А.И. Мазин — Палеолитические наскальные рисунки в Восточном Забайкалье (предварительная публикация)

К содержанию сборника «Археологические исследования в районах новостроек Сибири»

Открытие новых наскальных рисунков с изображением плейстоценовой фауны не является неожиданностью для Восточного Забайкалья. Подобные памятники зафиксированы в Монголии, Прибайкалье и Южной Якутии.

Писаница открыта в 1983 г. в бассейне верхней Борзи (левый приток Аргуни), в 6 км от пос. Бырка, на перевале между ключами Ноготуй и Дровяной. Рисунки нанесены в северной части гранитного останца, стоящего вертикально на самой вершине перевала. Длина останца около 200 м, ширина до 15 м, высота до 30 м. Ориентирован он с севера на юг. С северо-восточной стороны останца имеются удобные площадки для обитания человека.

На памятнике представлено 20 композиций. По стилистическим особенностям нанесения рисунков и оттенкам краски изображения разновременные. Предполагаемые палеолитические рисунки расположены на двух плоскостях. Сохранность их удовлетворительная, хотя они сильно пострадали от надписей современников.

Первая плоскость с палеолитическими наскальными изображениями находится с северо-восточной стороны останца (длина 3,80 м, высота 1,85 м). Над плоскостью нависает карниз, защищающий рисунки от размывания и выветривания (рис. 1).

Все изображения на плоскости выполнены красной охрой сплошными контурными линиями или заливкой по контуру. По цвету краски, манере написания и расположению на плоскости рисунки предварительно можно разделить на пять разновременных групп.

Рис. 1. Бырка. Наскальные рисунки плоскости № 1.

Рис. 1. Бырка. Наскальные рисунки плоскости № 1.

Рис. 2. Бырка. Плоскость № 1. Первая группа наскальных рисунков.

Рис. 2. Бырка. Плоскость № 1. Первая группа наскальных рисунков.

Рис. 3. Бырка. Плоскость № 1. Первая группа, рисунков, изображения бизона.

Рис. 3. Бырка. Плоскость № 1. Первая группа, рисунков, изображения бизона.

К первой, наиболее древней, группе относятся десять изображений бизонов, из них семь сохранились полностью, три — частично (рис. 2). Нарисованы они красной охрой, которая от естественного разрушения приобрела оттенки от темно-красных до желтоватых.

Можно выделить две стилистические особенности нанесения рисунков бизонов на скальное полотно. Первая — контуры животного переданы тремя начертаниями. Вначале выпуклой линией изображались рог, верхняя часть головы, шеи, холка, спина и хвост, затем одним штрихом — морда, нижняя часть шеи, грудь, брюшная часть, круп и в конце двумя мазками — прямые ноги (рис. 3, 1). Во втором случае голова, туловище и хвост животного очерчены одним взмахом руки, а затем подрисованы ноги и рог (рис. 3, 2).

По манере написания и расположению на наскальной плоскости эти животные объединяются в одну композицию и относятся к кисти одного художника. Несмотря на схематизм и профильное изображение животных, рисунки поражают своим динамизмом. В них подчеркнуты специфические черты бегущих бизонов — приопущенные, устремленные вперед головы, широко расставленные ноги и отброшенные назад хвосты.

Ко второй группе рисунков на рассматриваемой плоскости относятся два изображения носорогов, расположенные на высоте 1,5 м от уступа, чуть выше стада бизонов. Выполнены они темно-красной охрой, оттенок которой отличается от цвета на рисунках остальных групп.

От одного изображения носорога сохранилась только задняя часть туловища с хвостом и ногой, второе — хорошей сохранности.

Животное нарисовано в профиль. У него массивное туловище, высокая холка, короткая шея. Небольшим утолщением выделена длинная плоская голова с клинообразным рогом на конце. Рог носорога сливается с изогнутой линией, имеющей пять отростков (рис. 4).

Изображение носорогов на писанице имеет большое значение для датировки рассмотренных наскальных рисунков, так как это животное относится к сугубо плейстоценовой фауне и вымерло в Северной Азии раньше, чем бизоны и быки. Современные исследования показывают, что в Западном Забайкалье носорог вымер 12 тыс. лет назад [1], а в Южной Якутии — 18 тыс. лет [2]. Опираясь на эти факты, можно сделать заключение, что наскальные рисунки первой и второй групп на первой плоскости выполнены не позднее 12 тыс. лет назад. К этому же времени относится и единичное изображение бизона на второй плоскости быркинской писаницы (рис. 5).

Плоскость расположена с юго-западной стороны останца в нише, на высоте 1,8 м от основания скалы. Рисунок выполнен бордовой охрой сплошными контурными линиями. Изображение бизона гораздо больших размеров и более реалистично, чем описанные ранее. Голова и шея бизона нарисованы в виде одного закругленного на острие клина. Холка слегка приподнята, спина с небольшим изгибом, круп овальный. Грудина приопущена, брюхо подтянуто. Короткий хвост передан прямой линией. Длинный рог на конце заострен. Ноги изображены не полностью. К холке животного подрисована прямая линия. Изображение дано в профиль. В более позднее время поверх него нанесены две прямые сплошные линии красного цвета.

Следует заметить, что в археологической литературе принято относить к палеолитическим наскальным рисункам, и то с большими оговорками, только те изображения, на которых показана вымершая плейстоценовая фауна, а о раннеголоценовых рисунках вообще не упоминается. Но ведь в плейстоцене существовали наряду с вымершими теперь и такие животные, как северный и благородный олень, лось. Они были объектами охоты, их костные останки зачастую обнаруживают в палеолитических памятниках. Поэтому, изображения этих зверей вполне могут присутствовать на палеолитических писаницах.

Можно согласиться, что основными объектами охоты человека в палеолите были мамонт, бизон и носорог. Поэтому изображения именно этих животных и наносились на скалы. Но тогда возникает вопрос: неужели с вымиранием животных, являвшихся основным источником существования, и постепенным переходом к промыслу оленя и лося наскальное искусство прекратило свое существование? Конечно, нет. Оно продолжало существовать вплоть до нашего столетия, но персонажи его, естественно, менялись. В этом плане большой интерес представляют третья и четвертая группы изображений на первой плоскости быркинской писаницы и нюкжинские наскальные рисунки.

Рис. 4. Бырка. Плоскость № 1. Вторая группа рисунков, изображение носорога.

Рис. 4. Бырка. Плоскость № 1. Вторая группа рисунков, изображение носорога.

Материалы нюкжинской писаницы уже были опубликованы, но в настоящее время она более тщательно исследована. В результате получены совершенно новые данные по датировке рисунков.

Нюкжинская писаница содержит две разновременные группы рисунков. Наиболее древняя, первая группа выполнена темно-красной охрой, внутри контура изображения полностью залиты краской. Здесь представлены пасущиеся, стоящие в спокойной позе, поднимающиеся вверх, спускающиеся вниз животные, матки оленей с телятами, «магическая охота» и зооморфные многоликие существа. Есть также групповые и одиночные изображения людей. У человеческих фигурок ноги расставлены, руки разведены в стороны. На двух рисунках изображены люди, стоящие поодиночке около кругов, напоминающих солярные знаки, в окружении красочных пятен, на третьем — группа людей, которые преследуют пасущихся — животных [3].

Рис. 5. Бырка. Плоскость № 2, изображение бизона.

Рис. 5. Бырка. Плоскость № 2, изображение бизона.

Вторая группа рисунков выполнена контурными линиями более светлой охрой. Сюжеты их гораздо разнообразнее. Здесь изображены сцены загонной охоты с луком, животные, стоящие в спокойной позе, у некоторых обозначены пищеводы с желудками. Только одно животное в этой группе находится в движении. Есть изображения, напоминающие солярные знаки. Люди нарисованы с расставленными в стороны ногами и разведенными руками. Все они изображены в движении и являются участниками происходящих событий [4].

На скале над плоскостями с наскальными рисунками нюкжинской писаницы был обнаружен жертвенник. Слой с его материалами перекрывал гранитную плиту, на которой сохранилась передняя часть изображения животного с массивной головой параболической формы. По стилистической манере оно аналогично части рисунков второй группы этого памятника.

В культурном слое нюкжинской писаницы обнаружены скребловидные орудия округлых, эллипсовидных, треугольных и трапециевидных форм (рис. 6, 1, 3—5, 7, 8; рис. 7, 1); одно нуклевидно-скребловидное орудие (рис. 7, 2), торцовый нуклеус (рис. 6, 2), комбинированное орудие — скребок-резец (рис. 6, 6), 128 отщепов (многие из них подработанные) и фигурка животного [5].

Рис. 6. Каменные орудия из нюкжинского жертвенника.

Рис. 6. Каменные орудия из нюкжинского жертвенника.

Рис. 7. Материалы из нюкжинского жертвенника.

Рис. 7. Материалы из нюкжинского жертвенника.

Наскальные рисунки нюкжинской писаницы и комплекс вещей из культурного слоя жертвенника принадлежат к одному периоду. Это мнение подтверждается следующими фактами. Во-первых, комплекс вещей жертвенника перекрывал плиту с изображением животного. Во-вторых, в культурном слое жертвенника были встречены куски охры и охристые пятна. В-третьих, некоторые отщепы и скребла были испачканы охрой, видимо во время приготовления краски для нанесения рисунка. Наглядным примером является отщеп (рис. 7, 1), сколотый с массивного скребловидного орудия, имеющего серую естественную окраску. Отщеп по краю подработан и весь измазан охрой, с тыльной стороны виден охристый отпечаток пальца. Такие же отпечатки имеются и на нуклевидно-скребловидном орудии (рис. 7,2).

В древности, вероятно, существовал ритуал: перед тем, как нанести рисунки, раскалывали камни и делали орудия для приготовления охры, а когда рисунок был закончен, все предметы и колотый камень оставляли. Подобная ситуация отмечена В. Т. Петриным в Игнатиевской пещере на Южном Урале.

Комплекс вещей из нюкжинского жертвенника находит аналогии в материалах дюктайской культуры, и его можно датировать временем около 10,5 тыс. лет назад. Такого же мнения относительно материалов жертвенника придерживается и Ю. А. Мочанов [6].

Третья группа рисунков на первой плоскости быркинской писаницы представлена изображением оленя, кругами, пятнами и линиями (см. рис. 1). Они окружают или вклиниваются в более ранние рисунки. По манере нанесения изображений и тематическим особенностям эта группа сближается с первой группой рисунков нюкжинской писаницы. В такой же манере, как и на нюкжинской писанице, нарисован олень с высоко поднятой головой, ветвистыми длинными рогами, почти прямоугольным вытянутым туловищем, расставлен¬ными короткими ногами (рис. 8). Древний художник, воспользовавшись более ранними изображениями, как и на нюкжинских писаницах, перед животными, под ними или вокруг них нанес круги

Рис. 8. Бырка. Плоскость № 1. Третья группа рисунков, изображение оленя.

Рис. 8. Бырка. Плоскость № 1. Третья группа рисунков, изображение оленя.

(в одном случае поверх рога бизона, что подтверждает разновременность рисунков), пятна и линии (см. рис. 1).

Четвертая группа рисунков на первой плоскости быркинской
писаницы (см. рис. 1; рис. 9) находится выше ранее описанных.

По стилистической манере передачи изображений и тематике она
близка ко второй группе рисунков нюкжинской писаницы. Животные нарисованы сплошными контурными линиями, головы их параболической формы, туловища почти прямоугольные, чуть закругленные, уши показаны небольшими треугольными выступами. Зооантропоморфные и антропоморфные фигурки, преследующие животных, нарисованы сплошными линиями. Изображения окружены красочными пятнами и линиями.

Все четыре группы рисунков быркинской писаницы и нюкжинская писаница имеют общие стилистические и тематические особенности: изображение животных в профиль, с головами в форме параболы, отражение охотничьей магии. Все рисунки делятся на четыре разновременные хронологические группы, возраст их от 10,5 до 12 тыс. лет.

Изложенные материалы позволяют еще более уверенно ставить вопрос о датировке писаниц в соответствии с возрастом связанных с ними жертвенных мест и говорить об их древности. Более ранний стилистический пласт писаниц можно отнести к палеолитическому

Рис. 9. Бырка. Плоскость №1. Четвертая группа рисунков.

Рис. 9. Бырка. Плоскость №1. Четвертая группа рисунков.

времени, поскольку зарегистрирован случаи, когда палеолитический материал находился поверх наскального рисунка. Кроме того, появилась возможность проследить изменения в сюжетах и стиле палеолитических петроглифов.
Естественно, предлагаемая предварительная датировка может быть скорректирована и уточнена дальнейшими находками. Большое значение в этом плане имеет и сопоставление вышеописанных рисунков с наскальными изображениями соседних территорий Северной и Центральной Азии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Базаров Д. Д., Константинов М. В., Иметхенов А. Б. и др. Геология и культура древних поселений Западного Забайкалья. Новосибирск, 1982, с. 119.
2 Мочанов Ю. А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосибирск, 1977, с. 221.
3 Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск, 1976, с. 29—31, 85, 129—130, табл. 7, I; табл. 8, II, 1-3, ‘6.
4 Там же, с. 31—33, 85—86, 129, 131—132; табл. 7, II; табл. 8, I; табл. 9, I, 2—4; табл. 10, I.
5 Мазин А. И. Наскальные рисунки IV—III тыс. до н. э. таежной зопы Верхнего Приамурья.— В кн.: Первобытное искусство. Новосибирск, 1976, с. 99.
6 Мочанов Ю. А. Древнейшие этапы заселения…, с. 5—90.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика