Сузин М.В. Бронзовый Барельеф XIII-XIV вв.

К содержанию 14-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В 1927 г. в г. Старице (Калининской обл.) вместе с медными тельными крестиками и другими древнерусскими вещами был приобретен бронзовый наугольник с изображением князя на троне (рис. 63), представляющий большой интерес. Наугольник мог служить украшением переплета книги, вероятно светского содержания, ларца или шкатулки.

[adsense]

Рис. 63. Бронзовый барельеф XIII—XIV вв. с изображением князя

Рис. 63. Бронзовый барельеф XIII—XIV вв. с изображением князя

Размеры бронзового литого наугольника: высота — 5.25 см, ширина по основанию — 30.0 см, толщина — 0.2 см. С лицевой стороны имеет рельефное изображение князя в профиль, в высокой шапке с полями, из-под которой видны длинные волосы; фигура представлена в длинном одеянии, поверх которого на спину князя накинут плащ, скрепленный на правом плече застежкой (фибулой). На ногах князя короткие сапоги. Князь сидит на высоком двуступенчатом троне (стуле), украшенном двумя квадратами точечных орнаментов и двумя сходящимися углами зигзагообразными линиями. В квадратах, большом и малом, помещены изображения двух фантастических животных в геральдической позе, идущих влево с разинутыми пастями и приподнятыми правыми лапами. У большего животного хвост, пропущенный под задней ногой, выступает над его спиною в утолщенном виде с небольшим загибом
влево. Правой рукой князь опирается на полуовальную ручку трона, а в левой держит посох, оканчивающийся горизонтальной ручкой. На ручке трона (локотнике), среди точечного орнамента, изображен крест, основанием своим касающийся горизонтальной черты, под которой изображен несколько удлиненный с боков четырехугольник. Оборотная сторона — гладкая, с пятью гвоздям» для прикрепления. Вся композиция изображения указывает на его древность и подлинность: фактура лица князя близка пластике рельефов димитриевского собора (имею в виду княжеские фигуры его северного фасада). Длинные волосы, а также высокая княжеская шапка с меховой опушкой и мягкой тульей напоминают изображения князя в Изборнике Святослава. Корзно (плащ), застегнутый фибулой, известен по древней иконописи. Животные (львы) явно носят характер владимирско-суздальской пластики.

Прототипы их дают монеты суздальских князей конца XIV в., а именно: монета вел. кн. суздальского Василия Дмитриевича Кирдяпы (1366—1387 гг.) (рис. 64,1) и монета князя Бориса Константиновича в бытность его удельным князем Городецким ( ? — до 1383 г.) (рис. 64, 2). Знак на локотнике (ручке трона) (®) имеет некоторое сходство с лилией на рельефах Дмитриевского собора. Возможно, что этот знак служил знаком собственности князя.

Рис. 64. 1 — Монета вел. кн. суздальского Василия Дмитриевича Кирдяпы; 2 — Монета Городецкого удельного князя Бориса Константиновича (а — лицевая сторона, б — оборотная сторона).

Рис. 64. 1 — Монета вел. кн. суздальского Василия Дмитриевича Кирдяпы; 2 — Монета Городецкого удельного
князя Бориса Константиновича (а — лицевая сторона, б — оборотная сторона).

Исходя из сказанного, надо полагать, что публикуемый наугольник мог быть изготовлен в конце XIII или начале XIV вв.

К содержанию 14-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014