выдержав первых же ударов татаро-монголов.
Народы русского Дальнего Востока в I тысячелетии н. э.
В первой половине I тысячелетия н. э. на территории южной части Дальнего Востока обитали различные, в основном тунгусо-маньчжурские племена, среди которых наиболее значительными были илоу и мохэ. Археологические исследования показали, что поселения мохэ строили на склонах гор, по берегам рек и озер. Они занимали обширные земли от р. Шилка до Тихого океана, жили в полуземлянках. Распространение железа у мохэ сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню лесных пространств. Уже в V в. летописи характеризуют их как хороших земледельцев, которые пашут землю парой лошадей, сеют просо, пшеницу, рис. В мохэское время земледельческое хозяйство приобрело качественно новую основу — в сельском хозяйстве применяются тягловая сила животных и железный плуг или соха.
В IV—VIII вв. на Дальнем Востоке складывается единая на всей территории мохэская культура. В настоящее время открыты десятки поселений этого времени. Среди них поселения в пади Степаниха (на Амуре около Благовещенска), у Осинового озера и Михайловское городище, расположенное на высоком мысу и обнесенное валом и рвом. На его территории было более 300 жилищ прямоугольной формы с полом, обмазанным красной глиной. В центре такого помещения располагался очаг. Площадь жилищ около 25 кв. м. В некоторых из них сохранились остатки угловых столбов и плахи от стен.
Крупные мохэские могильники исследованы у пос. Найдфельд Еврейской автономной области, на р. Кочковатка и в других местах. Уникальным памятником является огромный могильник у с. Троицкое в Амурской области. Обнаружены погребения в прямоугольных или закругленных ямах, обложенных и покрытых сверху деревянными плахами. Рядом с покойником в большинстве случаев клали специально произведенные для этого вещи.
У мохэских племен сложилось многоотраслевое хозяйство, которое не только давало им все необходимое для жизни, но и способствовало возникновению обмена. Основной археологический материал мохэской культуры — керамика. Сосуды изготовлялись вручную, они разнообразны по форме: вазообразные с высоким туловом, четко выраженной высокой шейкой и отогнутым наружу венчиком, горшковидные с круто отогнутым венчиком и маленькие керамические чашечки, похожие на пиалы.
Из орудий труда применялись железные кельты, костяные мотыги, каменные тесла, черешковые железные ножи. В погребениях часто встречается оружие. Это слабо изогнутые железные сабли, появившиеся в VII—VIII вв., узколезвийные мечи, втульчатые железные наконечники копий нескольких типов. Наиболее распространенным видом оружия был лук со стрелами. Лук был сложным, наконечники стрел изготавливались преимущественно из железа, реже из кости. Известны железные трехлопастные и плоские наконечники стрел нескольких разновидностей. Воин был защищен в бою пластинчато-наборным панцирем из металлических и костяных латных пластинок.
Уже в VI в. мохэ представляли значительную политическую и военную силу, с которой вынуждены были считаться соседние народы. Мохэ поддерживали тесные связи с тюрками Южной Сибири и другими племенами. Предметы вооружения и украшения мохэ, атрибуты их пояса были широко распространены в это время. Мохэ положили начало классовому обществу на Дальнем Востоке и являются предками целой группы этнически родственных народов тунгусо-маньчжурской группы. Как закономерный итог исторического развития древних тунгусо-маньчжурских племен в конце VII в. возникает государство Бохай. Первоначально государство занимало небольшую площадь. В
VIII—IX вв. Бохай значительно расширил свои границы.
Представление о характере бохайских городских поселений дают памятники в долине р. Раздольной, где сохранились развалины городов, крепостей и храмов, остатки благоустроенных дорог и пышные могильники знати, близ которых находятся монументальные статуи людей и животных. Хорошо изучены остатки двух буддийских храмов по течению р. Чапигоу, Краснинское городище у оз. Хасан и городище у пос. Тетюха. Величественный вид имел Абрикосовый храм. Его окружал небольшой дворик, обнесенный каменной четырехугольной оградой. Сам храм возвышался на квадратной платформе. Перед его центральной частью были выложены каменные ступеньки, внутри находились колонны. Стены храма покоились на каменном основании, но имели деревянную основу, к которой прикреплялись снопики тростника и обмазывались толстым слоем глины. Поверх глиняной обмазки наносился слой штукатурки. Снаружи стены покрывала цветная роспись. Храм венчала черепичная двухъярусная крыша.
Ценным памятником бохайской культуры является открытая в Змеиной горе пещера с тремя высеченными изображениями людей. Одно из них представляет собой мастерски исполненную женскую головку, так называемая спящая красавица.
Простое население проживало в полуземлянках, обогреваемых каном. Археологические предметы свидетельствуют о развитии земледелия и ремесел: обнаружены сошники и серпы, каменная ступа и следы кузнечного производства — долота, железные шлаки, молотки. В больших количествах ремесленники изготавливали керамическую посуду и черепицы: плоскими покрывали крышу, полукруглыми и круглыми отделывали карнизы. Здесь встречаются сосуды двух типов: глазурованные и неглазурованные, которые имеют очень тонкие и твердые стенки и окрашены в черный цвет. По форме это горшки, кувшины, чаши и высокие кубки. Все они изготовлены на гончарном круге.
Цветущее государство Бохай было уничтожено в XI в. чжурчженями — преемниками традиций населения Приамурья, Приморья и соседней Маньчжурии. Они принадлежали к тунгусо-маньчжурским племенам, их считают потомками одного из древних мохэских племен. Первоначально чжурчжени заселяли речные долины Маньчжурии, жили в долинах Амура, Сунга¬ри, Уссури. Ко времени господства чжурчженей в Приморье и Приамурье относятся памятники в виде сельских поселений, укрепленных крепостей, могильников, дорог и больших городов. Погребения X—XI вв. изучены по материалам раскопок Белопольского, Надеждинского и Молчанихинского могильников в бассейне Амура. Существовало несколько способов погребения в грунтовых могилах: трупоположение, трупосожжение и вторичное захоронение останков в могильную яму, после того как они были погребены где-то на поверхности. Жилища чжурчженей представляют собой деревянные полуподземные и наземные постройки. Холодный климат заставлял заботиться об утеплении помещений, поэтому внутри устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центральной глинобитной печки и лежанок — канов.
Чжурчжени были шаманистами. В обнаруженном погребении шамана рядом с ним лежали девять бронзовых «зеркал», конусообразные шаманские подвески и монеты XII в. Подвески должны были висеть на поясе шамана. Подобный пояс сохранялся и в более позднее время у нанайских шаманов.
Рядом с поселениями распахивались поля и огороды. Чжурчжени разводили лошадей, коров, овец, свиней и собак, занимались охотой и рыболовством.
Материальная культура чжурчженей характеризуется высокой техникой производства изделий из глины, железа, бронзы. Более половины сосудов сделаны на гончарном круге. Это горшки, кувшины, красивые вазы и большие корчаги. Среди предметов вооружения плоские и граненые железные наконечники, мечи, кинжалы, панцирные доспехи. У чжурчженей были распространены железные топоры, различные принадлежности конской упряжи и металлические детали пояса: четырехугольные бронзовые бляхи и колокольчики.
О тревожном времени войн с соседями свидетельствуют памятники около г. Уссурийска, где на левой стороне р. Раздольная находятся две большие крепости. Они были окружены высоким валом, укрепленным с трех сторон круглыми выступами башен, от которых сохранились только основания. У подножия вала располагались специальные укрепления для стрелков. Под валом были прорыты зигзагообразные проходы в рост человека. Крепость с трех сторон защищал глубокий ров, который, вероятно, заполнялся водой. Внутри городища обнаружены остатки фундаментов больших разрушенных зданий. К северу от городища находились загородные сельские и военные поселения, а рядом с ними был могильник, состоявший из нескольких курганов.
Уникальный памятник расположен к востоку от крепостей. В центре обнесенной невысоким валом площадки находились два кургана. На вершине одного из них было поставлено каменное изваяние черепахи со стелой на спине. Очевидно, над курганом возвышался храм с черепичной крышей. Внутри холма находилась каменная гробница с останками похороненного вождя. От кургана с черепахой на юг тянулась аллея каменных скульптур. Она начиналась многогранными колоннами, за которыми следовали изваяния гражданских чиновников, воинов с мечами, четырех каменных баранов и двух львов. Весь этот величественный погребальный комплекс был окружен с четырех сторон неглубоким рвом. В курганах рядом хоронили приближенных вождя.
На правом берегу р. Раздольная, на Красноярской сопке, открыто самое огромное на Дальнем Востоке городище. Высокие валы тянулись на 10 км и опоясывали его сплошным кольцом. Около валов найдены скопления каменных ядер для метательных машин. Здания сосредоточивались только в определенных местах, дополнительно укрепленных еще одним рядом валов. В особой части городища находились жилища в виде полуземлянок, в которых жили рядовые жители или размещался военный гарнизон. Возникновение укрепленных городищ в Приморье связано с борьбой, которую вели чжурчжени РеКорё (Кореей) и Китаем. Вторжение монголов привело к падению чжурчэкеньского государства. Обезлюдели его города, были разрушены храмы и дворцы.
Литература
Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибрск.
Гаврилова А.А. Могильник Кудэргэ как источник по истории алтайских племен. М., Л., 1965.
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
Деревянко Е.И. Племена Приамурья I тысячелетия н. э. Новосибирск, 1981.
Древности эпохи Великого переселения народов V—VIII вв. М., 1982.
Ермоленко Л.Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей. Новосибирск, 2002.
Иванов В.А., Кригер В.Л. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале. М., 1988.
Казаков Е.Ж. Культура ранней Волжской Болгарии. М., 1993.
Крым, Северо-восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья // Археология СССР. М., 2003.
Кызласов И.Л. Древнетюркская руническая письменность Евразии. М., 1990.
Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.
Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала VIII—XII вв. М., 1981.
Марков Т.Е. Кочевники Азии. М., 1976.
Медведев В.Е. Культура амурских чжурчженей. Новосибирск, 1977.
Медведев В.Е. Курганы Приамурья. Новосибирск, 1998.
Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тысячелетия н. э. Томск, 1997.
Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.
Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984.
Соловьев А.И. Оружие и доспехи от каменного века до средневековья. Новосибирск, 2003.
Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР. М., 1981.
Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976.
Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов. Новосибирск, 1980.
Чиндина Л.А. Томское Приобье в раннем средневековье. Томск, 1991.
К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе