Скульптура

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В период VII — начала V в. до н. э. в Северное Причерноморье скульптура поступает в основном из городов Ионии. Произведения скульптуры этого времени, найденные в Северном Причерноморье, фрагментарны. В Ольвии найдена часть небольшого (0,16—0,17м) торса куроса из известняка (Фармаковский Б В., 1926в) с характерными для архаической ионийской скульптуры мягкими текучими формами тела. Там же в гимнасии открыто погрудное изображение куроса конца VI — начала V до н. э. высотой 0,55 м, грубой работы из крупнозернистого и пористого известняка. В Херсонесском музее хранится большая мраморная лапа архаической статуи льва из Ольвии. В Кепах найдена голова небольшой статуи куроса с лицом ионийского типа — покатым лбом, косо поставленными глазами, улыбающимся ртом (табл. XCVIII, 2) (Сокольский Н. И., 1926в).

Таблица XCVIII. Скульптура VI—IV вв. до н. э. 1 — статуя грифа (может быть, сфинкса) из Ольвии, первая половина V в. до н. э.; 2 - голова куроса из Кеп, конец VI в. до н. э.; 3 — голова юноши, I V в. до н. э., Херсонес; 4 — верхняя часть аттической стелы с изображением юноши, первая половина V в., Пантикапей. Составитель М. М. Кобылина

Таблица XCVIII. Скульптура VI—IV вв. до н. э.
1 — статуя грифа (может быть, сфинкса) из Ольвии, первая половина V в. до н. э.; 2 — голова куроса из Кеп, конец VI в. до н. э.; 3 — голова юноши, I V в. до н. э., Херсонес; 4 — верхняя часть аттической стелы с изображением юноши, первая половина V в., Пантикапей. Составитель М. М. Кобылина

Представление о стиле архаических статуй дают хорошо сохранившиеся архаические терракотовые статуэтки, например, статуэтки богини, неподвижно сидящей на троне, с массивными мягко моделированными формами тела и застывшей архаической улыбкой (табл. CXVII 1—4). Тип архаической Коры, созданный в ионийской школе и распространившийся по всему Средиземноморью, передает статуэтка коринфской работы, найденная в Пантикапее (табл. CXVII, 6). Кора неподвижно стоит, придерживая рукой длинный тонкий хитон, гиматий (покрывало) спадает узорчатыми складками в схеме так называемого «ласточкина хвоста». Произведением ионийской школы первой половины V в. до н. э. (около 470 г.) является мраморная плита, фрагмент которой найден в окрестностях Ольвии с рельефным изображением на одной стороне стройного обнаженного юноши, опирающегося на копье, на другой — воина с колчаном, возможно, скифа (табл. XCIX). Греческая надпись на боковых сторонах плиты говорит о том, что плита была посвящена Афине, подательнице добычи и была поставлена вдали от города (Ольвии) в скифской земле. Удлиненные пропорции тела, расплывчатый контур и мягкая поверхность тела и лица, легкая улыбка на губах указывают на ионийскую школу (Фармаковский Б. В 1915а).

Таблица XCIX. Двусторонняя плита с изображением юноши и амазонки (?), первая половина V в. до н. э. из окрестностей Ольвии (мрамор). Составитель М. М. Кобылина

Таблица XCIX. Двусторонняя плита с изображением юноши и амазонки (?), первая половина V в. до н. э. из окрестностей Ольвии (мрамор). Составитель М. М. Кобылина

С конца VI в. до н. э. начинается импорт скульптуры из Аттики. Со второй половины V в. и в IV в. до н. э. он доминирует. Местные скульпторы находятся под влиянием аттических. О связях с Афинами свидетельствуют надписи известных аттических скульпторов IV в. до н. э. на базах статуй: Праксителя (IPE, I2, 271) и Стратонида (НО, № 66) из Ольвии; сигнатура Поликрата на алтаре с посвящением Афине в Херсонесе (IPE, I2, 406). В Пантикапее найдена верхняя часть мраморной надгробной плиты, на которой сохранилась в рельефном исполнении верхняя часть фигуры юноши-атлета с развитой мускулатурой тела, с грустно поникшей головой — произведение аттической школы первой половины V в. до н. э. (табл. XCVIII, 4). В Ольвии раскопан мраморный круглый алтарь с изображением шествия медленно идущих женщин в длинных одеждах, с легким поворотом тела и рук и с соответственными движениями складок одежды, свойственными высокому искусству аттической классики второй половины V в. до н. э. (табл. C, 3). В Северном Причерноморье найдены копии знаменитой статуи Фидия — Афина Парфенос, колоссальной хрисоэлефантинной статуи, стоявшей в Парфеноне. Лучшей копией головы этой статуи является изображение на медальоне золотых височных подвесок IV в. до н. э. из кургана Куль-Оба (табл. CI, 6). Известна ее копия IV—III вв. до н. э.—маленькая мраморная статуя найденная в Ольвии. Она повторяет некоторые черты оригинала — прямо стоящую фигуру, опирающуюся на правую ногу, отставив левую, в аттическом пеплосе с напуском; на груди эгида с головой горгоны (табл. CII, 1). Другие детали не переданы (Фармаковский Б. В., 1905). Мраморная статуя Диониса IV в. до н. э. из Пантикапея носит черты стиля Праксителя (табл. CII, 3).

Таблица С. Алтари и жертвенники 1 — алтарь V в. до н. э. из Ольвии; 2 — алтарь-эсхара из кургана Большая Близница, IV в. до н. э.; 3 — алтарь с изображением шествия, конец V — начало IV в. до н. э.,е Ольвия; 4 — алтарь с гирляндами из Херсонеса, III в. до н. э.; 5 — терракотовый алтарик из Херсонеса, III в. до н. э.; 6 — круглый терракотовый алтарик из Ольвии, I в. н. э.; 7 — алтарь с изображением Геракла и Гермеса, II в. н. э., Херсонес; 8 — алтарь Немезиды из Херсонеса, IV в. н. э. 1, 2, 7—известняк; 3, 4, 8 — мрамор; 5, 6 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

Таблица С. Алтари и жертвенники
1 — алтарь V в. до н. э. из Ольвии; 2 — алтарь-эсхара из кургана Большая Близница, IV в. до н. э.; 3 — алтарь с изображением шествия, конец V — начало IV в. до н. э.,е Ольвия; 4 — алтарь с гирляндами из Херсонеса, III в. до н. э.; 5 — терракотовый алтарик из Херсонеса, III в. до н. э.; 6 — круглый терракотовый алтарик из Ольвии, I в. н. э.; 7 — алтарь с изображением Геракла и Гермеса, II в. н. э., Херсонес; 8 — алтарь Немезиды из Херсонеса, IV в. н. э.
1, 2, 7—известняк; 3, 4, 8 — мрамор; 5, 6 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

С IV в. до н. э. заметны связи Северного Причерноморья с Малой Азией, а затем и с Александрией. В Ольвии найдена мраморная голова бородатого бога (табл. CII, 5), принадлежавшая к лучшим оригиналам IV в. до н. э. работы Скопаса или близкого ему современного художника (Вальдгауэр О. Ф., 1907, с. 76). Из Александрии происходят найденные в Ольвии: головы Гигиэи, Асклепия и Эрота (Фармаковский Б. В., 1906а, с. 191 сл.), из Пантикапея — голова Гигиэи (табл. CII, 6), отличающаяся тонкостью светотени (Блаватский В. Д., 1961а, с. 144). Вероятно, с Родоса привезена небольшая мраморная статуя Афродиты в виде полуобнаженной женщины, стоящей, опираясь левой ногой на скалу — оригинал II в. до н. э., открытая в Кепах в святилище Афродиты. Классическим образом греческой богини V в. до н. э. является мраморная голова I в. до н. э. пергамской школы найденная в Пантикапее (табл. CII, 7) (Блаватский В. Д., 1964, с. 179). Ярким примером воздействия местной среды на изобразительное искусство уже в V в. до н. э. является мраморный грифон (может быть, сфинкс) из Ольвии (табл. XCVIII, 1). Возможно, это одна из скульптур, украшавших дворец Скила в Ольвии; Геродот (IV, 79) сообщает, что вокруг его дома стояли сфинксы и грифы из белого мрамора.

Таблица CI. Произведения торевтов 1 — зеркало из Келермесского кургана, первая половина VI в. до н. э.; 2 — бляшка с изображением Горгоны, VI в. до н. э., Пантикапей; 3 — бляшка в виде крылатой богини, V в. до н. э., Большая Близница; 4 — украшение ручки кратера, VI в. до н. э., курган у с. Мартоноши Херсонской обл.; 5 — бляшка с изображением орла, терзающего зайца, Семибратний курган, V в. до н. э.; 6 — височная подвеска с изображением головы Афины Парфенос, Куль-Оба, IV в. до н. э.; 7 — килик с гравированным изображением сцены трагедии, вторая половина V в. до н. э., 6-й Семибратний курган; 8 — бляшка с изображением Коры, IV в. до н. э., Большая Близница  1 — серебро с позолотой; 2, 3 — электр; 4 — бронза; 5, 6, 8 — золото; 7 — серебро. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CI. Произведения торевтов
1 — зеркало из Келермесского кургана, первая половина VI в. до н. э.; 2 — бляшка с изображением Горгоны, VI в. до н. э., Пантикапей; 3 — бляшка в виде крылатой богини, V в. до н. э., Большая Близница; 4 — украшение ручки кратера, VI в. до н. э., курган у с. Мартоноши Херсонской обл.; 5 — бляшка с изображением орла, терзающего зайца, Семибратний курган, V в. до н. э.; 6 — височная подвеска с изображением головы Афины Парфенос, Куль-Оба, IV в. до н. э.; 7 — килик с гравированным изображением сцены трагедии, вторая половина V в. до н. э., 6-й Семибратний курган; 8 — бляшка с изображением Коры, IV в. до н. э., Большая Близница
1 — серебро с позолотой; 2, 3 — электр; 4 — бронза; 5, 6, 8 — золото; 7 — серебро. Составитель М. М. Кобылина

Расцвет местного искусства приходится на время с IV в. до н. э. по II в. н. э. Традиции греческого и эллинистического искусства в Ольвии и Херсонесе сохранились в большей чистоте, чем на Боспоре, в скульптуре которого со времени включения в Босфорское государство соседних племен, местное своеобразие с течением времени сказывается все ярче. В греческих традициях исполнена открытая в Херсонесе миниатюрная терракотовая мужская голова (III в. до н. э.) с выразительными формами лица послескопасовской скульптуры (табл. CII, 4) и торс терракотовой статуи, вероятно, Геракла (III в. до н. э.), выполненной в традициях классической скульптуры (Кобылина М. М., 1966а, с. 94). К IV в. до н. э. относится голова синда из Фанагории (табл. CII, 2). Судя по повязке, это портрет царя или, может быть, наместника Фанагории, он выполнен со свойственными греческой пластике IV в. до н. э. приемами тонкой и контрастной светотени. Скульптор обобщенно передал мужественное лицо пожилого человека с негреческими чертами, курчавые волосы имеют орнаментальную трактовку, на голове местный мягкий островерхий убор.

Таблица CII. Скульптура 1 — статуя Афины, IV в. до н. э., Ольвия; 2 — портрет синда, IV в. до н. э., Фанагория; 3 — статуя Диониса, IV в. до н. э., Пантикапей; 4 — голова Геракла, IV в. до н. э., Херсонес; 5 — голова Аскления, IV в. до н. э., Ольвия; 6 — голова Гигиэи, III в. до н. э., Пантикапей; 7 — голова Афродиты, I в. до н. э., Пантикапей 1, 3, 5—7 — мрамор; 2 — известняк; 4 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CII. Скульптура
1 — статуя Афины, IV в. до н. э., Ольвия; 2 — портрет синда, IV в. до н. э., Фанагория; 3 — статуя Диониса, IV в. до н. э., Пантикапей; 4 — голова Геракла, IV в. до н. э., Херсонес; 5 — голова Аскления, IV в. до н. э., Ольвия; 6 — голова Гигиэи, III в. до н. э., Пантикапей; 7 — голова Афродиты, I в. до н. э., Пантикапей
1, 3, 5—7 — мрамор; 2 — известняк; 4 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

Во II—I вв. до н. э. на Боспоре создаются выразительные образы местных жителей с передачей этнических черт лица и особенностей одежды и вооружения. Сохраняются при этом и греческие традиции, но с большими нарушениями и варваризацией, особенно, в изображениях на надгробиях. В этом отношении интересна статуя синда, вероятно, надгробная, найденная в окрестностях Фанагории (табл. CIII, 1). Фигура неподвижна, фронтальна, пропорции тела неправильны, складки одежды переданы врезанными линиями, особенно подчеркнуты негреческие черты широкого круглого лица и местный головной убор, в руках меч и лук со стрелами.

Таблица CIII. Скульптура III в. до н. э. — III в. н. э. 1 — статуя воина с луком, III в. до н. э., Фанагория; 2 — статуя льва, I в. до н. э., Пантикапей; 3 — надгробная статуя синда, I в. до н. э., Таманский полуостров; 4 — статуя местной жительницы, I в. н. э., Ахтанизовский лиман; 5 — надгробная статуя из Танаиса, III в. н. э.; 6 — статуя местной жительницы, II в. н. э., Пантикапей; 7 — посвятительная плита Трифона, III в. н. э., Танаис; 8 — статуя-фонтап, III в. н. э., Ольвия 1, 3, 7 — известняк; 2, 8 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CIII. Скульптура III в. до н. э. — III в. н. э.
1 — статуя воина с луком, III в. до н. э., Фанагория; 2 — статуя льва, I в. до н. э., Пантикапей; 3 — надгробная статуя синда, I в. до н. э., Таманский полуостров; 4 — статуя местной жительницы, I в. н. э., Ахтанизовский лиман; 5 — надгробная статуя из Танаиса, III в. н. э.; 6 — статуя местной
жительницы, II в. н. э., Пантикапей; 7 — посвятительная плита Трифона, III в. н. э., Танаис; 8 — статуя-фонтап, III в. н. э., Ольвия
1, 3, 7 — известняк; 2, 8 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CIV. Типы изображений на надгробиях первых веков нашей эры 1 — изображение женщины в позе печали, I в. н. э.; 2 — катафрактарий на стеле Афения, сына Мены, середина I в. н. э., Пантикапей; 3 — двухъярусная композиция с изображением героизированного умершего и двух всадников, II в. до н. э., Фанагория (надгробие Агафа, 179 г. н. э.); 4 — надгробие Деметрия, сына Аполлония, с изображением конной статуи, I в. н. э., Пантикапей; 5 — надгробие Фурия Севта, II—III вв. н. э.; в — трехъярусная стела Гликариона I—II вв. н. э., Горгиппия 1,7 — известняк, 2—6 — мрамор. Составитель М. М, Кобылина

Таблица CIV. Типы изображений на надгробиях первых веков нашей эры
1 — изображение женщины в позе печали, I в. н. э.; 2 — катафрактарий на стеле Афения, сына Мены, середина I в. н. э., Пантикапей; 3 — двухъярусная композиция с изображением героизированного умершего и двух всадников, II в. до н. э., Фанагория (надгробие Агафа, 179 г. н. э.); 4 — надгробие Деметрия, сына Аполлония, с изображением конной статуи, I в. н. э., Пантикапей; 5 — надгробие Фурия Севта, II—III вв. н. э.; в — трехъярусная стела Гликариона I—II вв. н. э., Горгиппия
1,7 — известняк, 2—6 — мрамор. Составитель М. М, Кобылина

Таблица CV. Херсонесские надгробия и стенки саркофагов, первые века нашей эры 295 1 — стенка саркофага, II в. н. э.; 2 —деталь того же саркофага; 3 — надгробие женщины· первые века нашей эры; 4 — надгробие Филократа, сына Фарнакиона, I в. н. э.; 5--надгробие трубача Аврелия Сальвиана, II в. н. э.; 6 — надгробие солдата Аврелия Виктора, вторая половина II в. н. э.; 7 — надгробие жены Хреста, III—IV вв. н. э.; 8 — плита саркофага с изображением подвигов Геракла, начало II в. н. э. 1, 2, 4, 5, 8 — мрамор; 3,7 — известняк; 6 — мрамор и известняк. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CV. Херсонесские надгробия и стенки саркофагов, первые века нашей эры
295
1 — стенка саркофага, II в. н. э.; 2 —деталь того же саркофага; 3 — надгробие женщины· первые века нашей эры; 4 — надгробие Филократа, сына Фарнакиона, I в. н. э.; 5—надгробие трубача Аврелия Сальвиана, II в. н. э.; 6 — надгробие солдата Аврелия Виктора, вторая половина II в.
н. э.; 7 — надгробие жены Хреста, III—IV вв. н. э.; 8 — плита саркофага с изображением подвигов Геракла, начало II в. н. э.
1, 2, 4, 5, 8 — мрамор; 3,7 — известняк; 6 — мрамор и известняк. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CVI. Скульптурный портрет первых веков нашей эры 1 — голова боспорского царя (Аспурга?), I в. н. э., Пантикапей; 2 — статуя молодого боспорца, конец I в. н. э., Пантикапей; 3 — статуя Неокла, конец II в. н. э., Горгиппия; 4 — портрет царицы Динамии, начало I в. н. э., из окрестностей Новороссийска; 5 —голова боспорца, II в. н. э., Пантикапей; 6 — голова боспорца, II в. н. э., Пантикапей; 7 — портрет боспорского царя на монете Савромата I (93—118 гг.); 8 — конная статуя боспорского царя на монете Савромата II (186—196 гг.); 9— портрет боспорского царя на аверсе той же монеты 1—3, 5, 6 — мрамор; 4 — бронза; 7—9 — медь. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CVI. Скульптурный портрет первых веков нашей эры
1 — голова боспорского царя (Аспурга?), I в. н. э., Пантикапей; 2 — статуя молодого боспорца, конец I в. н. э., Пантикапей; 3 — статуя Неокла, конец II в. н. э., Горгиппия; 4 — портрет царицы Динамии, начало I в. н. э., из окрестностей Новороссийска; 5 —голова боспорца, II в. н. э., Пантикапей; 6 — голова боспорца, II в. н. э., Пантикапей; 7 — портрет
боспорского царя на монете Савромата I (93—118 гг.); 8 — конная статуя боспорского царя на монете Савромата II (186—196 гг.); 9— портрет боспорского царя на аверсе той же монеты
1—3, 5, 6 — мрамор; 4 — бронза; 7—9 — медь. Составитель М. М. Кобылина

В скульптуре первых веков нашей эры наблюдается дальнейшее развитие тенденций, которые наметились во II—I вв. до н. э. Появляются изображения .местных жителей — таков образ, вооруженного всадника, в одежде кочевника (Блаватский В. Д., 1961а, с. 162). Особенно интересны рельефные надгробные плиты Боспора и Херсонеса (табл. CIV, 2—6; CV) (Коровина А. К.., 1968а; Иванова А. П., 1901, с. 127 сл.). Процесс варваризации античных Хипов скульптуры идет нарастая. К варваризоваиному типу античных образов в скульптуре III в. н. э. относятся рельефные изображения богини Афины, сатира и силена, на стене одного из нимфейских склепов (табл. XCVII, 6—8). У Афины лицо местной жительницы, ее фигура слишком мала по сравнению с головой, все пропорции нарушены: крошечная рука, миниатюрный щит, огромная голова горгоны и др. Также искажены античные образы силена и пана. Встречаются очень грубые изображения человека, например, на некоторых надгробиях из Анапы (Сокольский Н. И., 19766, рис. 13, 14). Такова же статуя, найденная в Танаисе: с огромной головой, без шеи, с уродливым телом (табл. CIII, 5) (Шелов Д. Б., 1976, с. 99). Одновременно с этими варваризованными изображениями продолжают существовать скульптуры, в которых еще сохраняются античные традиции, такова, например, мраморная статуя льва (I в. н. э.), найденная в Керчи около насыпи кургана (табл. CIII, 2). В Эллинистических традициях, хотя и грубо, выполнена мраморная статуя — фонтан в виде фигуры мальчика с мехом, из Ольвии. Судя по лапидарной надписи, найденной около этой статуи, она была посвящением коллегии стратегов богу Аполлону в начале III в. н. э. Не менее интересна рельефная плита из Танаиса середина II в. н. э. (табл. CIII, 7) — посвященная Трифоном. Трифон изображен в одежде сармата, в чешуйчатом панцире, с копьем наперевес на скачущем коне. Правдивость изображения местами нарушена, но в передаче стремительного движения, в пластике лица Трифона сохраняются античные черты. Большой раздел скульптуры первых веков нашей эры составляют портретные бюсты и статуи. В исполнении небольшого бронзового портрета царицы Динамии (табл. CVI, 4) видна обобщенная трактовка форм лица, свойственная стилю римского портрета времени Августа по римской моде этого времени передана прическа. При этом талантливый мастер передал индивидуальные черты лица боспорской царицы, ее величественный вид. Мраморный бюст I в. н. э. из Пантикапея является портретом боспорского царя (табл. CVI, 1). Вероятно, это фрагмент статуи, может быть, Нотиса, либо Савромата I. Лицо с обобщенными мягкими чертами обрамлено длинными спадающими на плечи волнистыми волосами, круглые отверстия, вероятно, служили для укрепления каких-то металлических украшений, может быть, позолоченных бронзовых локонов. Головной убор украшен диадемой (Ростовцев М. И., 1913, табл. III, рис. 1, 2). В первые века нашей эры искусство портрета в Боспорском государстве развивается в сторону все более яркой индивидуальной характеристики лица с явным использованием достижений римского портрета и его приемов, но в статуарном портрете Боспора сохраняется традиционный эллинистический тип фигуры, стоящей заложив правую руку за складки гиматия на груди. К концу 1 в. н. э. относятся портретная статуя знатного боспорца, найденная в Керчи вместе с женской статуей. С острой наблюдательностью автор сумел передать немного отяжеленную фигуру, полную достоинства позу и округлое молодое лицо местного жителя с пышной курчавой шевелюрой (табл. CVI, 2). Около его ног — корзина со свитками. Она указывает на ученого или поэта, может быть, государственного деятеля. Более поздней является портретная статуя Неокла из Горгиппии (конец II в. н. э.) (табл. CVI, 3). Скульптор передал выразительное лицо пожилого боспорца и худое его тело, проступающее под тяжелыми складками плаща; в передаче вырезанных зрачков глаз, полуопущенных век и пышных волос использованы приемы римского портрета времени Антонинов и ранних Северов (Кобылина М. М., 1951д, с. 173 сл.). Однако совершенно плоская как доска фигура и местами графичная передача прорезанных складок свидетельствует об отказе от традиций античного искусства. На шее этого боспорца негреческое украшение — большая гривна. Вместе со статуей были найдены обломки мраморной плиты с надписью, в которой говорится, что статую бывшего правителя Горгиппии поставил его сын Геродор, правитель Горгиппии в год 483(186) гг. (Елъницкий Л. А., 1949). К группе портретов правителей и знатных лиц относятся и два мужских портрета II в. пз Керчи. Один из них (табл. CVI, 6) — начала II в. (Лосева Н. М., 1966, с. 24), другой —конца II в. весьма близкий по стилю статуе Неокла (табл. CVI, 5) (Лесницкая М. М., 1966, с. 230). Портреты правителей рассматриваемого периода имеются и на монетах. Выразительно подчеркнуты в этих миниатюрах индивидуальные черты лица, например, па сестерции Савромата I (табл. CVI, 7) и на двойном денарии Савромата II (табл. CVI, 8, 9). Портреты на монетах повторяют стиль монументальных портретных изображений.

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика