К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»
Разведение домашних животных — важная, но второстепенная отрасль хозяйства восточных славян. Оно не дает права причислить эти народы к скотоводческим. Скотоводческими мы называем народы, в хозяйстве которых разведение домашних животных играет первенствующую роль.
Только у одной группы восточных славян скотоводство выдвигается на первое место и превалирует над земледелием: у гуцулов и других обитателей Карпат. Там исторически сложился тип горно-скотоводческого хозяйства с перегоном скота летом на альпийские пастбища — «полонины».
В животноводстве не меньше, чем в земледелии, сказываются и культурная общность и этнические особенности восточнославянских народов.
Почти повсеместно разводят лошадей, крупный рогатый скот, мелкий скот — коз, овец, свиней, домашнюю птицу. Лошадь употребляется у русских и белорусов как рабочее и транспортное животное, у украинцев — только как транспортное. В Связи с этим наличие и количество лошадей в хозяйстве русского и белорусского крестьянина могло служить в прошлом одним из самых точных показателей степени его экономической мощности. В. И. Ленин, как известно, считал наиболее правильным группировать крестьянские хозяйства в классовые категории по размерам посевов и по количеству рабочего скота (т. е. для русских и белорусов — лошадей). «Безлошадный» и отчасти «однолошадный» — это синоним бедняка, хозяин с 4—5 и более рабочими лошадьми — это зажиточный или кулак. У подавляющего большинства крестьян лошади были плохой породы, слабосильные, недокормленные. Только у кулаков и у помещиков были породистые рабочие лошади, а иногда и рысаки (из последних особенно славилась «орловская» порода). Кроме рабочей и транспортной силы, лошадь дает крестьянину также навоз (более высокого качества, чем коровий). Другие способы использования лошадей — доение кобылиц, убой на мясо, — хорошо известные кочевым скотоводческим народам, восточным славянам совершенно чужды.
Рогатый скот — коров — русские и белорусы издавна держали ради молока и ради навоза. Говяжье мясо было доступно только богатым. Для работы рогатый скот (волы) применяется только в степной полосе — у украинцев, а из русских — только у казаков, на Дону. Для русских и белорусов рогатый скот не служил таким необходимым условием экономической силы хозяйства, как лошади; однако в распределении молочного скота тоже отражалась классовая дифференциация. Бедняки коров не имели или имели 1—2 коровы, беспородных, плохо кормленных и дававших очень мало молока. Теперь каждая колхозная семья имеет по одной-две коровы, не считая общественного стада в колхозах. Удойность их, благодаря лучшему содержанию и повышению породности, увеличилась. Лучшие из прежних пород молочного скота — холмогорская, ярославская, — прежде имевшиеся только у зажиточных, сейчас широко распространились. Выводятся и новые породы.
Мелкий скот — козы и овцы — распространен повсеместно, но в небольшом количестве. Крестьянская семья держала и теперь держит по 2—3 овцы, редко больше. Здесь резкое отличие от быта степных кочевников, у которых стада овец достигали сотен и тысяч голов. Овец разводят ради шерсти и мяса. Их не доят. Исключение составляют южные украинцы и карпатские горцы: они доят овец и из молока их выделывают особый сыр — брынзу. Коз держат частью из-за шерсти, но больше как раз из-за молока; беднякам коза заменяла прежде нередко корову: «коза — корова бедняка». Но и теперь многие считают выгодным держать козу, в частности из-за особых питательных и целебных свойств козьего молока.
И для крупного и для мелкого скота всегда запасается на зиму сено — почти единственный в прошлом корм. В связи с этим кошение лугов — непременная составная часть летних полевых работ (обычно предшествующая уборке хлеба).
Преобладали естественные луга: заливные («поёмные») — по берегам рек и суходольные. Посевы кормовых (клевер, вика, тимофеевка и др.) появились только к концу XIX в. в помещичьих и кулацких хозяйствах. Косили всегда косами. На севере в прошлом употреблялась так называемая «горбуша» — особая кривая, массивная коса на короткой рукояти, которой как бы рубили траву; в глухих лесистых местах горбуша сохранилась и сейчас. Работа ею трудна и малопроизводительна, но зато она прочна и не ломается при ударе о корни и пни, которых много в северных лесах. Повсеместно распространена сейчас коса-«литовка», дающая при косьбе широкий и ровный ряд. Косьба — в основном мужская работа. Напротив, «грести» сено граблями, высушивать и собирать его в копны — женское дело. Сейчас в колхозах употребляют главным образом сенокосилки, а мужской и женский труд так не разделяется. Высушенное сено собирают в высокие круглые «стога» или в длинные «зароды» (в Сибири), оставляя их на лугах или — чаще в Европейской части Союза — свозя в сараи.
Летом же скот всегда выпасается на пастбищах («выгонах») в лесу, на лугу, в степи, смотря по обстоятельствам; летнее стойловое содержание скота восточным славянам неизвестно. Первый весенний выгон скота по старой традиции приурочен к Егорьеву дню (23 апреля), и по этому поводу прежде устраивали обряды «обхода» скота (с участием попа, колдуна, пастуха).
Лишь в немногих местах — на Севере, в Сибири — скот пасется летом без присмотра, внутри «поскотины» — обширной изгороди, которой обнесена деревня вместе с прилегающими выгонами. В подавляющем большинстве областей для пастьбы скота всегда нанимали пастуха. Его нанимали всей деревней — это одна из дольше всего удержавшихся черт сельско-общинного быта. Пастух получал от «общества» условную плату деньгами или натурой за все лето, а сверх того обычно жил и кормился поочередно у отдельных сельчан. Пастух с подпасками брал под свою ответственность стадо (главным образом, коров) на все лето, чтобы ежедневно с зарей выгонять его на пастбище, а вечером пригонять в деревню, беречь от потерь, от волков, не допускать потравы. Трудное ремесло пастуха требовало большого опыта, но не давало ему ни почета, ни богатства. В пастухи шли только самые безнадежные бобыли-бедняки. Зато пастуху, особенно на Севере, суеверное население приписывало колдовские способности, умение ладить с лешим, а также в случае обиды «испортить» корову.
В степной части Украины подобную же роль играли «чабаны» — пастухи овец. Большое стадо овец делилось на меньшие — «отары». Необходимые помощники чабана — злые собаки — «овчарки».
Сейчас колхозные стада пасутся летом под наблюдением опытных пастухов, иногда и зоотехников. Личный скот колхозников в большинстве случаев по-старому поручается пастуху, которого нанимают группы хозяйств, либо его пасут по очереди.
Свиньи разводятся повсеместно, но в небольшом количестве, на мясо и сало. Используется также свиная кожа и щетина. Прежде свиньи откармливались главным образом в зажиточных хозяйствах. Теперь они имеются не только в колхозных свинофермах, но и у отдельных колхозников.
Собак держат повсюду прежде всего для охраны хозяйства. В степной полосе употребляются пастушеские собаки-овчарки. В северных промысловых районах держат охотничьих собак. Как транспортное животное собака применяется только на крайнем северо-востоке — у русских камчадалов, колымчан, русско-устьинцев. Домашнюю птицу — кур, гусей, уток — разводят повсеместно, но прежде только у зажиточных ее было много. Используются яйца и мясо. Сейчас в колхозах много птицеферм, но и отдельные колхозники держат домашнюю птицу.
К животноводству относят также разведение пчел. В старину в лесной полосе было широко распространено бортное пчеловодство — добыча меда и воска из гнезд диких пчел в дуплах лесных деревьев. По мере вырубки лесов, бортей становилось все меньше. Теперь повсюду господствует пасечное пчеловодство. До революции на крестьянских пасеках применялись главным образом «колодные» ульи («дуплянки» в виде выдолбленного обрубка дерева с вынимающейся спереди «должеей» — дощечкой); колоды обычно ставились вертикально, местами — на Украине, на Севере и в Сибири — клались горизонтально. Мед добывался путем подрезки сот или путем замаривания пчел серой (дикий и варварский способ). В советскую эпоху, и особенно при колхозном строе, колодные ульи почти везде вытеснены усовершенствованными — рамочными (кстати, впервые разборный рамочный улей был изобретен в нашей стране — Прокоповичем в 1814 г.), в огромной степени повышающими доходность пчеловодства. Но, в отличие от других отраслей сельского хозяйства, пчеловодство всегда было, а частью остается и теперь как бы любительским занятием. Пчелы требуют внимательного ухода и особого опыта, а теперь — и специальных знаний. Считалось прежде, что пчелы не у всякого будут жить. Пчеловодом-пасечником был обычно какой-нибудь любитель, старик, свободный от других дел и проводивший все лето на своей пасеке. В настоящее время в колхозах выделяются специально подготовленные профессионалы-пчеловоды.