К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»
Анализируя эту проблему, автор доклада выдвигает и предпринимает попытку обосновать следующие положения.
1. Как отметил Б.О. Долгих, из всех народов Сибири до присоединения к России только у татар имелась своя государственность, остальные народы находились на различных стадиях патриархально-родового общества, начиная от ранних до сравнительно поздних.
[adsense]
М.М. Федоров считает, что у бурят, якутов, и других народов Восточной Сибири в ХVII в. действовали сложившиеся в институт обычаи, направленные прежде всего против посягательств на частную собственность, а также на жизнь, здоровье и достоинства людей (Федоров М.М., 1978; с.6). Народы Севера стояли на самой низшей ступени социально-экономического развития по сравнению со всеми другими народами этого региона. «Никаких письмен и учений не имеют, — писал об остяках Г. Новицкий, — находятся ниже закона, но руководствуются естественным законом, природным познанием добра и зла» (Новицкий Г., 1884, с.34).
2. После присоединения к России на территории Сибири сложилась дуалистическая правовая система, включавшая в качестве официального права государственное право России. Оно распространялось на все население Сибири, но с определенными изъятиями для его автохтонной части, которой предоставлялась возможность осуществлять правосудие по своим обычаям: сначала без всяких ограничений, затем при условии, чтобы обычаи не вступали в противоречие с законом, не содержали в себе ничего дикого, жестокого и безнравственного. Государственное право России в полном объеме распространялось только на русское население, оно же регулировало отношения между ним и народами Сибири, оставшимися субъектом действия своего традиционного права, охватывавшего сферу всех гражданских и мелких уголовных конфликтов; крупные уголовные преступления преследовались по государственным законам.
3. Малые народы Севера оказались в сложной правовой ситуации. Их юридические обычаи — обычаи, свойственные доклассовому обществу, получив санкцию государственной власти и испытывая воздействие России,трансформировались в нормы обычного права.
Народы Севера стали объектом действия двух различных, находившихся в конфликте, систем права — государственного и местного, обычного права. Престиж и области применения последнего постепенно, но неуклонно сокращались. Отдельные нормы его подверглись деформации и модернизации. Само оно обновлялось за счет рецепции правовых норм, регулировавших новые отношения, возникавшие в результате контактов с русским населением, перехода к скотоводству и земледелию. Как показывает судебная практика инородных управ, с течением времени судебные конфликты все чаще решались на основе русского, а не туземного права.
4. Характеризуя это явление на примере якутов, исследователи отмечают, что под воздействием России у якутов появилась необходимость заимствовать для новых отношений готовые юридические нормы и термины, которые местная жизнь не могла выработать. В результате этого исконные начала якутского обычного права постепенно переплелись с нормами, свойственными сельскому обществу русских крестьян . Нечто подобное происходило, хотя и менее выраженно, с юридическими обычаями малых народов Севера. Они эволюционировали в сторону обычного права русских крестьян прежде всего там, где эти народы переходили к новым формам хозяйства. Отдельные их группы в силу ассимиляционных процессов перенимали обычное право бурят и якутов. Некоторые коррективы в юридические обычаи народов Севера, особенно в обычаи, регулировавшие семейно-брачные отношения, вносило принятие христианства.
5. Влияние государственных законов России, ее правопорядка в целом на так называемый юридический быт народов Севера проявлялось в неодинаковой мере на различные их группы. В большей мере оно сказывалось у оседлого населения, чем у кочевого, в тех районах, которые находились ближе к административным центрам, там, где те или иные группы их имели тесные контакты с русскими, коми, якутами и бурятами. В отдельных, труднодоступных местах это влияние было ничтожно.
6. В целом, юридические обычаи малых народов Севера проявили поразительную устойчивость, сохранившись вплоть до социалистических преобразований. В некоторых случаях они оказали влияние на обычно-правовые нормы русского населения, регулировавшие отношения в области охоты.
Интеграция юридических обычаев народов Севера в государственно-правовую скстому России явилась одним из направлений смены их традиционной культуры культурой классового общества.