Среднеднепровская культура

В конце III. начале II тысячелетия до н. э. на территорию Верхнего Поднепровья проникают и расселяются скотоводческо-земледельческие племена эпохи бронзы. Местное население некоторое время сосуществует с пришлыми племенами, но затем постепенно ассимилируется ими.
Как показали исследования И. И. Артеменко [5], первоначальной областью обитания среднеднепровских племен было правобережье среднего Поднепровья в пределах Киевской и Черкасской областей. Там находятся наиболее ранние памятники этой культуры, представленные курганами с трупоположениями. Инвентарь курганов представлен керамикой и каменными сверлеными топорами. Наиболее характерной формой сосудов являются горшки с шаровидным туловом, невысокой прямой, отогнутой наружу шейкой и круглым или уплощенным дном. Орнамент представлен отпечатками шнура и нарезными линиями, образующими горизонтальные ряды, елочные композиции и опущенные вниз вершиной заштрихованные треугольники. Дальнейшее развитие описанного типа сосуда идет по линии удлинения шейки и усложнения орнамента.

Каменные топоры относятся в основном к трем различным видам — клиновидным, ромбическим и обуш¬ковым. Все они имеют просверленное отверстие для насаживания на деревянную рукоятку.

На территории Белоруссии памятников раннего этапа нет. Все известные памятники среднеднепровской культуры здесь относятся к позднему этапу. Они несколько отличаются от южных памятников этой поры. Сосуды среднеднепровской культуры, поэтому их выделяют в особый днепро-деснинский вариант позднего этапа среднеднепровской культуры.

Поселения этой культуры расположены в поймах рек на песчаных дюнах или останцах, по краю боровой террасы, на высоких мысах, часто на площади предшествовавших им поздненеолитических поселений. Это были небольшие поселки, застроенные наземными, по-видимому, деревянными жилищами, внутри которых обнаруживаются выложенные из камней открытые очаги.

На поселениях найдена керамика, кремневые скребки, ножи, скребла, наконечники стрел, клиновидные топоры, каменные зернотерки, растиральники, сверленые топоры. Раскопкам были подвергнуты поселения в урочищах Завалье, Иванское, Борок Семиновский у с. Лучин Рогачевского района, в урочище Ксендзова Гора, возле Быхова Могилевской области и в некоторых других местах. Культурный слой там составляет в среднем 0,30.0,35 м.

Погребения днепро-деснинского варианта позднего этапа среднеднепровской культуры представлены курганными и грунтовыми могильниками с обрядом трупоположения и трупосожжения.

Курганные могильники с трупоположением располагаются на плато, в пойме реки или по краю надпойменной террасы.

Сосуды среднеднепровской культуры.

Сосуды среднеднепровской культуры.

Медная диадема

Медная диадема

Насыпи курганов в плане имеют круглую форму диаметром от 12 до 30 м. Высота их от 0,45 до 3 м. Захоронения встречаются либо в насыпи кургана, либо на горизонте, либо в яме под курганом. Последний обряд встречается чаще других. В курганах бывает от одного до четырех захоронений. Могильные ямы имеют глубину от 0,5 до 2 м. Сверху они перекрывались деревянным накатником, поверх которого насыпалась зола. В некоторых курганах были прослежены остатки каких-то деревянных сооружений над могильными ямами. Иногда, прежде чем вырыть погребальную яму, раскладывался костер, и обжигалась земля. Огню, очевидно, приписывалась очистительная сила. В сохранившихся остатках кострищ встречались кости домашних и диких животных, а также обожженные речные раковины, которые следует рассматривать как остатки тризны. На дне могил прослежены остатки дерева, подстилки из камыша или бересты, подсыпки золой, а в некоторых курганах — красная минеральная краска охра.

План погребения среднеднепровской культуры.

План погребения среднеднепровской
культуры.

Наиболее распространенными являются курганные захоронения с положением костяка на левом или на правом боку с согнутыми ногами. Для области Верхнего Поднепровья характерна ориентировка погребенного головой либо на север, либо на юг. Южнее распространена ориентировка на запад. В этом, возможно, следует усматривать существование двух локальных вариантов памятников позднего этапа среднеднепровской культуры [5].

Обычно погребения сопровождались разнообразным инвентарем: глиняной посудой, каменными и медными орудиями труда, оружием и украшениями. В одном из курганов были найдены следующие вещи: глиняный сосуд, медный топор, наконечник копья и две очковидные подвески, четыре кремневых ножа, клиновидный топор, 27 наконечников стрел, сверленый боевой топор, обломок топора, полировальная плита, отщеп кремня, янтарная подвеска, костяная проколка [2]. Но наряду с такими встречаются погребения, содержащие мало вещей или вообще без них. Это свидетельствует о существовании имущественной дифференциации у племен среднеднепровской культуры. Курганы с трупосожжением изучены хуже.

На позднем этапе среднеднепровской культуры распространился обряд погребений в грунтовых могилах. Судя по составу находок, одновременно существовали обряды трупоположения и трупосожжения. Никаких локальных особенностей не замечено. Инвентарь погребений однообразен и состоит из посуды, каменных и медных орудий труда, оружия и украшений. Г рунтовые погребения с трупоположением известны на территории Белоруссии у совхоза «Вейна» около Могилева, у с. Велятичи Борисовского района Минской области, у с. Горожа и с. Ставище Осиповичского района, у с. Большая Зимница Славгородского района Могилевской области. Однако эти могильники были обнаружены при случайных земляных работах и раскопкам не подвергались.

Важным определяющим признаком среднеднепровской культуры является своеобразная керамика. Предметы позднего этапа значительно отличаются по формам и орнаментации от сосудов раннего этапа. Эти различия прослеживаются и между южным киевским и северным днепро-деснинским вариантами позднего этапа среднеднепровской культуры, выделяющимися также различной ориентировкой погребенных.

В керамическом материале можно выделить пять групп. К первой относятся сосуды, встреченные пока только на поселениях. Они толстостенные и плоскодонные, имеют округлое тулово и прямую отогнутую шейку. Тесто песчанистое с большим содержанием кварцита. Обжиг неравномерный. Цвет сосудов красновато- и серовато¬коричневый. Орнамент имеется обычно только в верхней части и состоит из отпечатков веревочки, линейного и зубчатого штампа, палочки, обмотанной тонкой веревочкой, и нарезных линий, образующих заштрихованные треугольники, елочные композиции, горизонтальные и диагональные ряды.

Вторая группа представлена тонкостенными круглодонными и плоскодонными сосудами, насчитывающими не менее пяти различных форм. Поверхность сосудов желтого и серого цвета, как правило, всегда хорошо заглажена. Для орнамента, выполненного отпечатками веревочки и нарезными линиями, характерны мотивы заштрихованных треугольников с соприкасающимися сторонами. Сосуды второй группы встречаются как на поселениях, так и в погребениях. Однако более характерны они для погребений. Наиболее распространенной формой этой группы керамики является горшок с шаровидным туловом, круглым или уплощенным дном и высокой отогнутой наружу шейкой. Другая форма представлена сосудами с удлиненно-округлым туловом, короткой хорошо выраженной шейкой. Затем имеются сосуды колоколовидной формы с низкими угловатыми плечиками, широкой шейкой, с круглым или небольшим плоским дном. Новую форму составляют сосуды с шаровидным туловом и короткой, слегка отогнутой шейкой. Наконец, имеются открытые плоскодонные сосуды с короткой прямой, отогнутой наружу шейкой и округлыми плечиками.

К третьей группе керамики, одинаково представленной в материалах поселений и могильников, относятся плоскодонные сосуды баночной формы с расширяющимися кверху прямыми стенками.

Четвертую группу составляют круглодонные сосуды с прямыми стенками без шейки.

В пятую группу входят плоскодонные сосуды цилиндрической (бокаловидной) формы. Однако они, по- видимому, характерны для киевского варианта среднеднепровской культуры.

Изделия из металла немногочисленны. Сделаны они, как показал спектральный анализ, из кавказской бронзы и меди юго-западного (прикарпатского) происхождения [2, 5]. Найдены шилья, медный нож, близкий по типу к катакомбным и северокавказским ножам, медные топоры. Один топор имел кавказскую вислообушную форму, другой — ладьевидную.

Оружие представлено также медным наконечником копья с листовидным пером и круглой литой втулкой, на которой имеются два отверстия для закрепления наконечника на древке. Из украшений известны очковидные привески, височные кольца и браслеты с суживающимися и заходящими друг за друга концами.

Большую группу находок составляют изделия из камня, который по-прежнему был основным материалом. Тремя типами представлены сверленые топоры; обушковым, лопастным и ладьевидным. Более всего распространены обушковые, менее всего — ладьевидные. Последние, по-видимому, вообще не характерны для среднеднепровской культуры. Найдены также ножи, наконечники стрел и копий, скребки, большие песчаниковые плитки, на которых производилась полировка каменных и костяных изделий.

Инвентарь одного погребения среднеднепровской культуры. (Д. Ходосовичи, уроч. Мошка. Раскопки И. И. Артеменко.)

Инвентарь одного погребения среднеднепровской культуры. (Д. Ходосовичи, уроч. Мошка. Раскопки И. И. Артеменко.)

Среди изделий из кости — пронизи из трубчатых костей, украшенные винтовой нарезкой, подвески-амулеты из зубов животных, молоточкообразные костяные булавки, известные в памятниках катакомбной культуры. Следует отметить также подвески из прибалтийского янтаря, имеющие близкие аналогии в памятниках культуры шаровидных амфор.

Анализ всей совокупности материалов свидетельствует о том, что основу хозяйства племен среднеднепровской культуры составляло домашнее скотоводство (найдены кости мелкого и крупного рогатого скота, лошади и свиньи) и земледелие.

О занятиях земледелием свидетельствуют найденные обломки зернотерок, каменная мотыга, а также от¬печатки выгоревших зерен пшеницы, обнаруженные на некоторых сосудах. Можно предполагать, что земледелие существовало в форме подсечно-огневой системы.
Конечно, определенную роль в хозяйственной жизни среднеднепровских племен по-прежнему играли охота и рыболовство, дополняемые собирательством. Судя по остаткам костей, охотились на оленя, кабана и бобра.

Археологические материалы указывают на широкие связи среднеднепровских племен с прибалтийскими племенами культуры шаровидных амфор, с волынскими племенами мегалитической культуры, племенами катакомбной культуры, а через них — с Северным Кавказом [5]. Видимо, тесные связи осуществлялись и с племенами фатьяновской культуры.

В общественном строе, несомненно, господствовали патриархально-родовые отношения с уже достаточно заметной имущественной дифференциацией. Для идеологии характерны господство культа солнца и огня, вера в загробную жизнь.

Вопрос о происхождении среднеднепровской культуры пока еще является объектом дискуссии. Поскольку среднеднепровская культура входит в область распространения среднеевропейских «культур шнуровой керамики» или «культур боевых топоров», которые большинством лингвистов, археологов и антропологов рассматриваются в качестве культур одной из групп древних индоевропейцев — предков славян, балтов и германцев,— вопрос о ее происхождении теснейшим образом связан с общей проблемой происхождения индоевропейских народов.

Теперь представляется бесспорным, что на территории Белоруссии племена среднеднепровской культуры были пришлыми. Это отнюдь не означает, что новая культура не впитала в себя некоторые элементы местных культур. Сопоставление с украинскими материалами раннего этапа убедительно показывает хронологическое различие между киевским и днепро-деснинским вариантами. Но в отношении истоков формирования среднеднепровской культуры высказано несколько различных мнений. В. А. Городцов в свое время рассматривал среднеднепровскую культуру в качестве «колонии» одной из среднеевропейских культур. В свете новых данных эта точка зрения не может быть принята хотя бы потому, что среднеднепровская культура сложилась раньше, чем европейские культуры «боевых топоров». По мнению Т. С. Пассек [11], среднеднепровская культура сложилась на базе древней культуры скотоводческо-земледельческих племен позднего триполья в процессе сложных культурно¬исторических скрещений. А. Я. Брюсов [6] происхождение всех «культур боевых топоров» связывает с катакомбной культурой юга Европейской части СССР. Иное толкование проблеме дает Артеменко. По его мнению, источники формирования среднеднепровской культуры следует искать в северных районах Среднего Поднепровья, где распространены наиболее ранние памятники этой культуры. Известно, что здесь им предшествовали памятники ямной культуры. Артеменко обращает внимание на сходство погребального обряда, некоторых форм керамики и орнаментации культур ямной и среднеднепровской. Это дает ему основания говорить о формировании среднеднепровской культуры на основе ямной культуры. Дальнейшее ее развитие проходило во взаимодействии с катакомбной и Волынской мегалитическими культурами, а также с киево-софийской группой памятников позднего триполья [5].

Среднеднепровская культура просуществовала приблизительно до середины II тысячелетия до н. э. В се¬редине II тысячелетия до н. э. на ее основе сложилась сосницкая культура.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1935 Родился Евгений Николаевич Черных — российский археолог, историк металла, член-корреспондент РАН.
  • Дни смерти
  • 2008 Умерла Людмила Семёновна Розанова — советский и российский археолог, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, один из ведущих специалистов в области истории древнего кузнечного ремесла.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика