А.С. Севостьянов — Классификация музейных коллекций на основе методики, разработанной Российским этнографическим музеем

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Музейные материалы традиционно являются одним из основных видов источников в этнографических исследованиях. На протяжении многих десятилетий в различных музеях страны накапливались материалы о различных народах нашей страны. Большинство музейных материалов представлено в виде коллекций — систематизированных собраний объектов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес [1, с. 278]. При этом основную часть музейных собраний составляют вещественные источники. Этнографический предмет особо выделяется во всем многообразии типов и видов музейных предметов. Являясь частью культуры этноса, он несет в себе различную информацию о ней. В них овеществлена (опредмечена) деятельность людей. Они содержат информацию о культуре в самом широком смысле: о социальной и экономической организации общества, быте, эстетических, религиозных и иных представлениях, эмоционально-психологическом складе и внутреннем мире человека. Предметы дают представление об уровне цивилизации, об уровне развития производства, о характере культуры, социальных отношениях и идеологических представлениях. Изучая музейные предметы, исследователь получает информацию об их формах, материале изготовления, конструкции, основных функциях. Важная особенность музейного источника, отличающая его от всего многообразия других исторических источников, — это наглядность. Наглядностью обеспечивается возможность передавать информацию зрительными образами.

Для успешного использования музейных предметов необходима атрибуция, т. е. установление их связи между собой и определение для каждого отдельного предмета как его собственных характеристик (название, материал, форма, технология изготовления, орнаментика), так и характеристик той культуры, к которой он принадлежит (функциональное, символическое, ритуальное и другие типы использования, сведения о мастере и владельце, связи с другими предметами в данной культуре). Помимо этого, огромное значение имеет классификация и систематизация музейных материалов. Поэтому в настоящей статье рассматривается опыт применения тематического классификатора для описания музейных коллекций. Работа выполнена в рамках проектов, включенных в программу Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект РНП №2.2.2.2/1822 (3H-330-09)) и тематического плана (НИР 1.5.09) в составе совместно УНЦ НГУ и ИАЭТ СО РАН.

Российский этнографический музей является одним из ведущих научных центров, разрабатывающих систему научного описания этнографических коллекций. Этот аспект деятельности музея развивался практически с самого начала его существования, когда основателями и первыми сотрудниками этнографического отдела Русского музея во главе с Д. А. Клеменцем были заложены основные идеи первичной систематизации и научного описания музейных предметов. Разработанная на сегодняшний день методика классификации [2] предлагает собой комплексную, целостную систему научного описания музейного предмета. И хотя разрабатывалась она в первую очередь для собственных нужд музея, основные принципы, заложенные в ней, являются универсальными и могут быть использованы для описания материалов различных музеев. Ключевую роль при научной обработке этнографического музейного собрания играет представленная в книге тематическая группировка памятников. Предлагаемая данным изданием тематическая группировка представляет собой четко структурированный, этнически универсальный, единый по глубине классификатор, специально разработанный в целях многоаспектного поиска информации о памятнике в автоматизированных системах. Использование данного тематического классификатора имеет принципиальное значение, так как он затрагивает практически все стороны жизнедеятельности человека — от культуры первичного производства до сфер традиционной духовной культуры.

На сегодняшний день в российских музеях представлены практически все народы, проживающие в России, одним из которых являются тувинцы. Особое положение, которое занимала Тува в конце XIX в., привело к тому, что эта республика стала привлекать большое число ученых разных специальностей. И до сих пор Тува является одним из самых интересных в этнографическом отношении регионов нашей страны. За более чем столетнюю историю изучения было накоплено огромное количество материалов, хранящихся сегодня в различных музеях России.

Нами была предпринята попытка использовать классификатор Российского этнографического музея для описания тувинских коллекций двух российских музеев — Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова и Иркутского краеведческого музея [3]. Эти музеи обладают интересными собраниями, характеризующими различные стороны жизни и быта тувинского народа.

Минусинский музей является одним из старейших сибирских музеев. Основанный в 1877 г. Н. М. Мартьяновым, сегодня он обладает собранием, насчитывающим более 200 тысяч предметов, из которых более 10 тысяч — этнографическая коллекция, отражающая жизнь и быт народов Северной и Центральной Азии. Этнографическая коллекция минусинского музея насчитывает более 250 предметов, характеризующих различные стороны культуры и быта тувинцев. Согласно тематическому классификатору, в коллекции выделяется группа предметов, характеризующих культуру первичного производства. В частности, представлены материалы, касающиеся земледелия, животноводства, охоты, различных ремесел. Культуру жизнеобеспечения характеризуют вещи, представляющие поселения и постройки, костюм, украшения, пищу, утварь для питания и курения, посуду, средства передвижения и транспортировки. Предметы, характеризующие соционормативную и гуманитарную культуру, — это вещи, используемые в религиозном культе (шаманизм, буддизм, ламаизм), предметы, употребляемые в игровой деятельности и музыкальном творчестве.

Иркутский краеведческий музей также обладает интересным музейным собранием. Объектом исследования в данном музее выступила коллекция, собранная в 1902-1903 гг. Ф. Я. Коном. В коллекции Кона присутствуют предметы, сделанные из различных материалов (дерева, кожи, камня). Наиболее обширно и разнообразно представлены предметы, рассказывающие о народном искусстве сойотов-камнерезов. Эта часть коллекции состоит из 25 фигурок животных на подставках, выполненных в характерной статичной манере; четырех шахматных фигурок; игры Толи (домино) — 115 шашек, вырезанных из серого агальматолита. В этнографическом отношении любопытны изображения женщины в традиционном костюме (халат, безрукавка), мужчины-охотника с винтовкой в руках. Коллекция дает сведения о способах обработки кожи, дерева, бересты, камня. В настоящее время из нее сохранилось лишь 70 предметов. Предметов из дерева и кожи насчитывается 34.

В соответствии с тематическим классификатором в тувинской коллекции Кона можно выделить несколько тематических групп. Самая крупная группа — это предметы утвари и предметы, используемые для приготовления пищи. Здесь преобладают сосуды для хранения и транспортировки жидкостей (воды, молока, спиртных напитков и др.). Второй по количеству предметов является группа, затрагивающая ремесла и промыслы. Однако она невелика: в ней представлено лишь 4 предмета. Следующей группой являются средства передвижения. В коллекции они представлены двумя седлами и специальным приспособлением к седлу в виде двух кожаных ремней. Присутствуют также единичные предметы, относящиеся к той или иной группе. К предметам, характеризующим одежду и украшения, относится только один — очки, связанные из волоса и имеющие овальную форму. Они служили защитой от сильного света. Предметы вооружения в коллекции представлены только орудием пытки.

В целом нужно сказать, что применение тематического классификатора значительно облегчает работу с музейными коллекциями. Повсеместное применение данного классификатора позволит облегчить поиск необходимых материалов с целью их дальнейшего изучения, а также упрощает учет и хранение музейных собраний. Поэтому применение дан¬ной методики может иметь большие перспективы.

Источники и литература

1. Российская музейная энциклопедия. Т. 1. М., 2001. С. 278.
2. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: справочник. СПб. 2003.
3. Более подробно см: Севостьянов А. С. Этнографическая коллекция предметов из дерева Ф. Я. Кона Иркутского краеведческого музея // Материалы XLVII международ. науч. студенческой конф. «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск. 2005. С. 62-64; Севостьянов А. С. Тувинская коллекция в собрании Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова // Сессионный сборник (2009).

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Метрополитен-музей является одним из самых известных мест культурного и полезного отдыха. В Метрополитен-музее собраны предметы искусства и культуры от древнейших времен до последних модных веяний. Но конечно жемчужина музея — это картинная галерея, где собраны полотна выдающихся мастеров от Эль Греко до Моне.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1928 Родился Эдуард Михайлович Загорульский — белорусский историк и археолог, крупнейший специалист по памятникам средневековья, доктор исторических наук, профессор.
  • 1948 Родился Сергей Степанович Миняев — специалист по археологии хунну.
  • Дни смерти
  • 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
  • Открытия
  • 1994 Во Франции была открыта пещера Шове – уникальный памятник с наскальными доисторическими рисунками. Возраст старейших рисунков оценивается приблизительно в 37 тысяч лет и многие из них стали древнейшими изображениями животных и разных природных явлений, таких как извержение вулкана.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 08.06.2015 — 18:37
Яндекс.Метрика