Б.А. Рыбаков — Раскопки в Чернигове

К содержанию 21-го выпуска Кратких сообщений ИИМК

Планомерные и систематические раскопки в одном из старейших русских городов Чернигове решено начать с его Кремля, где летопись указывает ряд древних каменных зданий, ныне исчезнувших.

Раскопки, в которых принимал участие ряд учреждений, [1] велись в двух пунктах Черниговского кремля: 1) в предполагаемом месте княжьего двора и 2) вокруг развалин церкви XII в. на берегу р. Стрижны.

Розыски княжьего двора, упомянутого в летописи под 1174 г., пока не привели к каким-либо результатам и будут продолжены в последующие годы. Раскопки на Стрижне, в северо-восточном углу детинца, были начаты зачисткой профиля по обрыву берега на протяжении свыше 70 м. Профиль обнаружил древнеславянские землянки с лепной керамикой VII—VIII вв., глиняными пряслицами и костяными проколками. Этот слой, сильно нарушенный поздними перекопами, прослежен на всем протяжении профиля. В профиле прослежены остатки крепостного вала конца XVII в., срытого в 1803 г. Зачистка берега обнаружила торцы шести кирпичных кладок XII в. Это оказались развалины Благовещенской церкви, построенной в 1186 г. в Чернигове «великим и грозным» Святославом Всеволодовичем Киевским, героем «Слова о полку Игореве».

[adsense]

Раскопки обнаружили множество поздних сооружений и погребений XVII — начала XVIII в., сильно разрушивших древнюю кладку. Как выяснилось, церковь 1186 г. начала разрушаться в XVII в., часть сводов рухнула, стены были разобраны, а над старым алтарем была построена в 1676 г. небольшая деревянная церковка, сгоревшая в XVIII в. (последнее погребение датировано 1729 г.). От древнего здания уцелели фундаменты и нижняя часть стены, примерно, до уровня древнего пола. Фундаменты сложены из валунов и щебня, залитых известью. На высоте 1.5 м от дна рва начиналась кирпичная кладка на извести с толченым кирпичом (цемянке); на уровне дневной поверхности XII в. ров фундамента наглухо закрыт широким карнизом, выступающим из толщи стены.

Кирпич применялся в основном двух форматов: 28 X 25 X 6 см и 24 X 19 X 3 см. Встречены разные варианты лекального кирпича, в том числе кирпич из аркатурного пояска. На многие кирпичи при их изготовлении были нанесены знаки, чаще всего княжеские, в виде двузубца или трезубца. Кладка выведена аккуратно и точно, все внутренние и внешние членения стен строго соответственны. Поражает необычная для древней Руси точная ориентировка церкви — ее поперечная ось отклонена к востоку только на 1.5° (у других древних зданий Чернигова — на 30—60°).

Рис. 17. Деталь мозаики пола Благовещенского собора в Чернигове.

Рис. 17. Деталь мозаики пола Благовещенского собора в Чернигове.

Раскопанная часть Благовещенской церкви дает возможность восстановить ее общий облик.

Условные обозначения цветов: 1 — темносиний, 2 — зеленый, 3 — малиновый, 4 — серый, 5 — желтый.

Церковь 1186 г. представляла собой вытянутую в длину трехнефную шестистолпную основу, обнесенную с трех сторон галлереей-усыпальницей с гробницами. Все части были построены одновременно, по единому плану из совершенно однородного кирпича. Восточные концы галлерей завершались закрытым квадратным помещением (может быть, ризница?). Общая ширина около 26 м, а длина предположительно около 34 м. Восточная часть церкви обвалилась в реку еще в 1876 г. и восстановлена на плане на основании теоретических соображений и отрывочных сведений о раскопках в 1878 и 1909 гг.

В размещении архитектурных элементов мы видим у зодчего стремление создать широкий средний неф и широкий трансепт; остальное как бы сдвинуто к стороне.

По общей планировке Благовещенская церковь ближе всего стоит к Успенскому собору во Владимире на Клязьме, построенному в те же годы (1185—1189), уступая ему несколько в размерах.

Постройка Святослава Всеволодовича была богато декорирована. По декоративным приемам она является единственной, впервые в истории русского зодчества введшей ряд новшеств. Так, например, стены здания были выведены из обычного красного кирпича, а массивные полуколонны на наружных пилястрах из светложелтого кирпича. Двухцветность здания получает дальнейшее развитие в архитектуре XV—XVII вв., но для домонгольской Руси — это единственный случай.

В отделке здания применялся и резной белый камень. Полы были вымощены двумя способами: второстепенные площади (боковые нефы, галлерея) мостились поливными плитками 11 X 12 см желтого, зеленого и вишневого цвета, а средний неф и трансепт были выложены великолепной мозаикой из крупных пластин разноцветной смальты. По счастью, среди позднейших ям и могил уцелели два фрагмента мозаичного рисунка. Один из них у перехода из северного нефа в галлерею чисто геометрического характера, другой между подкупольными столбами сохранил изображение павлина, вписанное в круг (рис. 17). У павлина есть характерный хохолок, шпоры, хвост не сохранился, но он, по всей вероятности, был таков, как у павлина на Святославом Изборнике, где вся композиция подчинена кругу.

В ряд с сохранившимся павлином должны были стоять изображения дерева и второго павлина, но от дерева сохранились лишь круглые пластины зеленоватой смальты (плоды?).

Подобная сюжетная мозаика ни разу не была встречена на полах древнерусских церквей. Она применялась в Новгороде и Киеве для «горнего места» в отделке стен.

[adsense]

В Софийском соборе в Киеве были полы из подобной мозаики, но рисунок был только геометрический. По всей вероятности, этот пол был настлан после пожара 1180 г., когда погорела София.

Мозаичный ковер еще больше подчеркивал значение широкого и уходящего вдаль среднего нефа. В глубине этой центральной части церкви находился белокаменный киворий с резным изображением птицы, фрагменты которого были найдены в 1909 г.

Благовещенская церковь 1186 г. по архитектуре близка к монастырской Елецкой церкви в Чернигове второй половины XII в., но значительно богаче и пышнее ее. По своему богатству и размерам она соперничала со Спасским собором 1036 г.

В конце XII в. наиболее крупные русские князья обстраивают церкви галлереями, стремясь возродить пышность XI в.

Знаменитое «златое слово» князя Святослава перечисляет их всех. С каждым именем мы можем связать значительный архитектурный памятник, близкий по типу к черниговскому Благовещенскому собору: Ярослав Осмомысл — Успенский собор в Галиче (до 1187 г.); Всеволод Суздальский — Успенский собор во Владимире (1185—1189); Давид Ростиславич — Великая Смятынская церковь (около 1191 г.).

Сам Святослав Всеволодович не довольствуется переделкой какого-либо старого здания, а создает заново великолепную постройку, украшая ее так богато, что мы вполне можем понять певца «Слова о полку Игореве», который в год окончания церкви писал, что «ту немци и венедици, ту греци и морава поют славу Святославлю».

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014