80-летие Галины Анатольевны Пугаченковой

80-летие Галины Анатольевны Пугаченковой // Вестник древней истории. 1995. №3. С. 212-213.

Галина Анатольевна Пугаченкова

Научная общественность Узбекистана широко отметила юбилей выдающегося ученого, специалиста по искусству, архитектуре и археологии Центральной Азии, академика АН Узбекистана Галины Анатольевны Пугаченковой.

Г.А. Пугаченкова родилась 7 февраля 1915 г. в г. Верном (совр. Алма-Ата). Ее отец был архитектором, мать — педагогом. Оба завершили образование во Франции. Семейные традиции и детские впечатления от экскурсии по архитектурным ансамблям Самарканда определили ее дальнейшую судьбу. Она с отличием закончила архитектурное отделение Среднеазиатского политехнического института. Перед ней стоял выбор: стать профессиональным архитектором или заняться историей архитектуры. Она избрала второе. В этом, быть может, решающую роль сыграло ее участие в Термезской археологической комплексной экспедиции 1938 г., которую возглавлял М.Е. Массон — один из виднейших знатоков древней и средневековой культуры Средней Азии.

Галина Анатольевна начала с разработки проблем эллинистической и средневековой архитектуры Средней Азии, вскоре она завершила диссертацию на тему «Архитектура эпохи Навои» (1941 г.), за которую получила ученую степень «кандитат архитектуры», а затем вторую диссертацию «Пути развития архитектуры Южного Туркменистана” (1959) и стала доктором искусствоведения. В Среднеазиатском государственном университете она читала курсы по архитектуре и искусству Средней Азии и Востока. Она воспитала не одно поколение среднеазиатских археологов. Галина Анатольевна участвовала в археологических обследованиях и экспедициях, работавших в Узбекистане, Туркменистане, Киргизии, а затем в Иране и Афганистане. С 1946 г. она — начальник специального отряда Южнотуркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ), позже — один из ведущих сотрудников Советско-афганской археологической экспедиции. В 1958 г. Г.А. Пугаченкова переходит на работу в Институт искусствознания Министерства культуры Узбекистана и возглавляет сектор истории искусств и архитектуры. В 1959 г. она создала и до 1984 г. возглавляла работу Узбекистанской искусствоведческой экспедиции. Признанием большого вклада в науку явилось ее избрание членом-корреспондентом, а затем академиком АН Узбекистана (1984). Она была академиком-секретарем Отделения истории, языка и литературы АН Узбекистана, а сейчас работает в Институте археологии АН Республики Узбекистан, Г .А. Пугаченкова написала и издала около 600 работ — книг, статей, заметок на русском, французском, немецком, английском, дари. Они охватывают период древности, средневековья, нового времени — фактически в ее трудах нашла отражение вся гамма художественной культуры Центральной Азии на протяжении трех тысячелетий.

Остановимся на ее трудах, связанных с древностью. В те годы, когда Г.А. Пугаченкова начинала свою работу, все поле истории искусств и архитектуры древней Средней Азии, за исключением нескольких участков, оставалось terra incognita. Она сама выбирала направления и сама пролагала пути. И делала это с честью. Сейчас, когда по многим проблемам работают те или иные специалисты, появляются новые данные или трактовки. Но это отнюдь не умаляет ее заслуг первопроходца.

Огромное значение имеют археологические исследования Г.А. Пугаченковой в важнейших центрах Южной Туркмении, особенно в Нисе. Она руководила раскопками на двух интереснейших кушанских памятниках Центральной Азии — Халчаяне и Дальверзин-тепе (Узбекистан) и принимала участие в раскопках на Дильберджине и других памятниках Афганистана. По результатам раскопок ею издана большая серия статей и книг.

Прекрасное знание античности позволило Г.А. Пугаченковой осуществить (совместно с М.Е. Массоном) публикацию парфянских ритонов из слоновой кости, найденных при раскопках Старой Нисы (1959). Иконографический анализ большого числа персонажей и сцен, украшающих эти ритоны, — огромная заслуга Г.А. Пугаченковой и значительный вклад в изучение и понимание культуры Восточной Парфии. ее эллинистических и местных начал. Сейчас работа над ритонами продолжается (П. Бернар, А. Инверницци), вносятся коррективы, но этот труд остается основополагающим, недавно он был переиздан в Италии на английском языке. Столь же значимы труды Г.А. Пугаченковой по парфянской скульптуре и по древней архитектуре Восточной Парфии. Материалы Г.А. Пугаченковой самым широким образом используются во всех зарубежных изданиях по эллинистической культуре. Цикл работ по древней Бактрии открыла одна из первых публикаций Г.А. Пугаченковой “Фрагменты эллинистической архитектуры Тохаристана» (1945). Уже в ней она поставила вопрос “об историческом месте и культурной роли Центральной Азии в общем круге государств древнего мира первых столетий до и после начала нашей эры”. Она обратила внимание и на особую роль индийского, особенно гандхарского искусства, отмечая при этом, что бактрийское искусство ему отнюдь не идентично. За полстолетия, прошедшие со времени, когда молодая исследовательница сформулировала эти воистину пророческие тезисы, она и возглавляемая ею Узбекистанская искусство¬ведческая экспедиция изучили десятки памятников. Дворец в Халчаяне открыл миру сокровища юэчжийского-раннекушанского искусства. Дальверзин-тепе — облик северобактрийского кушанского города с его улицами, домами аристократов и рядовых граждан, ремесленными мастерскими и храмами, фортификацией и погребальными сооружениями. Рукой зрелого мастера написаны монографии об этих памятниках и найденных в них произведениях искусства. Эти проблемы раскрываются и в цикле работ Г.А. Пугаченковой по древнему Афганистану и гандхарскому искусству. Целостная концепция кушанского искусства и архитектуры дана в обобщающем труде Г.А. Пугаченковой “Искусство Бактрии эпохи кушан» (1979) и в ее последующих трудах. Глубокий стилистический разбор, широкие обобщения, превосходный язык — вот что характеризует работы юбиляра. Это широкие концептуально-обобщающие полотна. К их числу относятся и написанные в соавторстве с Л.И. Ремпелем “История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины XIX в.” (1965) и “Очерки искусства Средней Азии” (1982) — наиболее полные труды по искусству Центральной Азии.

Труды Г.А. Пугаченковой широко известны за рубежом. О международном признании свидетельствует присвоение ей докторской степени honoris causa Страсбургским университетом, избрание членом-корреспондентом Германского археологического института и Итальянского института Среднего и Дальнего Востока, почетным членом многих международных комитетов и ассоциаций.

Поздравляя Галину Анатольевну Пугаченкову, желаем ей здоровья и многих лет плодотворной работы в нашей науке.
Б.А. Литвинский

* * *

Редколлегия и Редсовет журнала, все многочисленные поклонники таланта Галины Анатольевны присоединяются к этому поздравлению и пожеланиям и надеются, что еще в течение многих лет читатели журнала будут иметь удовольствие читать ее блестящие статьи.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика