Словарь мифологических, искусствоведческих и археологических терминов

К содержанию книги «Нить Ариадны. В лабиринтах археологии» | К следующему разделу

АБАК — верхняя плита капители, квадратная или прямоугольная, также счетная доска.
АГОН — состязание на религиозных праздниках, организуемое и руководимое должностными лицами — агонофетами. Агонами назывались также конные, гимнастические и музыкальные состязания.
АГОРА — народное, судебное или военное собрание свободных граждан в Древней Греции и его место, площадь с расположенными вокруг нее общественными, торговыми и культовыми зданиями.
АКВЕДУК — арочные опоры для водопровода.
АКРОПОЛЬ — укрепленная часть греческого города, его религиозно-политический центр, обычно располагавшийся на возвышенном месте.
АКРОТЕРИИ — декоративный элемент кровли на ее углах из камня или глины.
АЛТАРЬ — место жертвоприношения, обычно в виде куба с углублением для возлияния или сожжения жертвы.
АМФИКТЕОНИЯ — объединение нескольких полисов или племен (амфиктеонов) вокруг центра с общим культом и святилищем.
АМФИТЕАТР — монументальное сооружение в Древнем Риме для публичных зрелищ с ареной и концентрически расположенными местами для зрителей.
АМФОРА — крупный сужавшийся к низу глиняный сосуд с двумя ручками, использовавшийся для масла и вина.
АНТ — резко выступающий торец продольных стен греческого дома или храма.
АНТАБЛЕМЕНТ — верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера.
АНТЕФИКС — лобовая черепица с прорезью в вертикальной части, располагающаяся по свесам кровли.
АПОДИТЕРИИ — зал для раздевания в термах.
АПСИДА — выступ здания, обычно полукруглый, перекрытый полукругом или сомкнутым полусводом.
АРКАДА — ряд арок, опирающихся на столбы.
АТРИИ — центральное помещение этрусского и римского дома с комплувием и имплувием.
АРХИТРАВ — перекладина, опирающаяся непосредственно на капители колонны.
АЭД — во времена Гомера — певец, певец, заклинатель.
БАЗИЛИКА — у римлян здание с вытянутым залом, разделенное рядами колонн на несколько частей. Использовалось для суда, торговых и денежных сделок.
БЕЛЬВЕДЕР — двор и сад в Ватикане.
БОРЕИ — бог северного ветра в греческой мифологии.
БУККЕРО — тип этрусской керамики черного цвета, производившейся между VII и V вв. до н.э.
ВИЛЛА — поместье и загородная усадьба у древних римлян.
ВОЛЮТА — архитектурное украшение из спиралеобразно завитых листьев и других растительных элементов.
ГЕРМА — столбик, украшенный головою или изображением Гермеса или других богов.
ГЕРООН — место или сооружение, посвященное памяти героя или его культу.
ГЕТЕРА — женщина, ведущая свободный образ жизни, подруга, любовница.
ГИМНАСИЙ — общественное помещение для физических упражнений и ученых бесед.
ГИПОКАУСТ — сооружение для подачи теплого воздуха под полом древних бань.
ГЛИПТИКА — искусство художественной резьбы по камню и кости.
ГЛИПТОТЕКА — собрание произведений скульптуры или глиптики; музей скульптуры.
ГЛОССА — вставленное в рукопись древнего автора слово чуждого ему языка, с переводом и толкованием.
ГНОМОН — указатель на солнечных часах, древнейший астрономический инструмент, применявшийся уже в Вавилоне.
ГРИФ — в греческой мифологии существо, объединившее части тела льва и орла.
ДЕКУМАН — улица, имеющая в римской урбанистике направление восток-запад.
ДИПТЕР — тип храма со сдвоенным рядом колонн по периметру постройки.
ДОЖ — высшее должностное лицо в Венеции с X—XI вв.
ДРАХМА — греческая серебряная монета, афинская драхма состояла из 6 оболов и насчитывала 4,36 г серебра.
ДРОМОС — узкий проход в погребальной камере.
ЕПАРХИЯ — древнегреческое обозначение провинции Римской империи.
ИМПЛУВИЙ — водосток для дождевой воды, втекавшей через комплувий.
ИНКРУСТАЦИЯ — облицовка поверхности стены разноцветными мраморными пластинками.
ИНСУЛА — доходный дом в древнем Риме и других городах Италии. В другом значении — городской квартал, застроенный участок, ограниченный со всех сторон улицами.
КАЛЬДАРИЙ помещение с нагретой водой в римских термах.
КАМЕЯ — резной камень с выпуклым рельефным изображением.
КАННЕЛЮРЫ — вертикальные желобки, идущие параллельно от основания к капители колонны и служащие для ее украшения.
КАПИТЕЛЬ — верхняя часть колонны.
КАРДО — демаркационная линия с севера на юг в римской урбанистике.
КАРИАТИДА — скульптурное изображение задрапированной женской фигуры, используемое вместо колонны для поддержки балочного перекрытия.
КАРНИЗ — горизонтальный выступ, завершающий стену здания.
КАТАПУЛЬТА — осадная машина для метания камней.
КВАДР — тесаный камень в форме прямоугольного параллелепипеда.
КВАДРИГА — колесница на двух колесах, запряженная четверкой коней, у римлян.
КИАФ — сосуд в форме чаши с одной ручкой.
КЛОАКА — крытый канал для стока нечистот в Риме.
КОЛУМБАРИЙ — место для коллективного погребения с небольшими нишами для погребальных урн.
КОМПЛУВИЙ — четырехугольное отверстие в крыше атриума над имплувием.
КРАТЕР — у древних греков сосуд для смешения жидкостей.
КРИПТОПОРТИК — коридор, обычно подземный, освещенный сверху проемами.
КОРЫ — архаичные декоративные статуи девушек в культовых центрах Греции.
КОТУРНЫ — греческая театральная обувь с толстой подошвой.
КСОАН — деревянный столб, воплощающий божество.
КУРИЯ — место собраний и жертвоприношений в Древнем Риме, позднее так именовалось место заседания римского сената.
ЛЕГАТ — в эпоху Республики назначаемый сенатом посол или заместитель командующего армией; в эпоху Империи назначаемый императором командующий легионом, наместник императорской провинции и чрезвычайный уполномоченный.
ЛЕСХА — помещение для бесед в греческом доме.
МАРЕММА (итал.) — заболоченный морской берег.
МЕАНДР — тип орнамента в виде ломаной или кривой линии с завитками (от названия извилистой реки Меандр в М. Азии).
МЕГАРОН — главное прямоугольное помещение греческого дома с входом на торце.
МЕДУЗА — одна из трех сестер Горгон.
МЕНАДЫ — безумствующие спутницы греческого бога Диониса.
МЕТА — пограничный камень в римском цирке на старте и финише в форме конуса или пирамиды.
МЕТОПА — каменная или керамическая плита, заполняющая пространство между двумя триглифами во фризе, нередко украшенная росписью или рельефами.
МИРМИЛЛОН — гладиатор в галльском вооружении с изображением рыбки на острие шлема.
МИСТЕРИИ — тайный культ и тайные учения.
МОРЕЯ — средневековое обозначение Пелопоннеса
НАВАРХ — командир флота у греков, в Спарте с V в. до н.э. ежегодно выбираемое должностное лицо.
НЕФ — одна из отделенных друг от друга колоннами или опорами частей базилики.
НИКА — богиня победы у греков, соответствующая римской Виктории.
НИМФЕЙ — В эпоху Римской империи монументальное сооружение в виде павильона с фонтаном, посвященное нимфам.
ОДЕОН — небольшое круглое здание, предназначенное для выступлений декламаторов и музыкантов.
ОРДЕР — определенная художественная система конструкции в древней Греции, основу ее составляли колонна и балочное перекрытие — антаблемент.
ОРХЕСТРА — круглая или полукруглая площадка в греческом театре с алтарем Диониса. В римском театре орхестру занимали почетные гости.
ОССУАРИЙ — вместилище для пепла покойника.
ПАЛЕСТРА — площадка или здание для физических упражнений в Древней Греции.
ПАЛЬМЕТТА — орнаментальный мотив в виде веера лепестков.
ПАНКРАТИЙ — единоборство, соединявшее приемы борьбы и кулачного боя.
ПАРОД — первая вступительная часть греческого хора.
ПЕНАТЫ — боги-покровители дома и очага у древних римлян.
ПЕПЛОС — женское греческое одеяние, в основном шерстяное, застегнутое на плече.
ПЕРИПТЕР — основной тип древнегреческого храма, окруженного с четырех сторон колоннадой.
ПЕРИСТИЛЬ — колоннада, окаймляющая площадь или двор дома и сама площадка, окруженная колоннами.
ПЕВТИНГЕРИАНСКАЯ ТАБЛИЦА — средневековое воспроизведение древнеримской карты, предположительно, II—III вв. н.э.
ПИЛОНЫ — массивные прямоугольные колонны, опора арен.
ПИЛЯСТР — приставленная к стене плоская колонна, не имеющая конструктивных функций.
ПИСЦИНА — бассейн для сбора воды и пруд для разведения рыб.
ПИФОС — огромный глиняный сосуд, в минойскую, микенскую и кикладскую эпохи использовался для захоронений.
ПНИКС — холм в западной части Афин, на котором собиралось народное собрание.
ПОДИЙ — высокое основание здания с лестницей на передней торцевой части, иначе — база.
ПОЛИГОНАЛЬНАЯ СТЕНА — стена из многоугольных блоков.
ПОМЕРИЙ — незастроенная полоса земли по обе стороны городской стены.
ПОНТИФИКИ — коллегия жрецов-мостостроителей, в ведении которых находились также контроль за осуществлением государственного культа, календарь.
ПОРТИК — открытая с одной стороны галерея на колоннах или столбах, соответствует греческой стое.
ПРИТАН — член коллегии из пятидесяти лиц, выбираемых от каждой филы, местом их дежурств было общественное здание — пританей.
ПРОПИЛЕИ — монументальные ворота, вход на акрополь.
ПРОСКЕНИЙ — площадка, воздвигавшаяся над орхестрой.
ПРОТОМА — декоративный элемент в форме головы человека или передней части тела животного.
РИТОН — сосуд для питья в форме рога, часто в виде головы животного.
РОСТРЫ — трибуна для ораторов в Риме, украшенная носами вражеских кораблей, трофеями морских побед.
РОТОНДА — круглое здание, обычно перекрытое куполом.
СИНОЙКИЗМ — процесс слияние многих ранее независимых общин, в результате которого образуется полис.
СИТУЛА — бронзовое или глиняное ведерко, характерное для археологических культур Европы бронзового и раннежелезного века.
СКЕНЕ — временное деревянное сооружение греческого театра, помещение для хранения реквизита, переодевания актеров и т. д.
СТАДИЙ — единица измерения расстояний, аттический стадий — 185 м.
СТАТЕР — золотая или серебряная монета на древнем Ближнем Востоке и Греции.
СТЕЛА — в Древней Греции плоская каменная плита с рельефом или надписью, служившая погребальным или посвятительным памятником.
СТИЛЬ — металлический стержень для письма.
СТИЛОБАТ — прямоугольная брусчатая платформа, служившая опорой для колоннады античного храма и других зданий.
СТОЯ — у греков галерея с колоннами.
СУДАТОРИЙ — парильня в римских термах.
ТАБЛИН — помещение частного римского дома, выходящее на атрий.
ТАЛАНТ — единица веса и денежная единица в древности.
ТАРТАР — в древнегреческой мифологии подземное царство.
ТЕМЕНОС — огражденный священный участок в Греции.
ТЕПИДАРИЙ — зал с умеренной температурой в римских термах, теплая баня.
ТЕРМЫ — горячие бани в древней Греции и Риме.
ТЕРРАКОТА — изделие из цветной гончарной глины высшего качества.
ТЕССЕРА — небольшие фрагменты черепицы, камня или стекла, имеющие квадратную форму, из которых составляли мозаику.
ТИРС — жезл бога Диониса и его спутниц.
ТОЛОС (ФОЛОС) — архитектурное сооружение круглой формы с колонным залом внутри или без него, использовалось в культовых или общественных целях.
ТОРЕВТИКА — искусство рельефной обработки художественных изделий из металла.
ТРАВЕРТИН — известковый камень, добываемый в каменоломнях Тибура.
ТРИГЛИФ — прямоугольная узкая плита в антаблементе храма дорического ордера, чередующаяся с метопами и являющаяся несущим элементом.
ТРИЕРА — военное гребное судно с тремя рядами весел.
ТРИКЛИНИЙ — у римлян обеденный стол, окруженный тремя ложами, а также и помещение для обеда.
ФАСАД — внешняя сторона здания.
ФЛАМИН — жрец-возжигатель у римлян.
ФРЕСКА — техника живописи, при которой краска наносится на влажную штукатурку стены.
ФРИГИДАРИИ — холодный зал в римских термах.
ФРИЗ — среднее из трех главных членов ионийского антаблемента, состоявшего также из архитрава и карниза; он часто украшался декоративными элементами.
ФРОНТОН — верхняя, в виде треугольника, часть фасада храмов, а к также общественных и жилых зданий, замыкаемая снизу карнизом.
ЦЕЛЛА — часть древнего храма, предназначенная для статуи почитавшегося в ней божества.
ЦИСТА — хранилище из металла, обычно цилиндрической формы с декоративными элементами на внешней поверхности.
ЦИТАДЕЛЬ — укрепление, стоявшее отдельно, обычно внутри крепости.
ЭЛЕКТР — сплав золота и серебра.
ЭЛОГИЯ — похвальное слово, часто заносившееся на камень.
ЭНКАУСТИКА — античная техника живописи, основанная на вжигании в поверхность раскрашенного воска.
ЭНТАСИС — утолщение в колонне дорического ордера.
ЭПИТОМА — краткая выдержка из обширного литературного произведения.
ЭРГАСТЕРИИ — мастерская, использующая главным образом рабский труд.

К содержанию книги «Нить Ариадны. В лабиринтах археологии» | К следующему разделу

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1908 Родился Уиллард Франк Либби — американский химик, разработчик метода радиоуглеродного датирования. Этот метод используют археологи, почвоведы и геологи для определения возраста биологических объектов.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 29.12.2014 — 17:15
Яндекс.Метрика