Торевтика

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

Одной из ярких страниц декоративного искусства является торевтика — изготовление металлических изделий с изображениями, произведенными путем тиснения, гравировки и чеканки (в том числе пластины, бляшки, детали украшений, погребальных венков и др.). Искусство торевтики и литья перенесли в города Северного Причерноморья греки. Примером его является украшение ручки бронзового кратера в виде летящей фигуры горгоны, отлитой в форме, из кургана у с. Мартоноши (табл. CI, 4). Схематическая передача движения — верхняя часть тела — в фас, нижняя — в профиль, узорчатая трактовка волос и складок одежды выполнены в стиле архаического ионийского искусства (табл. CI, 4). По всей вероятности, боспорскому мастеру принадлежит серебряное зеркало из Келермесского кургана, около середины IV в. до н. э. (табл. CI, 1). Оборотная сторона зеркала покрыта электровым листом и заполнена гравированными изображениями, среди них богиня — владычица зверей с двумя пантерами, грифы и сфинксы, дикие и домашние животные. Некоторые исследователи считают келермесское зеркало произведением ионийской мастерской в Малой Азии (Прушевская Е. О., 1955, с. 234 сл.). Но негреческая форма зеркала и ряд таких мотивов, как фигура барана с поджатыми ногами (в схеме, свойственной звериному стилю) дали основание В. Д. Блаватскому (Блаватский В. Д., 1964а, с. 26), считать, что мастер, изготовивший зеркало, жил где-то поблизости от своих заказчиков-меотов и, следовательно, оно могло быть сделано в Пантикапее. Для скифского населения в Ольвии из-товлялись металлические изделия (Прушевская Е. О.,. 1955, рис. 7). Т. Н. Книпович выделила в изделиях металлургов Ольвии VI—V вв. до н. э. два направления: одно греческое, другое — связанное с участием мастеров-скифов, со своеобразным сочетанием изображений животных и их частей сильно стилизованных и схематизированных в зверином скифском стиле (Книпович Т. H., 1955а, с. 178 сл.). Расцвет искусства торевтики совпадает с расцветом боспорского государства. Наиболее замечательные по качеству исполнения и своеобразию тематики произведения торевтики, как импортного, так и местного производства, были найдены в курганных погребениях. Импорт произведений торевтики и ювелирных изделий во второй половине V и IV вв. до н. э. был очень велик. Ко второй половине V в. до п. э. относятся серебряные аттические килики из VI Семибратнего кургана с позолоченными гравированными изображениями (табл. CI, 7). Мастерством исполнения отличаются золотые серьги из Феодосии (Макаренко H., 1916, с. 73) с миниатюрной группой воина на колеснице, запряженной четверкой лошадей и фигурки Ники — богини победы (табл. CXIII, 1). Такого же типа серьги происходят из Херсонеса (Белов Г. Д., 1948а, табл. VI, 2). О золотых височных подвесках с изображением головы Афины Парфенос из кургана Куль-Оба уже говорилось выше (табл. CI, 6).

Таблица CI. Произведения торевтов 1 — зеркало из Келермесского кургана, первая половина VI в. до н. э.; 2 — бляшка с изображением Горгоны, VI в. до н. э., Пантикапей; 3 — бляшка в виде крылатой богини, V в. до н. э., Большая Близница; 4 — украшение ручки кратера, VI в. до н. э., курган у с. Мартоноши Херсонской обл.; 5 — бляшка с изображением орла, терзающего зайца, Семибратний курган, V в. до н. э.; 6 — височная подвеска с изображением головы Афины Парфенос, Куль-Оба, IV в. до н. э.; 7 — килик с гравированным изображением сцены трагедии, вторая половина V в. до н. э., 6-й Семибратний курган; 8 — бляшка с изображением Коры, IV в. до н. э., Большая Близница  1 — серебро с позолотой; 2, 3 — электр; 4 — бронза; 5, 6, 8 — золото; 7 — серебро. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CI. Произведения торевтов
1 — зеркало из Келермесского кургана, первая половина VI в. до н. э.; 2 — бляшка с изображением Горгоны, VI в. до н. э., Пантикапей; 3 — бляшка в виде крылатой богини, V в. до н. э., Большая Близница; 4 — украшение ручки кратера, VI в. до н. э., курган у с. Мартоноши Херсонской обл.; 5 — бляшка с изображением орла, терзающего зайца, Семибратний курган, V в. до н. э.; 6 — височная подвеска с изображением головы Афины Парфенос, Куль-Оба, IV в. до н. э.; 7 — килик с гравированным изображением сцены трагедии, вторая половина V в. до н. э., 6-й Семибратний курган; 8 — бляшка с изображением Коры, IV в. до н. э., Большая Близница
1 — серебро с позолотой; 2, 3 — электр; 4 — бронза; 5, 6, 8 — золото; 7 — серебро. Составитель М. М. Кобылина

Наряду с импортными произведениями торевтики создаются местные, скорее всего мастерами-греками. В них черты греческого классического искусства (мифологические сюжеты, правдивость изображения человека, гармоничность композиций, мастерство исполнения) сочетаются со стремлением показать типы местных жителей, их быт и т. д. В стиле греческой скульптуры IV в до н. э., в частности, исполнены золотые обивки ряда горитов. Местный мастер, явно грек, работал, учитывая запросы местного населения. Основной частью изображения является показ событий, относящихся к юности Ахилла (табл. CXVI, 4). Изображения размещены на двух фризах один под другим и обрамлены с одной стороны полосой борющихся зверей, а с другой, двумя полосами орнамента из цветов и листьев аканфа. Было найдено четыре таких обивки (Мелитопольская, Ильинецкая, Елизаветовская, Чертомлыцкая), но они все вытеснены по одной форме (Фармаковский Б. В., 1911; с. 26; Онайко Н. А., 1970а; 1974, с. 78). Лучшая из них — мелитопольская, сделанная одной из первых в еще не стертой форме (табл. CXVI, 1) (Онайко Н. А., 1974, с. 78 сл., рис. 1). Так, например, сопоставление фигур Дейдамии (дочери царя Ликомеда) и Фетиды (Матери Ахилла) показывает, что эти изображения на мелитопольской обивке отличаются свойственными греческой скульптуре второй половины IV в. до н. э. пластичностью и грацией движения, топкой светотенью в передаче лица и обнаженного тела. Остальные обивки имеют следы подправок износившейся формы, контуры более резкие, складки одежд более жесткие, черты лица изменены и пр. (Онайко Н. А., 1974, с. 78 сл.) (табл. CXVI).

 Таблица CXIII. Золотые серьги и ожерелье IV в. до н. э. 1 — Феодосия; 2, 3 — Херсонес. Составитель М. М. Кобылина


Таблица CXIII. Золотые серьги и ожерелье IV в. до н. э.
1 — Феодосия; 2, 3 — Херсонес. Составитель М. М. Кобылина

Произведением греческого мастера, работавшего на Боспоре, является серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана (табл. CXIV 1, 2) (Прушевская Е. О., 1955, с. 341). На поверхности ее тулова — рельефный растительный орнамент с птицами среди цветов и ветвей, исполненный гравировкой и оживленный позолотой. На плечиках рельефный фриз, реалистически переданные сцены из жизни степных скифов. Над этим фризом изображены грифы, терзающие оленя. За последние годы на территории Приднепровья открыты новые произведения торевтики (табл. CXIV, 3) (Бидзиля В., 1970, с. 3; Мозалевский Б. Н., 1972, с. 268). В. Д. Блаватский, обратив внимание на тот факт, что стремление к передаче реальной действительности, отмеченное в боспорской торевтике IV в. до н. э., находит аналогии лишь в эллинистическом искусстве, предложил боспорское искусство IV в. до н. э. назвать протоэллипистическим (Blawatsky W. D., 1961).

Таблица CXVI. Произведения торевтики. Обивки горитов 1 — Мелитопольская; 2 — Ильинская; 3 — Елизаветовская; 4 — Чертомлыцкая. Детали обивок: 5, 6 — Мелитопольской; 7,8 — Ильинецкой; 9, 10 — Елизаветовской; 11, 12 — Чертомлыцкой. Составитель Н. А. Онайко

Таблица CXVI. Произведения торевтики. Обивки горитов
1 — Мелитопольская; 2 — Ильинская; 3 — Елизаветовская; 4 — Чертомлыцкая. Детали обивок: 5, 6 — Мелитопольской;
7,8 — Ильинецкой; 9, 10 — Елизаветовской; 11, 12 — Чертомлыцкой. Составитель Н. А. Онайко

Таблица CXV. Торевтика IV—III вв. до н. э. — III —IV вв. н. э. 1—пластина из кургана Карагодеуашх, III в. до н. э.; 2 — пластина из кургана с. Мерджаны, IV—III вв. до н. э.; 3 — диадема из Артюховского кургана, II в. до н. э.; 4 — деталь погребального венка с изображением царя, II в. н. э., Пан-тикапей; 5 — флакон полихромного стиля, III—IV вв. н. о., Пантикапей. Все — золото. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXV. Торевтика IV—III вв. до н. э. — III —IV вв. н. э.
1—пластина из кургана Карагодеуашх, III в. до н. э.; 2 — пластина из кургана с. Мерджаны, IV—III вв. до н. э.; 3 — диадема из Артюховского кургана, II в. до н. э.; 4 — деталь
погребального венка с изображением царя, II в. н. э., Пан-тикапей; 5 — флакон полихромного стиля, III—IV вв. н. о., Пантикапей. Все — золото. Составитель М. М. Кобылина

Документальным доказательством мастерства боспорских торевтов в чеканке, гравировке и отливке являются золотые монеты Пантикапея, их высокий уровень как произведений искусства. Особенностью торевтики Боспора является пластическое воплощение схематических изображений рядом с образами реальной жизни. Особенно это относится к культовым образам, созданным местными мастерами на окраинах Боспора. Показательны фрагмент золотого ритона из кургана у села Мерджаны (табл. CXV, 2) и золотая пластина, украшавшая головной убор умершей знатной женщины из кургана Карагодеуашх (табл. CXV, 1). На фрагменте из Мерджан изображена сидящая на троне Великая богиня. В правой руке она держит круглый сосуд. Слева от богини дерево и шест с конскими черепами, справа — бог в виде всадника, протягивающий ритон. Богиня сидит впрямь, есть объемность в передаче округлого лица боспорского типа и ног, проступающих под натянувшейся тканью покрывала, но верхняя часть фигуры совершенно плоскостная; хотя сохранен античный прием передачи тонкого хитона мелкими складками, а более толстого покрывала крупными — эти складки безжизненны, параллельны и графичны. Всадник рядом с богиней непропорционален, его фигура велика по сравнению с лошадью, которая изображена в профиль, а всадник фронтально; дерево больше похоже на орнамент. Перед нами яркий памятник греко-синдского искусства. Возможно, что женская фигура является изображением богини Астарты — Анахиты, а мужская — бога Санерга (Ростовцев М. И., 1913, с. 16, 17). Таковы же стилистические черты золотой пластики из кургана Карагодеуашх. Около рубежа III—II вв. до н. э. возникает в торевтике новый стиль — полихромный. Решающая роль в происхождении этого стиля принадлежит Пантикапею. К произведениям пантикапейских мастеров нужно отнести золотую диадему из гробницы Артюховского кургана (табл. CXV, 3). Центральная часть этой диадемы сделана в виде узла, из золотой с эмалью оправы и вделанных в нее шести крупных гранатов; в середине узла изображение орла, несущего в когтях Эрота. К диадеме подвешены сирийские гранаты в форме шариков и сердечек с привесками из цепочек, завершающихся золотыми шариками. Черты полихромного стиля ярко выражены в красочности сочетания золота с цветными камнями и разноцветной эмалью. Полихромный стиль развивался одновременно с сарматизацией Боспора, вместе со стремлением к пышной варварской многоцветности. Примером могут служить драгоценные украшения из так называемого Новочеркасского клада I—II вв., особенно диадема. Ее поверхность украшена вставками граната, красного и зеленого стекла (Блаватский В. Д., 1964в, с. 188—192, рис. 59). В погребении боспорского царя Рескупорида II и его семьи (III в.) найдены три золотые диадемы. Одна из них (табл. CXV, 4) представляет собою венец из листьев (тисненых пластинок). В центре его четырехугольная пластина с камнями по углам. На пластине рельефно изображены верховный бог в виде всадника перед алтарем, на котором поднимается пламя. Всадник в сарматской одежде левой рукой протягивает ритон (Ростовцев М. И., 1913, табл. V, 1). По сравнению с более ранними произведениями боспорской торевтики здесь выступает при явном стремлении к роскоши тенденция к геометризации и плоскостности. Завершением этих тенденций является так называемый «готский» стиль, примером которого является золотой флакон, украшенный гранатами из Пантикапея (табл. CXV, 5).

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика