К содержанию 168-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
Во время подводных археологических работ у западного берега Стрелецкой бухты близ Херсонеса в 1974 г. был найден разнообразный керамический материал, часть которого относится к первым векам н. э.[ref]Золотарев М. И. Подводные археологические работы у западного берега Стрелецкой бухты близ Херсонеса.— В кн.: 150 лет Одесскому археологическому музею АН УССР: Тезисы докладов. Киев, 1975, с. 140, 141.[/ref] Со дна. бухты было поднято множество краснолаковых сосудов, из которых наиболее интересным оказался полностью сохранившийся небольшой краснолаковый кубок с граффито (рис. 1)[ref]Инвентарный номер 78/36893.[/ref].

Рис. 1. Краснолаковый кубок с граффити.
Это тонкостенный сосуд высотой 10,5 см, диаметр горла 7,5 см. У кубка невысокий кольцевой поддон диаметром 4 см и высотой 0,4 см. Тулово слегка сужается к венчику; ручки не сохранились; судя по налепам глины в местах их прикрепления к тулову, они были петлевидной формы и слегка уплощены. Снаружи сосуд покрыт жидким неровным красным лаком плохого качества.
Аналогичный сосуд был найден при раскопках могильника Бельбек III в Юго-Западном Крыму, датирующегося концом II — первой половиной III в. н. э.[ref]Гущина И. И. Население сарматского времени в долине реки Бельбек в Крыму.— В кн.: Археологические исследования на юге Восточной Европы. М., 1974, с. 33.[/ref] Найдены подобные сосуды и в могильнике у совхоза «Севастопольский»[ref]Стржелецкий С. Ф. Отчет о раскопках могильника в совхозе «Севастопольский» в 1962 году.— Архив ГХМ, д. 856, л. 70, 71.[/ref]; близкий по форме кубок происходит из некрополя Кеп[ref]Купина Н. 3., Сорокина Н. П. Стеклянные бальзамарии Боспора.— ТГЭ, 1972, XIII, с. 150.[/ref], есть аналогии нашей находке среди материалов Коринфа[ref]Hayes J. W. Late Roman Pottery. London, 1972, p. 17; 195.[/ref].
На форму сосуда оказала влияние позднеантичная стеклянная посуда, по образцам которой он был изготовлен. Состав керамического теста и качество лака позволяют относить кубок к продукции мастерских Пергама, поставлявших в Херсонес краснолаковую посуду с І по III в. н. э.[ref]Кадеев В. И. Очерки истории экономики Херсонеса в I—IV вв. н. э. Харьков, 1970, с. 132, 146. [/ref] Датируется кубок концом II — первой половиной III в. н. э.
В верхней части кубка у венчика очень тонкими линиями процарапано ’Aijxepavoo — посвящение Зевсу Димеранскому. Высота букв надписи- 1 см, ширина от 0,4 до 1,1 см.
Эта весьма редкая эпиклеза божества известна в херсонесской лапидарной эпиграфике только на одном памятнике — небольшом мраморном алтарике, найденном вблизи древней дороги, ведущей в Херсонес[ref]Граков Б. Н., Виноградов Ю. Г. Новые надписи из Херсонеса Таврического.— ВДИ, 1970, № 3, с. 129-134.[/ref]. Издавшие этот памятник Б. Н. Граков и Ю. Г. Виноградов, отмечая редкость такого эпитета, приводят две аналогии. Одна — надпись с Микеноса, небольшого островка возле Делоса, и другая — из Нижней Мезии. Позднее на основе надписи на херсонесском алтаре Э. И. Соломоник дополнила надпись на алтаре из окрестностей Маркианополя как посвящение богу Димеранскому[ref]Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1973, с. 92-94.[/ref]. Таким образом, теперь существует четыре лапидарных памятника с фракийским эпитетом Зевса; к ним примыкает и пятый — публикуемое нами граффити.
С середины II в. н.э. Херсонес становится основным опорным пунктом римских войск в Таврике[ref]Ростовцев М. И. Римские гарнизоны на Таврическом полуострове.— ЖМНП, 1900, март, с. 146.[/ref]. Римский гарнизон в городе состоял из вексиляций I Италийского, XI Клавдиева и V Македонского легионов, а также вспомогательных когорт, причем основные силы составляли, очевидно, солдаты XI Клавдиева легиона[ref]Борисова В. В. Черепица с клеймами римских легионеров.— СХМ, 1961, И, с. 39—45.[/ref]. Здесь же базировалась и часть Мезийского Флавиева флота, остававшаяся в Херсонесе до начала IV в. до н. э.[ref]Соломоник Э. И. О римском флоте в Херсонесе.— ВДИ, 1966, № 2, с. 165— 171.[/ref]
После военной реформы Адриана в дунайскую армию стали набираться солдаты из местного, главным образом фракийского, населения[ref]Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957, с. 233.[/ref]. Солдаты-фракийцы появляются в римском гарнизоне Херсонеса, и вместе с ними активно проникают в город фракийские культурные элементы. В позднеантичном Херсонесе фракийские влияния сказались как в материальной, так и в духовной жизни. Увеличиваются монетные поступления из Подунавья и Балкан[ref]Гилевич А. М. Античные иногородние монеты из раскопок Херсонеса.— НиС,- 1968, III, с. 39.[/ref], с солдатами из Нижней Мезии приходят гладиаторские бои[ref]Щеглов А. Н. К вопросу о гладиаторских боях в Херсонесе Таврическом.— EIRENE, 1966, V, с. 103.[/ref], появляются фракийские элементы в искусстве Херсонеса[ref]Античная скульптура Херсонеса: Каталог. Киев, 1976, с. 40—49.[/ref], фракийцы оказываются в составе его населения[ref]Гилевич А. М. Могила с двумя подбоями.— СХМ, 1961, II, с. 54—56.[/ref]. Терпят изменения религиозные представления херсонеситов: здесь появляются новые культы, в том числе и фракийские[ref]Соломоник Э. И. Из истории религиозной жизни в северопонтийских городах позднеантичного времени.— ВДИ, 1973, № 1, с. 57, 58.[/ref]. Свидетельство тому многочисленные находки в Херсонесе посвятительных фракийских рельефов ІІ-ІІІ вв. н. э.[ref]Щеглов А. Н. Фракийские посвятительные рельефы из Херсонеса Таврического.— В кн.: Древние фракийцы в Северном Причерноморье. М., 1969, с. 135 и сл.[/ref]
Среди фракийских культов, входивших в пантеон позднеантичного Херсонеса, был и привезенный сюда римскими легионерами, выходцами из Фракии, культ Зевса Димеранского, что подтверждается не только привезенным в Херсонес из Нижней Мезии в готовом виде алтарем с посвящением этому божеству[ref]Граков Б. Н., Виноградов Ю. Г. Новые надписи…, с. 132.[/ref], но и изготовленным несомненно здесь на месте граффити.
Следует отметить, что все памятники, упоминающие о Зевсе с таким эпитетом найдены не в городах, а в их округе. Не исключение здесь и Херсонес. Вполне вероятно, что культ Зевса Димеранского получает во II—III вв. н. э. распространение не в самом Херсонесе, а лишь среди группы солдат, несущих службу за пределами города. Очевидно, эти легионеры были родом из одной местности во Фракии, где это божество было наиболее популярным.
К содержанию 168-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
Warning: Undefined array key "show_age" in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22