Жертва. Заклинание. Заговоры. Заклинатели

Жертва

С этими духами ему постоянно приходилось сталкиваться, и ему необходимо было жить с ними в ладу, чтобы они чего-нибудь ему не напортили. Если случалось какое нибудь несчастье, то это объяснялось злобою духа на человека: дух был чем-нибудь недоволен; его нужно было склонить каким ни будь образом на свою сторону, чтобы он не мстил человеку. По мнению первобытного человека эти духи имели тоже свои желания, и главное из этих желании, как и у человека, было желание есть. Дух сердился на человека за то, что он не накормил его. Поэтому первобытный человек, приступая к еде, старался накормить и тех духов, с которыми ему приходилось иметь дело. У многих народов есть обычай при каждой еде часть пищи отдавать этим духам. Эта пища клалась в определенное место, и предполагалось, что ее съедали те боги, которым она приносилась. Эта пища называется жертвой, а принесение пищи богу носит название жертвоприношения. Таким образом, жертва обыкновенно представляла ту же пищу, которую ел и сам человек.

Но у некоторых народов мы находим обычаи приносить особую жертву богам: для жертвы выбираются, например, особые виды растительной пищи (ячмень, бобы, горох и т. п.) или приносятся в жертву люди, обыкновенно пленники. Такие человеческие жертвоприношения сохранились еще у некоторых диких народов, а в древности они существовали даже у европейцев (например, у древних греков). Все эти обычаи показывают, что прежде люди употребляли в пищу то, что теперь приносят только в жертву богам. Так что, если мы встречаем народ, у которого сохранились или раньше были человеческие жертвоприношения, то мы можем вывести из этого, что эти народы раньше были людоедами.

Не все первобытные боги любили одну и ту же пищу. Одним из них приносили в жертву животных, другим растительную пищу, третьим различные напитки, а иным сжигали пахучие вещества. Во многих случаях можно легко догадаться, почему тому или другому богу приносилась особая жертва. Особенно заметно это на почитании огня. Огонь такой бог, который легко пожирает различные жертвы; он их сжигает. Но есть некоторые вещества, которые особенно хорошо горят: их, значит, и любит огонь. Дрова горят гораздо лучше, если их обмазать или облить каким нибудь маслом. Значит, бог-огонь любит масло. И огню приносили в жертву масло. Таким образом, входило в обычай приносить богам в жертву их любимую пищу. Так как и в животных жили духи, то и животных считали в некоторых местах за богов и им приносили в жертву то, чем питались животные. Первобытный человек не ко всем своим богам относился с одинаковым почтением. Одни из них были ему очень страшны и требовали постоянных жертв, другие, как деревья и камни, отличались очень мирным нравом. Их первобытный человек иногда даже наказывал, думая, что они принесли ему какое-нибудь несчастье. Некоторые предметы человек всегда носил с собою, думая, что они предохраняют его от всякой беды. Если оказывалось, что этот предмет не отвращал несчастие, то человек бросал такой предмет, как негодный, и выбирал себе другого хранителя.

Заклинание

Мы указывали выше, что первобытному человеку таинственной казалась и сила его собственного слова. Веруя в эту таинственную силу слова, человек старался воспользоваться ею, чтобы заставить людей или даже самих богов сделать так, как ему хотелось. По первобытным верованиям, если слово сказано, то оно непременно оказывает свое действие. Обращаясь к своим богам, первобытный человек старался словом заставить богов оказать ему содействие. Такое обращение к богам называется заклинание. Из заклинания развивается молитва, которая представляет из себя просьбу, обращенную к божеству. Молитва предполагает более высокое представление о божестве: его не всегда можно заставить принести счастье, его нужно уметь упросить.

Заговоры

Заклинание особенно часто употреблялось против болезней, которые, как казалось первобытному
человеку, происходили от действия злого духа. Такие заклинания известны у нас в России под именем заговоров. Еще и до сих пор нередко крестьяне обращаются за лечением к своим знахарям и знахаркам, которые умеют заговаривать и зубную боль, и лихорадку, и другие болезни. Эти же знахари и знахарки могут, по народным поверьям, также и навести болезнь на здорового человека: „они знают слово“, такое слово, которое действует неотразимо. Поэтому в конце заговоров обыкновенно высказывается положение, чтобы слова заговора были крепки: „будьте, мои слова, крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей соли, вострей меча-самосека, крепче булата».

Чтобы слово подействовало, нужно знать, какие слова следует произнести. Эти слова сопровождаются обыкновенно известными действиями. Нужно знать и то, в какую сторону оборотиться лицом, какое слово сказать и т. д. Если что нибудь пропустишь, то и заговор не подействует. Это поверие произошло, конечно, от того, что заговоры часто не действовали. Тогда говорили, что была какая нибудь ошибка в словах или действиях, или кто нибудь помешал исполнению заговора своим еще более сильным заговором.

Заклинатели

Так как не легко было знать все подробности, необходимые для заклинаний на всевозможные случаи жизни и болезни, то появились особые знатоки этого дела, к которым и обращались за помощью, когда была необходимость. Эти знатоки заклинаний называются знахарями, колдунами, заклинателями. Их также называют шаманами. Такой шаман, или колдун, иногда делается известным потому, что знал ремесло, какого не знали другие. Часто колдунами считают мельников, кузнецов, плотников и других мастеров.

Эти шаманы-колдуны иногда действительно знакомы с действием некоторых лекарственных трав, умеют приготовлять из них снадобья, зелья, которыми и лечат. Но они скрывают от народа свои знания и поддерживают в нем веру в свое колдовство.

В этот день:

Дни смерти
1994 Умер Игорь Николаевич Хлопин — отечественный археолог, доктор исторических наук, специалист по археологии Туркменистана.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 09.03.2017 — 16:30

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014