Археологические памятники. Культуры, области, регионы и модели заселения

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

Археологические памятники

Памятники — это места, где находят следы деятельности человека в прошлом. Они представляют собой накопления остатков человеческой деятельности на протяжении каких-то периодов времени. Обычно памятники идентифицируют по наличию артефактов. По размерам они могут варьироваться от больших городов, как Теотиукан в долине Мехико, до россыпи крохотных артефактов охотников-собирателей в Долине смерти в Калифорнии. В мире имеются миллионы археологических памятников, многие из них еще не открыты. На некоторых из них люди находились в течение нескольких часов или дней, на других, прежде чем покинуть навсегда, прожило поколение или два. Иные места, как, например, месопотамские жилые холмы или курганы, обживались вновь и вновь в течение сотен или даже тысяч лет и могут иметь сложно стратифицированные слои. В противоположность этому, древние мастерские могут представлять собой лишь россыпь глиняных черепков или каменных инструментов, а сам слой обживания покоиться под пахотными землями. В некотором смысле археологические памятники являют собой парадокс. Они могут представлять длительную общинную деятельность на протяжение 300 или 1000 лет, но в реальности археолог может найти остатки и очень краткого действия, возможно, заполнения хранилища в течение 10 минут 4 июля 1250 года.

Археологические памятники можно классифицировать:
• по археологическому контексту. Контекст артефактов на памятнике может использоваться для того, чтобы выделить такие памятники, как временные стоянки, однослойные селища и многослойные поселения;
• по содержанию артефактов. Памятник классифицируется по специфике артефактов: керамика, каменные инструменты, каменные зернотерки и т. д. Группы, комплексы и подкомплексы артефактов на таком памятнике используются для обозначения «каменный век», «майя» и т. д.;
• по географическому местоположению. Большинство поселений человека относятся к четко определенным типам по географическому местоположению, и можно говорить о памятниках-пещерах, о памятниках в низине долин, о памятниках у подножия холмов и т. п.;
• по содержанию артефактов, связанных с функциональным назначением памятников. Так как подкомплексы отражают персональную деятельность человека, то памятники можно классифицировать по найденным там специфическим наборам артефактов, например такие, как места забоя животных или жилища.

По этим критериям, повсеместно применяемым археологами, исследователи идентифицируют несколько функциональных типов памятников в широком смысле (см. вставку «Практика археологии»).

Культуры, области, регионы и модели заселения

Пространственные единицы, на которые мы ссылались, ограничиваются границами одной общины. Они отражают деятельность максимального числа людей, живших в поселении в некоторое время некого цикла заселения (колонизации). Хотя значительная часть археологических исследований проводится на одном памятнике, все же археологи часто стремятся понять предысторию более обширной области. Несколько общин или рассеянное население четко определенного региона могут быть связаны между собой общей системой существования или заселения. Такие общие системы и вытекающие из них виды деятельности и составляют собственно культуру. Тип хозяйственной деятельности идентифицируется по эталону, который выявлен на однородном материале. Изучение культуры включает в себя работу с большими массивами археологической информации, а также с географическими данными и сведениями об окружающей среде. Ряд понятийных единиц обычно включает в себя такую большую информацию (Willey and Phillips, 1958). Культуры, области, регионы и модели заселения являются как пространственными, так и интегративными единицами, которые включают в себя хронологические, социальные и культурные измерения.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПАМЯТНИКОВ

Поселенческие памятники являются наиболее важными, поскольку это те места, где люди жили и выполняли множество действий. Артефакты на поселенческих памятниках говорят о домашних работах — приготовлении пищи и изготовлении инструментов. Здесь обычно присутствуют жилища. Временные стоянки рыбаков в Калифорнии относятся к поселенческим памятникам, как и укрытия каменного века, юго-западные пуэблос и месопотамские курганы. Поселенческие памятники любой сложности ассоциируются с другими памятниками, которые отражают специфические потребности людей, — это сельскохозяйственные системы, кладбища и временные стоянки.

Сезонные стоянки охотников — это те места, где доисторические люди забивали животных и селились вокруг туш на время их разделки. Такие поселения обычны для Великой равнины: хорошим примером является памятник Олсен-Чуббок (см. рис. 8.5). Наконечники стрел и инструменты для разделки ассоциируются с сезонными стоянками.

Ритуальные памятники могут быть, а могут и не быть частью поселенческого памятника. Месопотамский зиккурат (храмовый курган) доминировал над своим городом-матерью, а города майя, например Тикал, отличались впечатляющими ритуальными районами, вокруг которых находились жилые зоны. Другие известные ритуальные памятники, такие как Стоунхендж в Англии и Грейт Серпент Маунд в штате Огайо, являются отдельно стоящими памятниками. Ритуальные артефакты, такие как шипы морского ската и статуи, могут ассоциироваться со священными памятниками.

К памятникам-захоронениям относятся как кладбища, так и отдельные могилы. Люди хоронят своих усопших по крайней мере 50 000 лет и порой прилагают огромные усилия для подготовки их к загробной жизни. Возможно, самым известным памятником такого рода являются пирамиды в Гизе в Египте. Царские могилы, такие как пирамида египетского фараона Тутанхамона, требовали для подготовки энергии сотен людей. Многие могилы ассоциируются с особой погребальной утварью, драгоценностями и статусными украшениями.

Торговые, культурные памятники, памятники-каменоломни образуют особую категорию памятников, отличающихся специфическими видами деятельности. По специальным инструментам для добычи обсидиана, меди и других металлов идентифицируют памятники-каменоломни. Торговые памятники идентифицируются по большому количеству экзотических объектов торговли и по их стратегическому положению возле главных городов. Примером может служить процветавший когда-то ассирийский рынок возле города хиттитов Канеше в 1900 году до н. э. Культурные памятники в юго-восточной Франции, Южной Африке, Австралии, Калифорнии и других местах идентифицируются по настенной живописи в пещерах и горных укрытиях.

Археологические культуры — непротиворечивые описания археологических материалов, археологический эквивалент человеческих сообществ. Археологические культуры состоят из материальных остатков деятельности человека, сохранившейся в определенное время на нескольких памятниках.

Области культуры
являются большими географическими областями, в которых характерные для археологической культуры артефакты существуют в определенном контексте времени и пространства. Можно говорить как о культурной системе майя, так и о культурной области майя.

Археологические регионы обычно описываются как хорошо определенные географические области, ограниченные заметными географическими явлениями — океаном, озером, горами. Определив регион географически, исследователь старается идентифицировать его экологические и культурные границы в доисторическую эпоху. Это намного больше, чем просто сравнение артефактов из нескольких поселений. Такой подход основан на стратегии исследования, нацеленного на взятие образцов по всему региону, на реконструкцию большего количества аспектов доисторической жизни, чем можно получить на примере одного памятника. Сюда относятся как социальная организация, так и хозяйственные стратегии.

Модель заселения (колонизация) есть распределение памятников и заселение человеком местности (глава 15). Модели заселения определяются многими факторами, включая окружающую среду, виды ведения хозяйства, технические навыки. Археология поселений является частью анализа взаимодействия между людьми и их средой обитания.

При определении пространственных отношений археологи основывают свое изучение деятельности человеческого общества в целом на моделях и гипотезах, проверяемых с помощью данных, полученных из разных дисциплин. Эти данные имеют отношение к тому, каким образом племена и остатки их материальной культуры сгруппированы в более крупные единицы в рамках определенного ландшафта. Они также касаются того, как доисторические общности взаимодействовали с постоянно меняющейся средой обитания.

Пространственный контекст является жизненно важным для научной археологии, так как он обеспечивает одно из важнейших измерений археологических данных. Время, и другие важные измерения, рассматриваются в главе 7.

Заключение

Культура является основным фактором приспособления человечества к окружающей среде. Культура человека состоит из деятельности и ее результатов, это есть также путь, посредством которого мы придаем значение нашей жизни. Наша культура всегда адаптируется как к внутренним, так и к внешним изменениям.

Археологи работают с материальными остатками деятельности человека, сохранившимися в земле. Сами по себе эти археологические находки являются не культурой, а ее продуктами, и они связаны с культурой системным образом.
Археологи часто рассуждают о человеческих культурах как о сложных системах взаимодействующих переменных. Такая точка зрения базируется в широком смысле на общей теории систем, путях поиска общих взаимоотношений в эмпирическом мире.
Главная цель археологии — понять сложные связи между человеческими культурами и средами, в которых они обнаруживаются.

Культурный процесс вовлекает в себя идентификацию факторов, которыми определяются изменение и природа изменений внутри культурных систем. Процессуальная археология является анализом причин, стоящих за изменениями в культурах.
В этой главе мы дали определение археологическому материалу, фактам и их положению в слое (provenance); обсудили фундаментальные принципы объединения «родственных» групп и совмещения положений (association and superposition); рассмотрели контекст в археологии.

Ключевые термины и понятия

Артефакт
Археологическая культура
Археологические регионы
Археологический материал
Вторичный контекст
Данные
Иероглифы
Комплекс
Контекст
Культура
Культурная система
Культурный процесс
Культурные области
Модель заселения
Нормативный взгляд
Памятники
Первичный контекст
Подкомплекс
Положение в слое
Признак
Пространственный контекст
Связи
Совмещение положений
Структура
Условие
Экофакты

Рекомендуемая литература

В литературе, посвященной археологии, базовые понятия изложены во многом фрагментарно, но есть ряд ключевых работ.
CHILDE, V GORDON. 1956. Piecing Together the Past. London: Routledge and Kegan Paul. A little-known classic that describes the basic principles of culture history for the beginner. Still useful.
DEETZ, JAMES. 1967. Invitation to Archaeology. Garden City, NY: Natural History Press. A classic exposition of basic archaeological concepts.
RENFREW, COLIN, and PAUL BAHN. 2004. Archaeology: Theories, Methods, and Practice. 4th ed. New York: Thames and Hudson. A comprehensive handbook on archaeological method and theory. Hundreds of illustrations.
SHARER, ROBERT., and WENDYASHMORE. 1999. Archaeology: Discovering the Past. 4th ed. New York: McGraw-Hill. A comprehensive text with good coverage of the subject matter of this chapter.
THOMAS, DAVID HURST. 2003. Archaeology: Down to Earth. 4th ed. New York: Harcourt Brace. An excellent basic text for beginning readers.
WATSON, PATTI JO, STEVEN A. LE BLANC, and CHARLES L. REDMAN. 1984. Archaeological Explanation: The Scientific Method in Archaeology. 2ded. New York: Columbia University Press. A fundamental source that describes processual archaeology in rather technical language.
WILLEY, GORDON R., and PHILIP PHILLIPS. 1958. Method and Theory in American Archaeology. Chicago: University of Chicago Press. A classic essay on basic cultural history in North American archaeology.

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.12.2014 — 21:47

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014