Милоградская культура

Милоградская культура сложилась и распространилась на значительной части юго-восточной Белоруссии. Ее западная граница лежит в устье Г орыни, северная — южнее городов Слуцка, Жлобина и Чечерска, восточная — по среднему течению Илути. На юге эта культура распространяется далеко за пределы Белоруссии, доходя до Киева и верховьев южного Буга [16].

Своеобразие южнобелорусских городищ отмечал еще А. Н. Лявданский (в 20-х…начале 30-х годов), но ис¬следование милоградских памятников началось по существу с 1951 г.

Свое название культура получила по имени пос. Милоград в Гомельской области, где в раскопанном горо¬дище она была представлена в наиболее чистом виде.

На территории БССР милоградская культура охватывает период с середины VI в. до н. э. по I в. н. э. Наибольшее количество датирующих находок приходится на IV… II вв. до н. э. Ранний этап датируется некоторыми булавками, ажурной бляхой гольштатской формы, железным орудием в виде тесла или пластинчатого топорика с двумя выступами. Позднюю дату дают сарматские и позднелатенские аналогии: средне-и позднелатенские фибулы, браслетообразные височные подвески, прорезные колокольчики и др.

План милоградского жилища

План милоградского жилища

Украинские памятники милоградской культуры в основном принадлежат к более раннему времени, относясь непосредственно к эпохе бронзы.
Милоградская культура известна по поселениям и могильникам. Поселения представлены городищами и селищами, но преобладают городища. Селища, как правило, встречаются вместе с городищами, хотя на Припяти известны селища без городищ.

Большая часть городищ устраивалась на мысах. С напольной стороны они укреплялись валом и рвом. Высота вала достигала 2,5.3 м. Часто городища имели несколько валов и рвов. Некоторые городища относятся к типу «болотных».

План и профиль милоградского грунтового погребения.

План и профиль милоградского грунтового погребения.

Жилища обычно слегка углублены в материк (0,15…0,5 м), имеют квадратную, прямоугольную, круглую или овальную в плане форму, площадью в 12.16 м2 и рассчитаны на одну семью. Для всех раскопанных жилищ характерна одна интересная деталь — выступ возле одной из стен или в углу. При раскопках прослеживаются ряды ям от столбов стен. Перекрытие поддерживалось центральным столбом. В удлиненных больших жилищах таких столбов было несколько. Почти возле каждого дома сооружался небольшой хозяйственный погребок, возле одной из стен или в углу которого, как и в жилищах, устраивался характерный выступ. Внутри жилищ сооружался открытый очаг, обнаруживаемый обычно в виде скопления пережженных камней.

План и разрез кургана в Дубой.

План и разрез кургана в Дубой.

Погребения милоградской культуры открыты недавно, а изучены в самое последнее время. Господствующим обрядом было сожжение покойника. Тщательно очищенные от углей пережженные косточки складывались в неглубокую (в среднем 0,6 м) ямку диаметром от 0,5 до 1,5 м, преимущественно круглую в плане. Известны также овальные или удлиненные ямы, ориентированные обычно с северо-востока на юго-запад. Большинство погребений не содержит вещей. Из 70 могил, исследованных в д. Горошков Речицкого района, только в 15 найдены черепки разбитых сосудов, отдельные бронзовые и железные предметы и пряслица. В 10 погребениях имелись лишь небольшие скопления обломков сосудов. С погребальным обрядом связаны находки в некоторых могилах камней, отдельных кремневых орудий, охры, зубов жертвенных животных. Рядом с погребениями находят иногда следы тризны.

Могильники располагались возле поселений, иногда в пределах укрепленной части между внешним и внутренним валами (Горошков). В одном случае погребения обнаружены на жилой площадке городища рядом с жи¬лищами (Мохов I).

Милоградские сосуды. (Дубой. Раскопки Ю. В. Кухаренко.)

Милоградские сосуды. (Дубой. Раскопки Ю. В. Кухаренко.)

Есть основания предполагать, что на раннем этапе милоградской культуры наряду с обрядом трупосожжения существовало и трупоположение [14]. Так, на юге Белоруссии у д. Дубой в устье р. Горыни Ю. В. Кухаренко был раскопан курганный могильник VI. V вв. до н. э. с трупоположениями и трупосожжениями. В курганах найдены сосуды милоградских форм и форм, характерных для высоцкой культуры [9]. Курганные захоронения известны также на Волыни и Киевщине в области распространения подгорпевских памятников, представляющих, по-видимому, локальный вариант милоградской культуры.

Основные формы милоградских сосудов.

Основные формы милоградских сосудов.

Керамика милоградской культуры весьма своеобразна и отличается общим архаичным обликом, в котором достаточно заметны традиции эпохи бронзы. Вся она сделана от руки. Преобладают яйцевидные или шаровидные горшки и глубокие миски. Часть сосудов имеет невысокую шейку и прямой или отогнутый наружу венчик, другие — вообще без венчика с прямым или загнутым внутрь краем. Для ранних этапов милоградской культуры более характерны удлиненные, яйцевидные и тюльпановидные сосуды, а также сосуды с плоским и уплощенным днищем. Позже сосуды приобретают более округлые формы.

Глиняный конь и пряслица. Железные орудия труда милоградской культуры. (Раскопки О. Н. Мельниковской.) Браслеты. (Городище Горошков. Раскопки О. Н. Мельниковской.)

Глиняный конь и пряслица.
Железные орудия труда милоградской культуры. (Раскопки О. Н. Мельниковской.)
Браслеты. (Городище Горошков. Раскопки О. Н. Мельниковской.)

Хронологические различия можно проследить в орнаментации сосудов. На ранних типах орнаментация более разнообразна. Характерен так называемый жемчужный орнамент в виде выпуклостей на внешней поверхности, орнамент из ногтевых и пальцевых вдавлений, расположенных чаще всего в один ряд по шейке сосуда или под венчиком. Со временем орнамент упрощается и на поздних сосудах часто вовсе отсутствует.

Интересную группу изделий из глины составляют милоградские грузики («пряслица»), отличающиеся необыкновенным своеобразием. Очень распространены грузики, имеющие форму милоградских сосудов, а также крестовидные. В орнаментации грузиков часто встречаются мотивы, характерные для тшинецко-комаровских и более ранних сосудов эпохи бронзы.

Орудия труда, происходящие из милоградских памятников, достаточно разнообразны. Найдены железные проушные топоры, серпы, теслообразные мотыжки, ножи с горбатой спинкой, долотообразные изделия, шилья, иглы. На Горошковском городище найден клад железных земледельческих орудий.

Из предметов вооружения больше всего найдено наконечников стрел. Для местной культуры характерны железные плоские листовидной, треугольной или ромбической формы наконечники без черешка, найдены также скифские бронзовые трехгранные стрелы. Из нетипичных находок следует отметить скифский железный меч и дротик латенского типа. В качестве оружия могли, конечно, использовать и обычные топоры.

Фибулы (1), подвеска (2), перстень (3).

Фибулы (1), подвеска (2), перстень (3).

Одной из отличительных черт милоградской культуры является крайне ничтожное количество изделий из кости, которая представлена здесь главным образом проколками и рукоятками к металлическим орудиям.

Милоградские украшения довольно разнообразны. Из железа, бронзы и серебра изготовлялись браслеты с замкнутыми, разомкнутыми и заходящими концами. Поверхность их иногда орнаментировалась зубчиками и ложной зернью. По сечению различаются браслеты круглые, овальные и многопроволочные.

Бронзовые и железные булавки представлены не менее чем 6 типами. Наиболее распространена булавка с головкой в виде петли, заканчивающейся 5-видным завитком.

Найдены ранне-, средне- и позднелатенские фибулы, браслетообразные, трапециевидные и треугольные под¬вески, спиральные, конические и полушаровые серьги, колокольчики, бляхи. Как можно судить по многочисленным находкам серпов, зернотерок, двухсторонних секирок, мотыжек и других орудий труда, основу хозяйства милоградских племен составляло земледелие. На стенке одного сосуда сохранился отпечаток зерна пшеницы [11]. Есть основания предполагать существование пашенного земледелия.

Анализ остеологического материала говорит о значительной роли скотоводства. Наибольшее количество найденных костей домашних животных относится к крупному рогатому скоту. Обнаружены также кости лошади, свиньи, мелкого рогатого скота, собаки. Дикие животные представлены в значительно меньшем количестве.

На многих поселениях отчетливо выявляются следы занятий населения железообработкой, литьем, рыболовством, деревообработкой, прядением и ткачеством. О разделении труда внутри родовой общины свидетельствует погребение с разбитыми литейными формами, раскопанное на Моховском I городище. Возможно, что здесь был захоронен общинник, специализировавшийся на изготовлении бронзовых предметов.

Некоторые материалы свидетельствуют о связях милоградских племен с другими областями. Так, среди браслетов, найденных в кладе Горошковского городища, имеются экземпляры позднегалыптатских и ранне- латенских типов [13]. Вместе с тем находки литейных форм говорят о местном производстве некоторых из них.

Возможно, импортной западноевропейской вещью является железная бритва, напоминающая латенские образцы. Едва ли местной следует считать железную плетеную цепь от уздечного набора, найденную на одном из милоградских памятников. Несомненно с юга были завезены наиболее часто встречающиеся синие глазчатые бусы. По мнению исследователя милоградской культуры О. Н. Мельниковской, импортные изделия более тяготеют к югу и западу. Связи с севером и Балтикой прослеживаются значительно слабее [16].

Патриархально-родовой строй у племен милоградской культуры уже обнаруживает некоторые признаки разложения.

Источники, раскрывающие систему верований милоградцев, довольно ограничены. Можно отметить, что многие милоградские грузики покрыты знаками, характерными для солярных и астральных культов. Возможно, культовый характер присущ и глиняным фигуркам животных (главным образом, коня) и различным амулетам: клыкам животных, просверленным астрогалам, рыбным позвонкам, гальке. Находки в ряде погребений обломков человеческих черепов без всяких признаков сожжения дают основание предполагать существование культовой антропофагии [16].
В ряде своих элементов милоградская культура обнаруживает черты сходства с предшествующими ей тшинецкой и комаровской культурами бронзового века, проявляющиеся в близости форм некоторых сосудов, грузиков, их орнаментации и в деталях погребального обряда. Это может рассматриваться как свидетельство существования генетической связи между ними.

По мнению О. Н. Мельниковской, милоградская культура выросла на основе одного из вариантов тшинецко- комаровской культурной общности [16]. Основная область формирования культуры находилась на территории Украины, где располагаются наиболее ранние милоградские памятники и отсутствуют памятники поздней поры. В области к северу от Припяти наблюдается иная картина. Основной комплекс милоградских древностей приходится здесь на средний и поздний этапы существования этой культуры. Следовательно, можно сделать вывод о переселении милоградских племен из южных районов в более северные.

Однако нет оснований отрицать вероятность участия в формировании милоградской культуры культур позд¬ней бронзы Белоруссии. Так, нельзя не обратить внимания на близкое совпадение ареалов милоградской и сосницкой культур и наличие у них некоторых общих культурных элементов. К тому же сосницкая культура, как уже отмечалось выше, относится к одному с тшинецкой и комаровской кругу памятников.

Окончательное решение этого вопроса будет зависеть от успехов в изучении белорусских памятников эпохи бронзы позднейшей поры.
Милоградская культура прекращает существование в I в. н. э., и дальнейшая судьба племен, создавших ее, еще не ясна. На рубеже н. э. культура эта подвергается сильному воздействию со стороны зарубинецкой культуры.

Этническая принадлежность и историческое имя милоградских племен не могут быть установлены на основании археологических материалов. Исследователь этой культуры О. Н. Мельниковская отождествляет милоградские племена с неврами, описанными Геродотом (V в. до н. э.). В качестве аргумента она выдвигает факт совпадения их ареалов и времени существования. Прослеженное археологически передвижение милоградских племен к северу, по ее мнению, возможно, подтверждает указание Геродота о вытеснении невров из области их первоначального обитания «змеями». Существование в белорусском фольклоре волчьего культа сопоставляется некоторыми исследователями с замечанием Геродота о превращении невров один раз в году в волков.

Территориальная и типологическая связь ранних милоградских памятников с тшинецко-комаровским комплексом, сложившимся в области распространения древнейшей славянской топонимики, ставит вопрос о возможно славянской принадлежности милоградских племен [12]. Однако эта точка зрения оспаривается рядом исследователей, указывающих на то, что ареалы милоградской культуры вписываются в область распространения балтийских гидронимов [25].

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1904 Родился Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Николай Константинович Рерих — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика