Золотарев М.И. Кубок с посвящением Зевсу Димеранскому из округи Херсонеса

К содержанию 168-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Во время подводных археологических работ у западного берега Стрелецкой бухты близ Херсонеса в 1974 г. был найден разнообразный керамический материал, часть которого относится к первым векам н. э. 1 Со дна. бухты было поднято множество краснолаковых сосудов, из которых наиболее интересным оказался полностью сохранившийся небольшой краснолаковый кубок с граффито (рис. 1) 2.

Рис. 1. Краснолаковый кубок с граффити.

Рис. 1. Краснолаковый кубок с граффити.

Это тонкостенный сосуд высотой 10,5 см, диаметр горла 7,5 см. У кубка невысокий кольцевой поддон диаметром 4 см и высотой 0,4 см. Тулово слегка сужается к венчику; ручки не сохранились; судя по налепам глины в местах их прикрепления к тулову, они были петлевидной формы и слегка уплощены. Снаружи сосуд покрыт жидким неровным красным лаком плохого качества.

Аналогичный сосуд был найден при раскопках могильника Бельбек III в Юго-Западном Крыму, датирующегося концом II — первой половиной III в. н. э. 3 Найдены подобные сосуды и в могильнике у совхоза «Севастопольский» 4; близкий по форме кубок происходит из некрополя Кеп 5, есть аналогии нашей находке среди материалов Коринфа 6.

На форму сосуда оказала влияние позднеантичная стеклянная посуда, по образцам которой он был изготовлен. Состав керамического теста и качество лака позволяют относить кубок к продукции мастерских Пергама, поставлявших в Херсонес краснолаковую посуду с І по III в. н. э. 7 Датируется кубок концом II — первой половиной III в. н. э.

В верхней части кубка у венчика очень тонкими линиями процарапано ’Aijxepavoo — посвящение Зевсу Димеранскому. Высота букв надписи- 1 см, ширина от 0,4 до 1,1 см.

Эта весьма редкая эпиклеза божества известна в херсонесской лапидарной эпиграфике только на одном памятнике — небольшом мраморном алтарике, найденном вблизи древней дороги, ведущей в Херсонес 8. Издавшие этот памятник Б. Н. Граков и Ю. Г. Виноградов, отмечая редкость такого эпитета, приводят две аналогии. Одна — надпись с Микеноса, небольшого островка возле Делоса, и другая — из Нижней Мезии. Позднее на основе надписи на херсонесском алтаре Э. И. Соломоник дополнила надпись на алтаре из окрестностей Маркианополя как посвящение богу Димеранскому 9. Таким образом, теперь существует четыре лапидарных памятника с фракийским эпитетом Зевса; к ним примыкает и пятый — публикуемое нами граффити.

С середины II в. н.э. Херсонес становится основным опорным пунктом римских войск в Таврике 10. Римский гарнизон в городе состоял из вексиляций I Италийского, XI Клавдиева и V Македонского легионов, а также вспомогательных когорт, причем основные силы составляли, очевидно, солдаты XI Клавдиева легиона 11. Здесь же базировалась и часть Мезийского Флавиева флота, остававшаяся в Херсонесе до начала IV в. до н. э. 12

После военной реформы Адриана в дунайскую армию стали набираться солдаты из местного, главным образом фракийского, населения 13. Солдаты-фракийцы появляются в римском гарнизоне Херсонеса, и вместе с ними активно проникают в город фракийские культурные элементы. В позднеантичном Херсонесе фракийские влияния сказались как в материальной, так и в духовной жизни. Увеличиваются монетные поступления из Подунавья и Балкан 14, с солдатами из Нижней Мезии приходят гладиаторские бои 15, появляются фракийские элементы в искусстве Херсонеса 16, фракийцы оказываются в составе его населения 17. Терпят изменения религиозные представления херсонеситов: здесь появляются новые культы, в том числе и фракийские 18. Свидетельство тому многочисленные находки в Херсонесе посвятительных фракийских рельефов ІІ-ІІІ вв. н. э. 19

Среди фракийских культов, входивших в пантеон позднеантичного Херсонеса, был и привезенный сюда римскими легионерами, выходцами из Фракии, культ Зевса Димеранского, что подтверждается не только привезенным в Херсонес из Нижней Мезии в готовом виде алтарем с посвящением этому божеству 20, но и изготовленным несомненно здесь на месте граффити.

Следует отметить, что все памятники, упоминающие о Зевсе с таким эпитетом найдены не в городах, а в их округе. Не исключение здесь и Херсонес. Вполне вероятно, что культ Зевса Димеранского получает во II—III вв. н. э. распространение не в самом Херсонесе, а лишь среди группы солдат, несущих службу за пределами города. Очевидно, эти легионеры были родом из одной местности во Фракии, где это божество было наиболее популярным.

К содержанию 168-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Notes:

  1. Золотарев М. И. Подводные археологические работы у западного берега Стрелецкой бухты близ Херсонеса.— В кн.: 150 лет Одесскому археологическому музею АН УССР: Тезисы докладов. Киев, 1975, с. 140, 141.
  2. Инвентарный номер 78/36893.
  3. Гущина И. И. Население сарматского времени в долине реки Бельбек в Крыму.— В кн.: Археологические исследования на юге Восточной Европы. М., 1974, с. 33.
  4. Стржелецкий С. Ф. Отчет о раскопках могильника в совхозе «Севастопольский» в 1962 году.— Архив ГХМ, д. 856, л. 70, 71.
  5. Купина Н. 3., Сорокина Н. П. Стеклянные бальзамарии Боспора.— ТГЭ, 1972, XIII, с. 150.
  6. Hayes J. W. Late Roman Pottery. London, 1972, p. 17; 195.
  7. Кадеев В. И. Очерки истории экономики Херсонеса в I—IV вв. н. э. Харьков, 1970, с. 132, 146.
  8. Граков Б. Н., Виноградов Ю. Г. Новые надписи из Херсонеса Таврического.— ВДИ, 1970, № 3, с. 129-134.
  9. Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1973, с. 92-94.
  10. Ростовцев М. И. Римские гарнизоны на Таврическом полуострове.— ЖМНП, 1900, март, с. 146.
  11. Борисова В. В. Черепица с клеймами римских легионеров.— СХМ, 1961, И, с. 39—45.
  12. Соломоник Э. И. О римском флоте в Херсонесе.— ВДИ, 1966, № 2, с. 165— 171.
  13. Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957, с. 233.
  14. Гилевич А. М. Античные иногородние монеты из раскопок Херсонеса.— НиС,- 1968, III, с. 39.
  15. Щеглов А. Н. К вопросу о гладиаторских боях в Херсонесе Таврическом.— EIRENE, 1966, V, с. 103.
  16. Античная скульптура Херсонеса: Каталог. Киев, 1976, с. 40—49.
  17. Гилевич А. М. Могила с двумя подбоями.— СХМ, 1961, II, с. 54—56.
  18. Соломоник Э. И. Из истории религиозной жизни в северопонтийских городах позднеантичного времени.— ВДИ, 1973, № 1, с. 57, 58.
  19. Щеглов А. Н. Фракийские посвятительные рельефы из Херсонеса Таврического.— В кн.: Древние фракийцы в Северном Причерноморье. М., 1969, с. 135 и сл.
  20. Граков Б. Н., Виноградов Ю. Г. Новые надписи…, с. 132.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.12.2017 — 04:55

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014