В.И. Соёнов, Н.А. Константинов, Е.А. Штанакова, А.К. Богданов, Б.В. Якоякова, Р.Н. Карушев — Петроглифы Дьылкы-Таша

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В 2009 г. экспедицией Горно-Алтайского госуниверситета в ходе археологических работ в южной части Чуйской котловины исследовался петроглифический комплекс Дьылкы-Таш. Памятник расположен в нижнем течении реки Тархата, на ее левобережье, в 9,7 км к ЮЮВ от с. Мухор-Тархата, в 12 км к ЮЮЗ от с. Кош-Агач, рядом с животноводческой стоянкой и изгородью, огораживающей орошаемое поле в местности Дьылкы-Таш, по которому он и получил название.

Памятник включает группу камней с выбитыми на них рисунками. Камни разбросаны на территории 100×115 м в остепненной части Чуйской котловины. Это обстоятельство негативно сказалось на сохранности изображений. Расположение памятника на открытой местности способствовало значительному влиянию выветривания и перепадов температуры на плоскости с рисунками. Из-за действия этих природных сил часть изображений не сохранилась, а значительное число рисунков прослеживаются слабо.

Расположение довольно больших камней на открытом остепненном участке необычно и поэтому невольно привлекает внимание людей. По-видимому, и в древности это скопление камней также привлекло людей, и они, несмотря на неудобство некоторых плоскостей, выбивали на них изображения. Возможно, по этой же причине появилась современная стоянка, расположенная вблизи группы камней.

В юго-восточной части памятника находится могильник, включающий в себя курган и керексур. В этой же стороне был найден плоский железный наконечник стрелы.

Все зафиксированные рисунки выполнены сплошной или контурной выбивкой. Изображения делятся на две группы по представленным образам: антропоморфные и зооморфные. Из зооморфных изображений в рисунках Дьылкы-Таша наиболее часто встречаются козлы. Другой зооморфный образ, распространенный в дьылкы-ташских петроглифах — бык (рис. 1). Зафиксированы также изображения баранов, оленей, хищника (волка?). Антропоморфные изображения представлены схематичными фигурами человека с посохом, роженицы (?), личины (маски?) и др.

 Рис. 1. Изображение быка. Камень 4. Дьылкы-Таш.


Рис. 1. Изображение быка. Камень 4. Дьылкы-Таш.

Часть рисунков имеет слабую патину и, судя по технике нанесения, явно имеет позднее происхождение. Скорее всего, эти поздние рисунки
и все посетительские надписи связны с советским временем, когда на Дьылкы-Таше существовала колхозная стоянка. Аналогии древним рисункам Дьылкы-Таша находятся, прежде всего, в петроглифах Алтая и сопредельных территорий. Схожие по технике и стилю изображения козлов, быков, людей имеют широкое распространение в петроглифических памятниках и датируются эпохой бронзы [1, рис. 1; 2, с. 90, рис. 1]. По-видимому, и основные дьылкыташские рисунки можно отнести к этому периоду.

На данном этапе исследований сложно судить о связи могильника с выбитыми на камнях рисунками. В целом объекты могильника выглядят довольно архаично и предположительно их можно отнести к периоду бронзы — началу раннего железа на основании датировки центральноазиатских керксуров. Характер расположения камней с рисунками в конструкции керксура, видимо, свидетельствует об их переиспользовании уже после нанесении рисунков.

Найденный в юго-восточной части памятника около одного из больших глыб плоский асимметрично-ромбический наконечник стрелы с шайбовым упором и черешковым способом насада относится к средне¬вековому комплексу вооружения [3, с. 45]. Подобные наконечники имели широкое распространение на Алтае и прилегающих территориях в монгольское время (XIII-XIV вв.) и, скорее всего, не имеет отношения к петроглифам.

На сегодняшний день уже имеется значительное количество работ по наскальному искусству Российского и Монгольского Алтая [1. с. 47-48]. Тем не менее ввод новых материалов в научный оборот способствует расширению наших знаний о мировоззрении и занятиях древнего и средневекового населения этих высокогорных территорий Алтая.

Литература

1. Кубарев В. Д. Алтай-Монголия: итоги и перспективы изучения наскального искусства // Древности Алтая. Межвуз. сб. науч. тр. Горно-Алтайск, 2003. № 10. С. 46-61.
2. Кубарев В. Д. Шаманистские сюжеты в петроглифах и погребальных росписях Алтая // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 6. Межвуз. сб. науч. работ. Горно-Алтайск, 2001. С. 89-107.
3. Горбунов В. В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Ч. II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул, 2006. 232 с.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика